решение по иску прокурора о признании незаконными действия по начислению платы за электроэнергию



Дело № 2-271 5 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Иваново в составе

Председательствующего судьи Рощиной Е.А.

С участием помощника прокурора Южского района Балябиной И.В.,

При секретаре Кругловой Е.В.

Представителя ответчика ООО «Энергосетевая компания», действующей на основании доверенностей, «…»

Представителей третьего лица ООО «Жилищная управляющая компания», действующих на основании доверенностей «…»., «…»

Рассмотрев в открытом судебном заседании 5 мая 2011 года в г. Иваново гражданское дело по иску прокурора Южского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Энергосетевая компания» о признании незаконными действий ООО «Энергосетевая компания» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Южского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Энергосетевая компания» о признании незаконными действий ООО «Энергосетевая компания» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Южского района по заявлению жителей г. Южа проведена проверка законности начисления платы за электроэнергию за места общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета.

В ходе проверки установлено, что 01.03.2010 года ООО «Жилищная управляющая компания» заключило с ООО «Энергосетевая компания» договор поставки электрической энергии.

В соответствии с п. 2.5. указанного договора, ответчик выставляет счета за потребленную проживающим в жилых помещениях лицам электрическую энергию непосредственно бытовым потребителям, кроме того, использованную для общедомовых нужд собственникам и нанимателям соответствующих жилых помещений.

Согласно п. 5.1. договора поставки электроэнергии счета бытовым потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением исполнителя коммунальных услуг, выполняет поставщик-ответчик. Объем электрической энергии, потребленный бытовым потребителем, включает в себя следующее:

- объем электрической энергии, потребленный бытовым потребителем в жилом помещении;

- объем электрической энергии, потребленный местами общего пользования многоквартирного дома и распределенный между бытовыми потребителями, проживающими в многоквартирных домах (при их наличии) в соответствии с законодательством.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что объем электроэнергии, потребленный в местах общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета ООО «Энергосетевая компания» определяет исходя из установленной мощности токоприемников мест общего пользования и часов их горения, согласно п. 147 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии».

При этом начисление ответчиком платы за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома осуществляется по п.п. 1 п. 3 (формула 9) Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Однако, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» по формуле п.п. 1 п. 3 (формула 9) Приложения № 2 определяется порядок размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении только при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

По мнению прокурора, действия ответчика по порядку начисления и взимания платы за места общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета, являются незаконными.

На основании изложенного, прокурор просит: 1. признать незаконными действия ООО «Энергосетевая компания» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомового прибора учета в части применения п.п. 1 п. 3 (формула № 9) Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; 2. запретить ООО «Энергосетевая компания» применять п.п. 1 п. 3 (формула № 9) Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при производстве расчета платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета; 3. обязать ООО «Энергосетевая компания» сделать перерасчет жителям г. Южа за электроэнергию мест общего пользования.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме. В ходе рассмотрения дела просил обязать ООО «Энергосетевая компания» сделать перерасчет жителям г. Южа за электроэнергию мест общего пользования за период с 01.03.2010 года по 31.03.2011 года включительно.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Кравченко М.В. исковые требования прокурора не признала, представила письменные возражения (л.д. 75). В судебном заседании пояснила, что ответчик осуществляет поставку электрической энергии в ряд жилых домов на территории г. Южа Ивановской области на условиях договора № «…»от «…» года, заключенного с исполнителем коммунальных услуг ООО «Жилищная управляющая компания».

В соответствии с п. 2.5. договора ООО «Энергосетевая компания» несет обязанность по выставлению непосредственно бытовым потребителям счетов за электроэнергию, потребляемую лицами, проживающими в жилых помещениях, а также используемую на общедомовые нужды. В период действия договора ответчик полагал единственно возможным применение следующей методики начислений.

