Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении предедлов необходимой обороны



Дело № 1-104

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении уголовного дела в связи

с примирением с потерпевшим

гор. Иваново 2 августа 2010 г.

Советский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Карповой Л.В.

с участием:

государственного обвинителя – помощника

прокурора Советского района гор. Иваново Горланова А.Е.

подсудимой Чугуновой О.Ю.

защитника – адвоката ИЦКА Рязанцевой Н.В.,

представившей удостоверение № 485 и ордер № 005046,

при секретаре Каракулевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ЧУГУНОВОЙ О.Ю., ...

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.1 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Чугунова О.Ю. совершила умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны.

Преступление совершено ею при следующих обстоятельствах:

5 апреля 2009 года в период времени с 6 до 7 часов Чугунова О.Ю. находилась по месту своего жительства по адресу ..., ..., ..., ... вместе со своим знакомым – потерпевшим П. После совместного распития спиртных напитков между ними произошел конфликт, в ходе которого П. стал избивать Чугунову О.Ю., нанося множественные удары кулаками по голове и телу, причиняя физическую боль. Чугунова О.Ю., защищаясь от посягательства П., не сопряженного с насилием, опасным для ее жизни, превысив пределы необходимой обороны, умышленно нанесла П. удар ножом в ротовую полость, причинив раны на лице, на слизистой губ, на передней нёбной дужке справа, сопровождавшиеся развитием геморрагического шока тяжелой степени, которые в совокупности относятся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью, опасный для жизни. Подсудимая Чугунова О.Ю. вину в совершении преступления признала полностью и показала: 4 апреля 2009 года вместе со своей соседкой – свидетелем Г. – находилась в компании, где также присутствовал ранее ей знакомый потерпевший П.. Когда они собрались домой, Г. предложила пригласить в гости П.. Сначала она отказалась, но затем согласилась. Втроем они пришли к ней в квартиру, где она с Г. и П. немного выпила. Утром следующего дня она стала собираться на работу и находилась в прихожей. П. предложил Г. пойти к ней в квартиру, но та отказалась. Тогда П. предложил ей, Чугуновой, не ходить на работу и остаться с ним. Она отказалась и назвала его альфонсом. П. подошел к ней и молча стал избивать, нанося сильные удары кулаками по голове и телу. Из комнаты вышла Г. и попыталась оттащить П., но тот был зол, агрессивен и продолжал наносить удары. Она молчала, поскольку боялась разозлить его еще больше, и закрывала голову руками. В процессе избиения они переместились на кухню. От ударов у нее закружилась голова. Она испугалась, что может потерять сознание и упасть и тогда П. будет пинать ее ногами. Защищаясь, чтобы испугать П. и прекратить его действия, она схватила из подставки кухонный нож и ударила им П. в лицо, попав в рот. Тот прекратил избиение. Увидев кровь на лице П., она предложила вызвать скорую помощь, но тот отказался и ушел. Впоследствии она встречалась с П., извинялась перед ним, на что тот ответил, что претензий к ней не имеет и привлекать ее к уголовной ответственности не желает.

Вина подсудимой в совершении преступления подтверждается совокупностью исследованных доказательств.

5 апреля 2009 года в Советский РОВД гор. Иваново поступило сообщение службы «03» о том, что из квартиры ...., расположенной по адресу ..., ..., ..., в челюстно-лицевое отделение Ивановской Областной клинической больницы с резаной раной языка, губы и правой щеки доставлен П. л.д.55, 57, 58).

Из карты вызова скорой медицинской помощи следует, что 5 апреля 2009 года в 9 часов 31 минуту осуществлен выезд по адресу ..., ..., ..., ... к П., у которого имелись резаная рана верхней губы с повреждением всех слоев кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистой оболочки с обильным кровотечением, колото-резаная рана правой щеки, обильное кровотечение из полости рта, царапины на правом плече л.д.133).

