Решение по ст. 16.3 ч. 2 КоАП РФ



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

г. СоветскДД.ММ.ГГГГ

Судья Советского городского суда Калининградской области Понимаш И.В.,

при секретаре Вылегжаниной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ахметшиной <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты> проживающей <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты> на постановление ВрИО начальника Советского таможенного поста <адрес> таможенной службы ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, -

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ВрИО начальника Советского таможенного поста Калининградской областной таможенной службы ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № Ахметшина Ю.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 ч. 2 КоАП РФ, за совершение которого ей назначено административное наказание в виде штрафа размере 1000 рублей.

Ахметшина Ю.Ф. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указав, что не согласна с вынесенным ВрИО начальника Советского таможенного поста Калининградской областной таможенной службы решением поскольку, при его вынесении, не были учтены все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно то, что при оформлении ГТД в таможенный орган ею были представлены все затребованные сотрудником таможенного органа документы, в число которых не входила лицензия Минпромторга на ввозимый товар. Товар был оформлен и выпущен в свободное обращение. Полагает, в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 ч.3 КоАП РФ. Просит отменить обжалуемое постановление.

В судебное заседание Ахметшина Ю.Ф. не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотрения жалобы в её отсутствие.

Защитник Ахметшиной Ю.Ф., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ адвокат Мухина Е.А., пояснила, что согласовав позицию со своей доверительницей, уточняет, что факт совершения Ахметшиной Ю.Ф. административного правонарушения, предусмотрено ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ и ДД.ММ.ГГГГ Ленинградским районным судом г. Калининграда принято решение об освобождении предприятия от административной ответственности в виду малозначительности правонарушения. Также, не учтено, что требуемая лицензия была получена и представлена в таможенный орган ДД.ММ.ГГГГ, вредные последствия после совершения правонарушения не наступили. Просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Суд, выслушав защитника лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Ахметшиной Ю.Ф. - адвоката Мухину Е.А., оценив представленные ею доводы, изучив материалы административного дела № дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела об административном правонарушении № усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> КПП <данные изъяты> юридический адрес <адрес>), в ОТО и ТК Советского таможенного поста Калининградской областной таможни подало грузовую таможенную декларацию № в режиме свободной таможенной зоны на товар «коньячный спирт питьевой, с содержанием спирта 68%, 4-х летней выдержки, образец (№ л. (код <данные изъяты> изготовитель <данные изъяты> В результате проведенного мониторинга таможенного оформления товаров в рамках ведомственного контроля обнаружено, что в описи, графе 44 ГТД №<данные изъяты> бумажного и электронного носителей, информация о реквизитах лицензии Минпромторга отсутствует. В комплекте ГТД №<данные изъяты> лицензия Минпромторга также отсутствует. ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”» осуществило ввоз и таможенное оформление товара: «коньячный спирт питьевой, с содержанием спирта 68%, 4-х летней выдержки, образец ((№ л. (код <данные изъяты> изготовитель «<данные изъяты> без предоставления лицензии Минпромторга, что повлекло за собой несоблюдение запретов и ограничений, установленных международным законодательством, законодательством Российской Федерации. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Калининградской областной таможней в отношении ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 16.3 КоАП России с присвоением регистрационного №.

ДД.ММ.ГГГГ Калининградской областной таможней составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Виноконъячный завод «Альянс -1892», его действия квалифицированы по ч.2 ст. 16.3 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”» признано виновным в совершении данного правонарушения и освобождено от административной ответственности в виду малозначительности. Указанное постановление вступило в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК Советского таможенного поста Калининградской областной таможни ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении в отношении декларанта ООО «Виноконъячный завод «Альянс -1892» Ахметшиной Ю.Ф., её действия квалифицированы по ч.2 ст. 16.3 КоАП РФ.

Из указанного протокола об административном правонарушении следует, что ГТД №<данные изъяты> с прилагающимся к ней пакетом документов в ОТО и ТК Советского т/п подавала указанная в графе 54 ГТД Ахметшина Ю.Ф., работающая в ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”» в отделе декларирования и таможенного оформления декларантом на основании приказа «О приеме на работу» от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями п.1 ст. 14 Таможенного Кодекса РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного Кодекса РФ под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие, предусмотренные Таможенным Кодексом действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (вывозу с этой территории), допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении определённых требований и условий (статья 13 Таможенного Кодекса РФ).

В силу статьи 149 Таможенного Кодекса РФ соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, является обязательным условием выпуска товаров наряду с отсутствием, нарушений таможенного законодательства, выполнением условий помещения товаров под избранный таможенный режим, уплатой таможенных пошлин, налогов или обеспечением их уплаты.

К ограничением экономического характера относятся такие как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» (далее - Соглашение), Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (раздел 2.18.) и Положением о применении ограничений (положение к разделу 2.18) импорт этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется заявителями на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства - члена таможенного союза (далее - уполномоченный орган), на территории которого зарегистрирован заявитель.

С 1 января 2010 года положения Международных соглашений имеют приоритет над соответствующими нормами российского законодательства.

Пунктом а) статьи 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 15.07.1995г. «О международных договорах Российской Федерации» (далее – ФЗ № 101) определено, что международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ № 101 может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Статьей 15 настоящего Федерального закона определен перечень международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации.

Порядок вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно – правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним также определен Протоколом от 06.10.2007г. №1 «О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним».

Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией составной частью

Правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены таможенным кодексом РФ, применяются правила международного договора РФ (статья 8 Таможенного кодекса РФ).

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27 ноября 2009 года №19 данный документ вступил в силу с 01 января 2010 года.

Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»: совершено 25.01.2008г., ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008г. № 255-ФЗ «О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран», вступило в силу с 01.01.2010г. (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»). Соглашение Правительств государств – членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»: совершено 09.06.2009г., ратифицировано Федеральным законом от 28.11.2009 N 300-ФЗ «О ратификации Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами», вступило в силу с 01.01.2010г. (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).

Решения Комиссии Таможенного союза и Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭс не являются международными договорами (соглашениями), подлежащими ратификации Российской Федерации.

Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определившее дату вступления в силу вышеуказанных Соглашений: опубликовано в Российской газете 30.11. 2009г.

«Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положение о применении ограничений»: утвержден 27.11.2009г. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», применяется с 01.01.2010 (Решение комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).

Решение комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определившее, с какого времени применяются запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, опубликовано в Российской газете 30.11. 2009г.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации с 01 января 2010 года таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с Международными соглашениями запретов и ограничений исключительно в отношении товаров, включенных в Единый перечень.

Статьёй 13 Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 164 –ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определён порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий, который утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2005 года № 364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка данных выданных лицензий», согласно которого Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и (или) его территориальные органы выдают участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий: разовая лицензия; генеральная лицензия; исключительная лицензия. Лицензии оформляются на бланках, формы которых утверждаются Министерством промышленности и торговли российской Федерации.

Приказом Минпромторга РФ от 30.12.2009 №1212 во исполнение Решений Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года №19 и Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №132 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" в части организации работы по выдаче лицензий на осуществление экспортно-импортных операций распределены полномочия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров. Данным приказом установлено, что Территориальные органы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации выдают Лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров в том числе - спиртные напитки (группа 2208 за исключением спирта этилового и водки).

Согласно Распоряжения ФТС Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 229-р «О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров», зарегистрированного в Министерстве Юстиции российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 16242, опубликованного 12 февраля 2010 года в Российской газете, вступившего в силу 23 февраля 2010 года, выдержанный коньячный спирт с объёмом долей этилового спирта 55,0-70,0%, получаемый путём выдержки молодого коньячного спирта в дубовых бочках, дубовых бутах или эмалированных резервуарах, загруженных дубовой клёпкой, классифицируются в подсубпозиции <данные изъяты>

Товар, оформленный ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”» по ГТД <данные изъяты> - «коньячный спирт питьевой» (код <данные изъяты> включен в п. 2. «Товары, ограниченные к перемещению через границу таможенного союза», п.п. «2.18 Этиловый спирт и алкогольная продукция, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при импорте» Единого перечня.

В соответствии с п. 3 Положение к п.2.18 о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на таможенную территорию таможенного союза, «импорт этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется заявителями на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель».

В соответствии с Приложением № 2 «Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации», утвержденным Приказом ФТС России № 536 от 25 апреля 2007 года «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», «Лицензия, выданная Минэкономразвития России» (ныне Минпромторг России) (код по классификатору «1011», Приложение № 10 к Приказу ФТС России № 1003 от 21 августа 2007 года «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей») является документом необходимым для таможенного оформления и должна быть внесена в 44 графу ГТД.

Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выразившееся в непредставлении при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.16.3 КоАП РФ.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, подлежит привлечению к ответственности лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является лицо, указанное в статье 16 ТК РФ, декларант.

Факт разрешения таможней выпуска товара не может служить основанием для легализации ошибок и нарушений, выявленных после таможенного оформления, данная позиция указана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № 12133/03.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 11 ТК РФ декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В гр.14 ГТД №<данные изъяты> в качестве декларанта выступает ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”». ГТД от имени предприятия подавалась указанной в гр. 54 Ахметшиной Ю.Ф., работающей в ООО «Виноконьячный завод “Альянс - 1892”» в отделе декларирования и таможенного оформления декларантом, которая и несет ответственность за заявленные таможенному органу сведения.

Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств, ВрИО начальника Советского таможенного поста Калининградской областной таможенной службы ФИО3 при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, верно пришел к выводу о наличии в действиях Ахметшиной Ю.Ф. состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ.

Между тем, ВрИО начальника Советского таможенного поста Калининградской областной таможенной службы ФИО3 при решении вопроса о назначении Ахметшиной Ю.Ф. наказания за совершение указанного правонарушения, не был в достаточной мере учтён характер совершенного правонарушения, в связи с чем, наказание последней определено без учета принципов соразмерности и справедливости.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАПРФ» малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания (отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям, непричинение вреда третьим лицам, фактическое устранение правонарушения на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления), характера правонарушения, принятых Ахметшиной Ю.Ф. мер для предотвращения совершения административного правонарушения, отсутствия вредных последствий от её действий, полагает, что совершенное ею административное правонарушение является малозначительным, а потому считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела, то есть освободить Ахметшину Ю.Ф. от ответственности и ограничится устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ч. 3 ст. 30.7. КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление ВрИО начальника Советского таможенного поста Калининградской областной таможенной службы ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Ахметшиной <данные изъяты> к административной ответственности по ст. 16.3 ч. 2 КоАП РФ, отменить. Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение десяти суток со дня его вручения.

СудьяИ.В. Понимаш