Объем электрической энергии, отпущенный на многоквартирный жом в отчетном месяце, определяется исходя из суммарного объема индивидуальных приборов учета собственников (нанимателей) жилых помещений и объемов электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. При этом в случае отсутствия прибора учета, объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, определяется исходя из установленной мощности токоприемников и числа часов их использования. Затем производится расчет платы за электрическую энергию путем распределения объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды пропорционально показаний индивидуальных приборов учета между собственниками (нанимателями) жилых помещений многоквартирного дома в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения 2 к Правилам № 307 (формула 9).

Однако, с учетом сформировавшейся правоприменительной практики относительно порядка расчета и распределения платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, а также в целях недопущения нарушения прав граждан. Проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, ООО «Энергосетевая компания» произвело соответствующий перерасчет стоимости электрической энергии за период с апреля 2010 года по январь 2011 года включительно, за последующие месяцы начисление гражданам платы за места общего пользования компанией не производятся. Таким образом, по мнению представителя ответчика, нарушения действующего законодательства добровольно устранены ответчиком, в связи с этим отсутствует предмет спора.

Представители третьего лица, действующие на основании доверенностей, «…», поддержали иск прокурора, представили письменный отзыв, согласно которому между ООО «Жилищная управляющая компания» (далее-Исполнитель) и ООО «Энергосетевая компания» (далее-Поставщик) 01 марта 2010 года заключен договор поставки электрической энергии № «…». Согласно положениям настоящего договора Поставщик осуществляет подачу электрической энергии Исполнителю в количестве, необходимом бытовым потребителям, в том числе для использования на общедомовые нужды, выставляет счета за потребленную электроэнергию непосредственно бытовым потребителям, получает плату по данным счетам непосредственно от бытовых потребителей. К функции Исполнителя по договору не относится контроль за правомерностью произведенных расчетов между ООО «Энергосетевая компания» и потребителями. Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии-исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года. Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившем с ней договор, исходя из мощности и режима работы, установленных в этих помещениях потребляющих устройств. Требования указанного пункта Постановления выполнены и прописаны в п. 4.1. и приложении № 1 договора поставки электрической энергии № «…» от «..» года. Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» не содержит положений, определяющих принцип распределения потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, между потребителями данного вида услуг. Распределение потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного дома при отсутствии общедомовых приборов учета осуществляется по аналогии распределения данного вида энергоресурса с многоквартирными домами, оснащенными общедомовыми приборами учета, однако считают возможным применение другого метода распределения потребленной электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома. На основании изложенного, ООО «Жилищная управляющая компания» не выражает четкой позиции по настоящему делу и оставляет разрешение иска на усмотрение суда (л.д.74).

Суд, выслушав пояснения сторон по делу, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что 1 марта 2010 года между ООО «Энергосетевая компания» и ООО «Жилищная управляющая компания» заключен договор поставки электрической энергии № «…» (л.д. 131-133).

Предметом вышеуказанного договора является поставка Поставщиком–ООО «Энергосетевая компания» Исполнителю–управляющей компании электрической энергии в целях оказания коммунальных услуг гражданам, в том числе для использования на общедомовые нужды.

Пунктом 90 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» установлено, что договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Согласно п. 5.1. договора счета-извещения бытовым потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением Исполнителя–управляющей компании, выставляет Поставщик–ООО «Энергосетевая компания». Объем электрической энергии, потребленный бытовым потребителем (гражданами), включает в себя следующие составляющие:

- объем электрической энергии, потребленный бытовым потребителем, в жилом помещении;

- объем электрической энергии, потребленный местами общего пользования многоквартирного жилого дома и распределенный между бытовыми потребителями, проживающими в многоквартирных домах и потребителями, использующими нежилые помещения в многоквартирных домах (при их наличии), в соответствии с действующим законодательством.

При этом в счетах-извещениях, выставляемых Поставщиком бытовым потребителям, указываются реквизиты Поставщика.

Согласно п. 5.2., 5.3 договора прием платежей от бытовых потребителей, учет сумм, полученных в счет оплаты потребленной электроэнергии бытовыми потребителями, производится Поставщиком–ответчиком.

Жителями многоквартирных жилых домов г. Южа, в интересах которых, предъявлен иск прокурором, в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, избран один способов управления, управление управляющей организацией–ООО «Жилищная управляющая компания».

