причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть человека



Дело № 1- 165

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иваново 12 октября 2010 года

Советский районный суд г. Иваново в составепредседательствующего судьи Морозова Н.Ю.,

при секретаре Леушкиной Е.Б.,

с участием государственного обвинителя прокуратуры Советского района города Иваново Соловьева О.В.,

подсудимого Вьюгина А.Е.,

защитников Богарова Д.Е., представившего удостоверение № 532 и ордер № 1125,

Кузнецова Е.В., представившего удостоверение № 307 и ордер № 287,

потерпевшей Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ВЬЮГИНА А.Е., …, не имеющего судимости, -

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Вьюгин А.Е. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

09 июля 2010 года около 22 часов Вьюгин А.Е. и Е.Н. находились по адресу: г.Иваново, ул. … Между Вьюгиным и Е.Н. на бытовой почве по поводу приготовления еды произошла ссора. В ходе ссоры у Вьюгина на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений возник умысел на причинение Е.Н. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. Реализуя свой преступный умысел, Вьюгин взял в кухне вышеуказанной квартиры нож в правую руку, с которым вышел в коридор квартиры, где нанес Е.Н. один удар ножом в область бедра левой ноги и один удар ножом в предплечье левой руки. После нанесения телесных повреждений Вьюгин вытолкнул Е.Н. из квартиры на лестничную площадку дома, закрыл за ней дверь в квартиру, а сам остался в квартире. Своими умышленными действиями Вьюгин причинил Е.Н. следующие повреждения:

- колото-резаную рану левой нижней конечности на наружной поверхности левого бедра на границе с передней поверхностью в верхней трети с ранением бедренной артерии, образовавшуюся в результате одного воздействия в указанную область конечности плоского колюще-режущего орудия, сопровождавшуюся развитием острой кровопотери, развитием тяжелых расстройств сердечнососудистой деятельности, по признаку опасности для жизни на момент причинения и развитию угрожающих для жизни явлений относящуюся к категории повреждений, причиняющих тяжкий вред здоровью, находящуюся в прямой причинно-следственной связи со смертью пострадавшей;

- резаную рану левой верхней конечности в области передней поверхности левого предплечья в нижней трети на границе с лучезапястным суставом с повреждением сухожилия сгибателей 4-5 пальцев, образовавшуюся в результате одного воздействия предмета с режущим краем, каким мог быть плоский колюще-режущий предмет (или орудие) с лезвием, отношения к причине смерти не имеющую. Подобные повреждения у живых лиц обычно относятся к категории повреждений, причиняющих средней тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья.

От полученных телесных повреждений Е.Н. скончалась на месте происшествия около квартиры № … дома № … по ул. … г. Иваново. Причиной смерти Е.Н. явилась колото-резаная рана левой нижней конечности в области бедра с ранением левой бедренной артерии.

Во время совершения умышленных действий в отношении Е.Н., направленных на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, Вьюгин А.Е. не предвидел возможность наступления в результате его преступных действий смерти потерпевшей, хотя при достаточной внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление данного результата.

Подсудимый Вьюгин А.Е. вину в предъявленном обвинении признал полностью и показал, что 09 июля 2010 года утром он вместе с Е.Н., с которой проживал в гражданском браке, пошел на реку купаться. Там они употребили спиртное. Вернулись домой, он лег спать. Проснувшись, попросил Е.Н. приготовить поесть, Е.Н. отказалась. На это почве между ними произошла ссора, Е.Н. ударила его сковородой по ноге. Он разозлился, решил причинить Е.Н. боль, взял на кухне нож. Е.Н. побежала к выходу из квартиры. Он настиг ее у дверей, нанес Е.Н. два удара ножом, в бедро и руку, вытолкнул ее из квартиры и закрыл дверь. Все это произошло около 22 часов. Часа через два он вышел на лестничную площадку, Е.Н. лежала в крови у двери. Он затащил Е.Н. в квартиру, пытался привести в сознание, но она уже не подавала признаков жизни. Убивать Е.Н. не хотел, в содеянном раскаивается.

Из протокола явки с повинной Вьюгина А.Е. от 10 июля 2010 года, протокола проверки показаний на месте подозреваемого Вьюгина А.Е. от 10 июля 2010 года следует, что он сообщил аналогичные сведения (л.д. 35-41, 75).

Вина подсудимого Вьюгина А.Е. в совершении преступления, кроме его показаний, подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств по делу.