При осмотре места происшествия – квартиры подсудимой Чугуновой О.Ю. по адресу ..., ..., ..., ... – на полу у входа в кухню обнаружены капли вещества бурого цвета, с которого произведены смывы на марлевый тампон; на столе комнаты обнаружен и изъят нож с ручкой черного цвета л.д.59-61). Изъятые предметы осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств л.д.160-163). Согласно заключению биологической экспертизы л.д.126-129) на марлевом тампоне, изъятом с места происшествия, обнаружена кровь человека, происхождение которой от потерпевшего П. не исключено; на ноже крови не обнаружено.

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта л.д.137-142,152-153) у потерпевшего П. имелись раны на лице, на слизистой губ, на передней небной дужке справа, сопровождавшиеся развитием геморрагического шока тяжелой степени, которые имели давность в пределах нескольких часов на момент осмотра врачом 5 апреля 2009 года и в совокупности относятся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью, опасный для жизни; высказаться о механизме образования повреждений невозможно ввиду отсутствия детального описания их в медицинских документах; рубцы на лице на верхней губе справа и в правой щечной области, образовавшиеся в результате заживления ран, являются неизгладимыми, поскольку нарушают мимику, деформируют окружающие мягкие ткани, требуют для своего устранения косметической операции.

Потерпевший П. в ходе предварительного следствия показал: после совместного распития спиртных напитков между ним и Чугуновой произошел конфликт, причину которого не помнит; Чугунова сказала ему что-то грубое, и он слегка ее толкнул; Чугунова схватила нож, которым до этого что-то резала, и начала на него замахиваться; он стал выхватывать нож, но Чугунова успела его порезать три раза по правой руке и по спине с правой стороны над лопаткой; ему удалось выхватить нож; Чугунова побежала в коридор со словами «Сейчас возьму топор»; он проследовал за ней; в коридор вышла Г., попыталась их успокоить и вновь ушла в комнату; в руках у Чугуновой оказался нож с коричневой рукояткой с длиной лезвия более десяти сантиметров, которым она ударила его один раз в лицо, попав в рот, отчего он испытал сильную физическую боль; Чугунова предложила вызвать скорую помощь, но он отказался и ушел домой, откуда скорой помощью был доставлен в больницу; он не исключает, что в момент конфликта он мог нанести Чугуновой удары, но не помнит этого, поскольку прошло много времени и в момент конфликта он находился в состоянии алкогольного опьянения; претензий к Чугуновой он не имеет и привлекать ее к уголовной ответственности не желает л.д.73-74).

Свидетель Г. в ходе предварительного следствия показала: она вышла из комнаты в коридор и увидела, что П. наносит Чугуновой удары руками, а та прикрывается от него руками; она пыталась встать между ними и оттащить П., стараясь не попасть под его удары; П. немного успокоился, а затем вновь полез к Чугуновой; это было раза два-три, когда она пыталась отодвинуть П. от Чугуновой; затем она ушла в комнату и что далее происходило между ними не видела; через некоторое время в комнату зашел П., на его лице была кровь; она предложила ему вызвать скорую помощь, но тот отказался; после этого она ушла домой; через день она встретила Чугунову и увидела у нее синяки на руках и на лице, та сказала, что у нее на голове шишки и голова очень болит л.д.82-83).

Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд находит вину подсудимой в совершении преступления доказанной.

Органом предварительного следствия действия Чугуновой О.Ю. квалифицированы по ст.111 ч.1 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, и выразившегося в неизгладимом обезображивании лица.

Государственный обвинитель после исследования доказательств изменил обвинение подсудимой Чугуновой О.Ю. путем переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание, и предложил квалифицировать ее действия по ст.114 ч.1 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны; кроме того, исключил из обвинения квалифицирующий признак умышленного причинения тяжкого вреда здоровью «выразившегося в неизгладимом обезображивании лица», а из объема обвинения – нанесение трех ударов ножом - в правое плечо, по правой руке и в область спины справа под лопаткой - с причинением «рубцов на правом плече, на спине, образовавшихся в результате заживления ран мягких тканей, относящихся к категории телесных повреждений, причиняющих легкий вред здоровью в виде кратковременного расстройства здоровья», как не нашедшие подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Учитывая позицию государственного обвинителя, суд исключает из обвинения подсудимой Чугуновой О.Ю.:

нанесение ножом потерпевшему П. одного удара по правому плечу, одного удара по правой руке и одного удара в область спины справа под лопаткой и причинение в результате этих действий рубцов на правом плече, на спине, которые образовались в результате заживления ран мягких тканей и относятся к категории телесных повреждений, причиняющих легкий вред здоровью в виде кратковременного расстройства здоровья;

квалифицирующий признак умышленного причинения тяжкого вреда здоровью «выразившегося в неизгладимом обезображивании лица»,

и квалифицирует действия Чугуновой О.Ю. по ст.114 ч.1 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.