С 1 марта 2010 года в состав платы за электрическую энергию, включена плата за освещение мест общего пользования. Расчет платы производился ООО «Энергосетевая компания» непосредственно собственникам жилых домов по формуле 9 п.п. 1 п. 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, что подтверждается пояснениями сторон, а также следует из представленных счетов квитанций.

Как установлено судом, многоквартирные жилые дома, в которых проживают граждане, в интересах которых обратился прокурор, не оборудованы общедомовыми приборами учета.

Объемы потребления электрической энергии в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Южа, установлена дополнительным соглашением от 6 июля 2010 года к договору поставки электрической энергии № «…»от «…» года (исходя из мощности и количества токоприемников их часов использования) (л.д. 16-67).

В силу п. 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно абзацу первому п. 88 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» договоры о предоставлении услуг электроснабжения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом абзацем вторым пункта 88 указанных Правил установлено, что определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии-исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанное положение конкретизируется в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», предусматривающем порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).

Поскольку согласно п. 7 Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» общедомовые приборы учета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, названный порядок расчета обеспечивает учет, а, следовательно, и оплату электроэнергии, поданной на границе внутридомовых электрических сетей, что соответствует требованиям абзаца второго п. 88 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

В приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам» приведен расчет размера платы за коммунальные услуги.

Пунктом 3 Приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам» определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9):

V

D

Р = ----------- x V x Т,

ky3.i V + V i.p ky

n.p n.n

где:

V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа

D

или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса

n.p

(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса

n.n

(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной

i.p

воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-м помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,

ky

установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

В Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» определено понятие коллективного (общедомового) прибора учета-это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Собственники помещений в многоквартирных домах вносят плату за приобретенные объемы электрической энергии, исходя из приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (п. 16 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

В соответствии с приказом № 601 от 18.10.2010 года ООО «Энергосетевая компания» жителям, проживающим в многоквартирных домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета, произведен перерасчет стоимости электрической энергии за места общего пользования.

Из приведенного представителем ответчика расчета (на примере кв. «…» д. «…» по ул. «…» г. Южа) следует, что жителям г. Южа, проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, произведен перерасчет в виде возврата оплаты за места общего пользования с 1 апреля 2010 года по январь 2011 года включительно, и в последующие месяцы плата за места общего пользования ответчиком не начисляется.

Суд приходит к выводу, что в период с 1 марта 2010 года по январь 2011 года включительно ответчик незаконно производил начисления и взимал плату за места общего пользования в соответствии п.п. 1 п. 3 (формула № 9) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

На основании изложенного, исковые требования прокурора о признании незаконными действий ООО «Энергосетевая компания» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета в части применения п.п. 1 п. 3 (формулы 9) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В целях недопущения применения ответчиком при расчете платы за места общего пользования в многоквартирных домах при отсутствии общедомовых приборов учета суд приходит к выводу обоснованности требования прокурора о запрете ООО «Энергосетевая компания» применять п.п. 1 п. 3 (формула 9) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при производстве расчета платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).

Поскольку ответчиком произведен перерасчет гражданам за места общего пользования в виде возврата уплаченных ими сумм, какого-либо иного расчета прокурор не представил, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора о производстве перерасчета жителям г. Южа за электроэнергию мест общего пользования.

Поскольку при подаче иска прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в порядке ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в размере удовлетворенных судом требований в сумме 400 рублей в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконными действия ООО «Энергосетевая компания» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета в части применения п.п. 1 п. 3 (формулы 9) Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Запретить ООО «Энергосетевая компания» применять п.п. 1 п. 3 (формула 9) Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 23.06.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при производстве расчета платы за электроэнергию мест общего пользования при отсутствии общедомовых приборов учета.

В удовлетворении исковых требований о производстве перерасчета жителям г. Южа за электроэнергию мест общего пользования прокурору Южского района-отказать.

Взыскать с ООО «Энергосетевая компания» в доход государства государственную пошлину 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Судья (подпись) Е.А. Рощина

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2011 года.

Согласовано для размещения на сайт. Судья (подпись)