Дело №2-639 21 сентября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд гор. Иваново В составе председательствующего судьи Хрипуновой И.Ю. При секретаре Панкратовой А.М., с участием представителя истца - прокурора Фроловой Е.А., представителя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6», представителя Управления образования Администрации г. Иваново Доколиной Е.Ю., представителя третьего лица Борисова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2011 года в г. Иваново дело по иску прокурора Советского района г. Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению « Детский сад комбинированного вида № 6», Управлению образования Администрации г. Иваново об устранении нарушений требований пожарной безопасности установил: Прокурор Советского района г. Иваново обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 6 «Лесная сказка», Управлению образования Администрации г. Иваново об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Иск обоснован тем, что в ходе проведенной проверки по информации отдела государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ивановской области о невыполнении предписаний данного органа по выполнению противопожарных мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Советского района г. Иваново было установлено, что по результатам проверки проведенной с 5 по 9 августа 2010 года государственным инспектором г. Иваново по пожарному надзору отдела ГПН г. Иваново Ткаченко Т.А., МДОУ - детский сад комбинированного вида № 6 «Лесная сказка», расположенному по адресу: г. Иваново, ул. **, д. ** было вынесено предписание № ** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Указанное предписание должно быть выполнено в срок до 02.04.2011 года. С 4 по 12 мая 2011 года инспектором отделением организации ГПН отдела НД городского округа г. Иваново, государственным инспектором г. Иваново по пожарному надзору Ткаченко Т.А. проводилась проверка исполнения предписания по выполнению противопожарных мероприятий. По итогам проверки 12 мая 2011 года был составлен акт, согласно которому выявлены факты невыполнения 3 пунктов из 4 предписания ГПН № 1198 от 09.08.2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности. МДОУ детский сад комбинированного вида № 6 «Лесная сказка» постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Иваново мировым судьей судебного участка № 3 Советского района г. Иваново от 14.06.2011 года привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ за невыполнение требований предписания № ** от 09.08.2010 года, выданного государственным инспектором г. Иваново по пожарному надзору Ткаченко, по устранению требований пожарной безопасности. Согласно информации МДОУ- детский сад комбинированного вида № 6 «Лесная сказка», указанные нарушения не устранены не были в связи с отсутствием финансирования учреждения в 2011 году на противопожарные мероприятия. В соответствии с п.1.11 Устава МДОУ- детский сад комбинированного вида № 6 «Лесная сказка» является некоммерческой организацией. Деятельность учреждения финансируется его Учредителем в соответствии с договором между ними. Согласно п. 3.2. Договора о взаимоотношениях муниципального дошкольного образовательного учреждения с учредителем от 19.05.2003 года Учредитель обязуется выделять средства для обеспечения безопасных условий осуществления образовательного процесса. Прокурорской проверкой было установлено, что данное обязательство Управление образования Администрации г. Иваново выполняется ненадлежащим образом. Использование дошкольного учреждения с нарушением требований пожарной безопасности может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, стать причиной чрезвычайной ситуации, привести к тяжелым последствиям, крупному ущербу и гибели людей Просит: обязать МДОУ-детский сад комбинированного вида № 6 «Лесная сказка» в срок до 01.12.2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности: 1) установить в местах, опасных для прохода людей, в общих коридорах, на лестничных маршах, служащих для эвакуации более 50 человек эвакуационное освещение в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 6.22 СНиП 21-01-97*, п. 7.62 СНиП 23-05-95; 2) заменить отделку пола на путях эвакуации (общие коридоры) материалами с сертификатами пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25);. 3) оборудовать помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, 2-ым эвакуационным выходом (групповые ячейки № 6, № 8, расположенные на 2-ом этаже 1 корпуса в торцах здания) в соответствии ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.12.*). Обязать Управление образования Администрации г. Иваново в срок до 10.09.2011 года выделить необходимые денежные средства МДОУ-детский сад комбинированного вида № 6 «Лесная сказка» для приведения в соответствии с требованиями пожарной безопасности образовательного учреждения, а именно: - для установки в местах, опасных для прохода людей, в общих коридорах, на лестничных маршах, служащих для эвакуации более 50 человек эвакуационное освещение в соответствие с. П.3 ППб 01-03, п. 6.22 СНиП 31-01-97*, п. 7.62 СНиП 23-05-95; - для замены отделки пола на путях эвакуации (общие коридоры) материалами с сертификатами пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25; - для оборудования помещений, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, 2-ым эвакуационным выходом (групповые ячейки № 6, № 8, расположенные на 2-ом этаже 1 корпуса в торцах здания) в соответствии ППБ 01-03 п. 3 СНиП 31-01-97* п. 6.12*). Определением суда от 30 августа 2011 года производство по делу по иску прокурора Советского района г.Иваново в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ – детскому саду комбинированного вида № 6 «Лесная сказка», Управлению образования Администрации г.Иваново в части обязания МДОУ – детскому саду комбинированного вида № 6 «Лесная сказка» установить в местах, опасных для прохода людей, в общих коридорах, на лестничных маршах, служащих для эвакуации более 50 человек эвакуационное освещение в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 6.22 СНиП 21-01-97*, п. 7.62 СНиП 23-05-95; замены отделки пола на путях эвакуации (общие коридоры) материалами с сертификатами пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25), выделения денежных средств Управлением образования администрации г. Иваново денежных средств для установления в местах, опасных для прохода людей, в общих коридорах, на лестничных маршах, служащих для эвакуации более 50 человек эвакуационное освещение в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 6.22 СНиП 21-01-97*, п. 7.62 СНиП 23-05-95;замены отделки пола на путях эвакуации (общие коридоры) материалами с сертификатами пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25) прекращено, в связи с отказом прокурора Советского района г.Иваново Фроловой Е.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, от части исковых требований. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Советского района г. Иваново Фролова Е.