Потерпевшая Н.Н. показала, что погибшая Е.Н. являлась ее дочерью. Последние четыре года дочь проживала с Вьюгиным А.Е. Дочь работала швей, по характеру была добродушная, оптимистка. 10 июля 2010 года ей позвонили из милиции и сообщили о смерти дочери. Имеет исковые требования в счет возмещения материального вреда в размере 33779 рублей 50 копеек в счет возмещения затрат на похороны Е.Н., а также в сумме 466220 рублей 50 копеек в счет возмещения морального вреда, а всего в размере 500000 рублей.

Свидетель В.П. показала, что Е.Н. проживала с ее сыном Вьюгиным А.Е. в их квартире около 4 лет. Последнее время сын с Е.Н. стали часто употреблять спиртное, сын не имел постоянной работы. При ней между сыном и Е.Н. ссор не было. 9 июля 2010 года она уехала на огород, вернулась домой лишь 10 июля, узнала о задержании сына.

Свидетель А.В. показал, что является другом подсудимого Вьюгина А.Е.. Он неоднократно бывал в гостях у Вьюгина и проживавшей с ним Е.Н. Отношения между Вьюгиным и Е.Н. были хорошие.

Из показаний свидетеля В.М., данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании, следует, что он проживает по адресу: г. Иваново, ул…., с женой И.К. и дочерью Е.В. 09 июля 2010 года вечером находился дома с женой и дочерью. Около 18 часов к ним в гости пришли Л.В. и С.А.. Около 23.20 дочь вышла из квартиры, сразу вернулась обратно, сообщила, что на площадке находится труп девушки. Все вышли в подъезд на лестничную площадку, увидели лежащую девушку в нижнем белье, под девушкой была большая лужа крови. Данная девушка проживала с Вьюгиным А.Е. в кв. № … (л.д. 45-47).

Из показаний свидетелей Е.В., И.К., С.А., Л.В., данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании, следует, что они аналогичны показаниям свидетеля В.М.. При этом из показаний свидетеля С.А. также следует, что после обнаружения трупа девушки он выглянул из квартиры и увидел, что молодой человек из кв…. затащил девушку в квартиру (л.д.48-57).

Из показаний свидетеля А.Н., данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании, следует, что он, являясь милиционером ОБ ППС, 09 июля 2010 года около 23 часов в связи с сообщением об обнаружении женщины с телесными повреждениями проследовал по адресу: г. Иваново, ул. … Прибыв на место, у дверей указанной квартиры была обнаружена большая лужа крови. В квартире был обнаружен труп девушки, также в квартире находился Вьюгин А.Е.. (л.д.62-63).

Из протокола осмотра места происшествия от 10 июля 2010 года следует, что осмотрена квартира № … д… по ул… г. Иваново. В ходе осмотра у входа в квартиру обнаружены следы крови, образцы которой перенесены на марлевый тампон. В коридоре квартиры обнаружен труп женщины с телесными повреждениями. Рядом с трупом обнаружен кухонный нож, длина клинка 11,7 см, с пятнами бурого цвета на клинке. С места происшествия изъяты тампон со смывами крови, нож. Труп направлен на исследование в бюро СМЭ (л.д. 23-33). Изъятое впоследствии осмотрено, приобщено к делу в качестве вещественных доказательств (л.д. 116-119).

Согласно протоколу выемки от 29 июля 2010 года у свидетеля В.П. изъята сковорода (л.д.114-115), которая впоследствии осмотрена, приобщена к делу в качестве вещественного доказательства (л.д.116-119).

Согласно заключению эксперта № 2296 от 29 июля 2010 года у Вьюгина А.Е. обнаружены кровоподтеки на правом предплечье, на левой ягодице, на правой голени, на левой стопе; ссадины в проекции левого плечевого сустава, на правом предплечье, на левой кисти, в области крестца справа, в проекции правого коленного сустава, на левой голени, относящееся к категории повреждений, не причинивших вреда здоровью. Ссадины на правом предплечье и левой голени имели давность 5-10 суток на момент осмотра, остальные повреждения имели давность в пределах 2 суток на момент осмотра 10.07.10. Выполнены смывы с тела (л.д.134-135).

Согласно протоколам выемок от 10 июля 2010 года у Вьюгина А.Е. изъяты плавки, у заведующего отделом СМЭ, где проходил экспертизу Вьюгин А.Е., изъяты марлевые тампоны со смывами с кожи Вьюгина А.Е. (л.д.108, 110-112). Данные предметы впоследствии осмотрены, приобщены к делу в качестве вещественных доказательств (л.д. 116-119).