В судебном заседании установлено, что в ходе возникшего конфликта потерпевший П., находящийся в состоянии опьянения, стал избивать подсудимую, нанося ей множественные удары кулаками по голове, причиняя физическую боль, и не прекращал свои действия, несмотря на попытку свидетеля Г. заступиться за подсудимую. При таких обстоятельствах, подсудимая Чугунова О.Ю. находилась в состоянии необходимой обороны. Вместе с тем, защищаясь от посягательства со стороны потерпевшего П., не сопряженного с насилием, опасным для ее жизни, Чугунова О.Ю. совершила умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства, нанеся потерпевшему удар ножом в лицо и причинив раны, сопровождавшиеся развитием геморрагического шока и причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Таким образом, Чугунова О.Ю. превысила пределы необходимой обороны.

Поводом для возбуждения 25 марта 2010 года уголовного дела по факту причинения потерпевшему П. тяжкого вреда здоровью послужило сообщение службы скорой медицинской помощи от 5 апреля 2009 года о доставлении его с резаными ранами лица в областную клиническую больницу. До этого неоднократно принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем потерпевший извещался. С заявлением о привлечении Чугуновой О.Ю. к уголовной ответственности за причинение вреда его здоровью П. не обращался, решения об отказе в возбуждении уголовного дела не обжаловал; напротив, в ходе досудебного производства по делу как непосредственно после произошедших событий – 6 апреля 2009 года, так и в последующем - 24 марта 2010 года, в своих письменных объяснениях, а также при допросе П. заявил, что претензий к подсудимой Чугуновой О.Ю. не имеет, привлекать ее к уголовной ответственности не желает л.д.62,63). Исковых требований о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда потерпевший П. не заявлял.

Подсудимая Чугунова О.Ю. в судебном заседании пояснила, что после произошедших событий встречалась с потерпевшим и приносила ему свои извинения, на что тот заявлял, что прощает ее и привлекать к уголовной ответственности не желает.

Государственный обвинитель заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Чугуновой О.Ю. в связи с примирением с потерпевшим.

Подсудимая Чугунова О.Ю. и ее защитник против прекращения уголовного дела по такому основанию не возражали.

Выслушав стороны, суд находит ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Чугунова О.Ю. не судима, преступление, отнесенное к категории небольшой тяжести, совершила впервые, с потерпевшим примирилась, принеся ему свои извинения, в связи с чем он претензий к ней не имеет, привлекать к уголовной ответственности не желает, о компенсации за причиненный вред не заявляет; затраты на лечение потерпевшего подсудимая полностью возместила.

Прокурором Советского района г.Иваново в интересах ИОБ заявлен иск в счет возмещения затрат на лечение потерпевшего П. в размере 5 314,20 руб. л.д.78-80). Государственный обвинитель в связи с возмещением ущерба в добровольном порядке, что подтверждается представленной в судебном заседании квитанцией, от иска отказался и просил производство по иску прекратить.

При таких обстоятельствах имеются основания для прекращения уголовного дела в отношении Чугуновой О.Ю. и прекращения производства по иску прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254, 256 УПК РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Уголовное дело в отношении Чугуновой О.Ю., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.25 УПК РФ в связи с примирением с потерпевшим.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Чугуновой О.Ю. отменить.

Вещественные доказательства - марлевый тампон, нож, образец крови – уничтожить.

Производство по иску прокурора Советского района гор. Иваново в интересах ИОБ о возмещении затрат на лечение потерпевшего П. в размере 5 314,20 руб. прекратить в связи с отказом от иска.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд гор. Иваново в течение десяти суток со дня вынесения.

Председательствующий (подпись)

....

....ь