А. уточнила исковые требования, просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6» в срок до 1 сентября 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности - оборудовать помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, 2-ым эвакуационным выходом (групповые ячейки № 6, № 8, расположенные на 2-ом этаже 1 корпуса в торцах здания) в соответствии ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.12.*); обязать Управление образования Администрации г. Иваново в срок до 1.04.2012 года выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 6» денежные средства для приведения в соответствии с требованиями пожарной безопасности образовательного учреждения - для оборудования помещений, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, 2-ым эвакуационным выходом (групповые ячейки № 6, № 8, расположенные на 2-ом этаже 1 корпуса в торцах здания) в соответствии ППБ 01-03 п. 3 СНиП 31-01-97* п. 6.12*). Указанные требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6» по доверенности Мизинова С.А. исковые требования признала частично, считает их законными и обоснованными, однако не согласна со сроками проведения работ, поскольку выполнить их затруднительно в связи с отсутствием финансирования. Представитель ответчика Управления образования Администрации г. Иваново по доверенности Доколина Е.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что Управлением образования в 2011 году уже были перечислены выделенные на ремонтные работы Учреждению финансовые средства согласно утвержденной смете Учреждения на его лицевой счет в размере 120000 рублей. Мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности уже ведутся, постелен линолеум, делается освещение. В связи с тем, что на 2011 год бюджет уже сформирован, нет возможности выделения средств. В настоящее время перераспределено расположение детей в детском саду. Считает, что прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья воспитанников, а также неопределенного круга граждан, при функционировании МДОУ № 6. Считает, что устранить все нарушения в срок заявленный прокурором нереально. Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Ивановской области по доверенности Борисов Д.А. поддержал заявленные прокурором исковые требования. В связи с изменениями в учредительных документах правильным наименованием ответчика следует считать - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6». Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6» учредителем Учреждения является управление образования администрации г. Иваново. Пунктом 1.11 предусмотрено, что деятельность Учреждения финансируется его Учредителем в соответствии с договором между ними (л.д.27-43). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Как установлено материалами дела по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6», расположенном по адресу: г. Иваново, ул. **, д. **, был выявлен ряд нарушений ППБ 01-03, строительных норм и правил РФ "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), Строительных норм и правил РФ «Естественное и искусственное освещение» 23-05-95 (СНиП 23-05-95), в частности: помещения предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, не обеспечены 2-ым эвакуационным выходом (спальные помещения, групповые комнаты). Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в представленных суду: Акте проверки от 04.05.2011 года N **, Предписаниях по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № ** от 12.05.2011 года (л.д.91) № ** от 12.05.2011 года (л.д.90), № ** от 09.08.2011 года (л.д.14-15), а также других представленных суду документах и не оспариваются ответчиками. Ссылка представителя ответчика Управления образования Администрации г. Иваново на отсутствие финансовых средств не может быть принята судом во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не соглашаясь с заявленными исковыми требованиями, ответчики ссылаются на то обстоятельство, что в указанных исковых требованиях сроках устранить нарушения противопожарной безопасности невозможно. Указанные возражения не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором требований. Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ст. 72 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21 июля 2005 года N 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функции, в том числе, для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе, для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. В статье 5 данного Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, способы размещения заказа определены в ч. 1 ст. 10 ФЗ. На основании приведенной нормы права размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе, аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). На основании изложенного, учитывая объективные затраты времени на исполнение процедур, предусмотренных действующим законодательством по размещению заказов, а также время на выполнение работ по оборудованию помещений, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, 2-ым эвакуационным выходом (групповые ячейки № 6, № 8, расположенные на 2-ом этаже 1 корпуса в торцах здания) в соответствии ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.12.*), суд находит заявленные прокурором сроки обоснованными. Не могут быть приняты во внимание и доводы представителей ответчиков о том, что в настоящее время перераспределено расположение детей в детском саду. Суд приходит к выводу о том, что это всего лишь временные меры, не свидетельствующие об исполнении предписания и устранении недостатков, указанные в вынесенном в адрес детского учреждения предписании. Руководствуясь ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ, Законом РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Правилами пожарной безопасности, ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Советского района г.Иваново в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 6», Управлению образования Администрации г.Иваново об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6» в срок до 1 сентября 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности -оборудовать помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, 2-ым эвакуационным выходом (групповые ячейки № 6, № 8, расположенные на 2-ом этаже 1 корпуса в торцах здания) в соответствии ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.12.*). Обязать Управление образования Администрации г. Иваново в срок до 1.04.2012 года выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению « Детский сад комбинированного вида № 6» денежные средства для приведения в соответствии с требованиями пожарной безопасности образовательного учреждения - для оборудования помещений, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек, 2-ым эвакуационным выходом (групповые ячейки № 6, № 8, расположенные на 2-ом этаже 1 корпуса в торцах здания) в соответствии ППБ 01-03 п. 3 СНиП 31-01-97* п. 6.12*). Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: И.Ю.Хрипунова