Согласно заключению эксперта № 466 от 28 июля 2010 года на марлевых тампонах, ноже, плавках Вьюгина А.Е. обнаружена кровь человека, происхождение которой от Е.Н. не исключается, но исключено от Вьюгина А.Е. (л.д.147-150).

Согласно заключению эксперта № 169 от 17 августа 2010 года рана на кожном лоскуте с левого бедра трупа Е.Н. является колото-резаной, образовалась в результате одного воздействия плоского колюще-режущего орудия. Возможность причинения раны от воздействия кухонного ножа, представленного на экспертизу, не исключается (л.д. 155-162).

Из заключения судебно-медицинской экспертизы № 90/1346 от 11 августа 2010 года следует, что при исследовании трупа Е.Н. обнаружены следующие повреждения:

- колото-резаная рана левой нижней конечности на наружной поверхности левого бедра на границе с передней поверхностью в верхней трети с ранением бедренной артерии, образовавшаяся в результате одного воздействия в указанную область конечности плоского колюще-режущего орудия. Данное повреждение сопровождалось развитием острой кровопотери, развитием тяжелых расстройств сердечнососудистой деятельности, по признаку опасности для жизни на момент причинения и развитию угрожающих для жизни явлений относится к категории повреждений, причиняющих тяжкий вред здоровью, и находится в прямой причинно-следственной связи со смертью пострадавшей;

- резаная рана левой верхней конечности в области передней поверхности левого предплечья в нижней трети на границе с лучезапястным суставом с повреждением сухожилия сгибателей 4-5 пальцев. Рана образовалась в результате одного воздействия предмета с режущим краем, каким мог быть плоский колюще-режущий предмет (или орудие) с лезвием. Данное повреждение отношения к причине смерти не имеет. Подобные повреждения у живых лиц обычно относятся к категории повреждений, причиняющих средней тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья.

От момента причинения пострадавшей указанных повреждений до момента ее смерти прошел период времени, не превышающий, вероятно, 30 минут. Раны причинены последовательно, разновременно, в периоды времени между собой, не превышающие, возможно, несколько минут.

Причиной смерти Е.Н. явилась колото-резаная рана левой нижней конечности в области бедра с ранением левой бедренной артерии.

При исследовании крови и мочи из трупа обнаружен этиловый спирт в количестве, соответствующем у живых лиц сильной степени алкогольного опьянения (л.д. 123-130).

Эксперт В.А., допрошенный в судебном заседании по поводу данного им заключения по результатам исследования трупа Е.Н., показал, что ранение бедра причиняло тяжкий вред здоровью уже в момент нанесения телесного повреждения, независимо от последующей кровопотери. Взаиморасположение нападавшего и пострадавшей в момент причинения телесных повреждений могло быть различным.

Из заключения комиссии судебно-психиатрических экспертов № 764 от 27 июля 2010 года следует, что Вьюгин А.Е. в настоящее время хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием и иным болезненным состоянием психики не страдает и не страдал ими во время совершения инкриминируемых ему деяний, и мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера Вьюгин А.Е. не нуждается (л.д.140-141).

Суд соглашается с заключением данной экспертизы и считает, что Вьюгин А.Е. совершил преступление в состоянии вменяемости, его психическое состояние не вызывает у суда сомнений.

Анализ и оценка совокупности собранных и исследованных в судебном заседании доказательств по делу, приводят суд к убеждению о доказанности вины подсудимого Вьюгина А.Е. в совершении преступления.

Учитывая локализацию, давность, характер повреждений у Е.Н., у суда не имеется сомнений, что они были причинены пострадавшей подсудимым Вьюгиным А.Е. 09 июля 2010 года около 22 часов. Каких-либо данных, свидетельствующих о получении Е.Н. раны, повлекшей ее смерть, не в результате действий подсудимого, по делу не имеется.

Об умышленном характере действий Вьюгина А.Е., направленных на причинение Е.Н. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, свидетельствует неоднократное нанесение подсудимым ударов потерпевшей ножом, в том числе в верхнюю часть бедра, то есть в место расположения крупных кровеносных сосудов. Между действиями Вьюгина и наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей имеется прямая причинно-следственная связь. При этом причинение смерти потерпевшей умыслом Вьюгина не охватывалось.

В действиях подсудимого Вьюгина не имеется признаков необходимой обороны, либо превышения пределов необходимой обороны, поскольку в судебном заседании установлено, что никакого общественно опасного посягательства, сопряженного с применением насилия со стороны Е.Н. в отношении Вьюгина, либо угрозой применения такого насилия, в момент нанесения подсудимым ножевых ранений потерпевшей, не имелось.

На основании изложенного, суд квалифицирует действия подсудимого Вьюгина А.Е. по ст. 111 ч.4 УК РФ, так как он совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей.

При определении вида и размера наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначаемого наказания на исправление осуждаемого.

Преступление, совершенное подсудимым Вьюгиным А.Е., относится к категории особо тяжких, представляет повышенную общественную опасность, направлено против жизни и здоровья.

Подсудимый Вьюгин А.Е. не имеет судимости, не работал, на учетах в ОНД и ОПНД не состоит, по месту жительства участковым уполномоченным милиции характеризуется отрицательно, как лицо, злоупотребляющее спиртным, соседями по месту жительства, а также по месту бывшей работы характеризуется положительно (л.д.170-172, 174-179).

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд признает явку с повинной и полное признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, не установлено.

Учитывая тяжесть содеянного, личность подсудимого, принимая во внимание, что санкцией ст. 111 ч.4 УК РФ предусмотрено в качестве основного наказание только в виде лишения свободы, суд приходит к выводу о необходимости назначения Вьюгину А.Е. наказания в виде реального лишения свободы в целях его исправления и предупреждения совершения новых преступлений. Оснований для назначения более мягкого вида наказания, условного осуждения у суда не имеется.

При определении размера назначаемого наказания суд учитывает требования ст. 62 ч.1 УК РФ о том, что при наличии смягчающих обстоятельств – явки с повинной, активного способствования раскрытию и расследованию преступления, – и отсутствии отягчающих обстоятельств срок наказания не может превышать двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Наличие других смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств дают суду основания не назначать подсудимому максимальное, либо близкое к нему, с учетом требований ст. 111 ч.4 УК РФ.

Потерпевшей Н.Н. заявлен гражданский иск в размере 33779 рублей 50 копеек в счет возмещения имущественного вреда, выразившегося в затратах на похороны Е.Н..

Согласно ст. 1094 ГК РФ лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.

Затраты Н.Н. на похороны подтверждены представленными в суд документами. Исковые требования потерпевшей признаются подсудимым, являются обоснованными и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, потерпевшей Н.Н. заявлен гражданский иск в размере 466220 рублей 50 копеек в счет компенсации морального вреда.

Суд считает, что в результате умышленных, преступных действий Вьюгина А.Е. потерпевшей Н.Н. причинен моральный вред, то есть нравственные страдания, вызванные трагической смертью дочери.

Принимая во внимание степень вины Вьюгина А.Е., степень нравственных страданий потерпевшей, учитывая согласие подсудимого с заявленным иском, суд соглашается с оценкой причиненного потерпевшей Н.Н. морального вреда в размере 466220 рублей 50 копеек, которые и подлежат взысканию с подсудимого.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 304, 307- 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать ВЬЮГИНА А.Е. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок ШЕСТЬ лет без ограничения свободы.

На основании ст. 58 ч.1 п. «в» УК РФ местом отбывания наказания осужденному Вьюгину А.Е. назначить исправительную колонию СТРОГОГО режима.

Срок отбывания наказания осужденному Вьюгину А.Е. исчислять с 12 октября 2010 года.

На основании ст.72 УК РФ зачесть в срок лишения свободы время содержания Вьюгина А.Е. в ИВС УВД Ивановской области с 10 по 11 июля 2010 года и время содержания под стражей в СИЗО-1 г. Иваново с 11 июля по 12 октября 2010 года.

До вступления приговора в законную силу меру пресечения Вьюгину А.Е. оставить прежнюю - содержание под стражей в СИЗО-1 г. Иваново.

Гражданский иск потерпевшей Н.Н. в счет возмещения имущественного вреда удовлетворить. Взыскать с Вьюгина А.Е. в пользу Н.Н. 33779 рублей 50 копеек в счет возмещения имущественного вреда.

Гражданский иск потерпевшей Н.Н. в счет возмещения морального вреда удовлетворить. Взыскать с Вьюгина А.Е. в пользу Н.Н. 466220 рублей 50 копеек в счет компенсации морального вреда.

Вещественные доказательства по делу:

- тампоны со смывами, нож, - уничтожить,

- плавки, - вернуть осужденному Вьюгину А.Е.,

- сковороду – вернуть свидетелю В.П.,

- видеокассету – направить в распоряжение СО по г. Иваново СУ СК при прокуратуре РФ по Ивановской области.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Н.Ю. Морозов