обязать установить ограждение территории общеобразовательного учреждения



Дело №2-922

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года г. Иваново

Советский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Афонинай Л.И.,

при секретаре Масловой Е.Н.,

с участием представителя истца –

помощника прокурора Советского района г. Иваново Павлова Б.В.,

представителя ответчика МОУ СОШ № 63 Кутумова Г.К.,

представителя ответчика Управления образования

Администрации г. Иваново, по доверенности, Доколиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 декабря 2011 года в г. Иваново дело по иску прокурора Советского района г.Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 63, Управлению образования Администрации г.Иваново об обязании установить ограждение территории общеобразовательного учреждения

установил:

Прокурор Советского района г. Иваново, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 63, Управлению образования Администрации г. Иваново об обязании установить ограждение территории общеобразовательного учреждения.

Исковые требования обосновал тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что по адресу: г. Иваново, ул. ***, д. *** находится корпус А Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 63. Целостность забора корпуса А МОУ СОШ №63 нарушена. Отсутствуют целые секции забора протяженностью несколько метров, в связи с чем, возникает угроза проникновения на территорию школы посторонних лиц, проезда и парковки автомобилей, совершения террористических акций, что представляет опасность для жизни и здоровья детей. На территорию школы имеется свободный доступ посторонних граждан, не являющихся участниками общеобразовательного процесса, что создает реальную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся школы, их родителей, педагогов. Нарушаются права и законные интересы учащихся и работников школы. Таким образом, не созданы условия для безопасного пребывания учащихся на территории школы.

МОУ СОШ №63 является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением, осуществляет свою деятельность на основании Устава.

В соответствии с п. 1.3. Устава МОУ СОШ №63 учредителем учреждения является Управление образования администрации г. Иваново. Согласно п. 1.8. Устава отношения между Учреждением и Учредителем определяются договором, заключаемым в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 3.3. Договора о взаимоотношениях МОУ с учредителем от 31 января 2001 года, заключенного между Управлением образования администрации г. Иваново и МОУ СОШ №63, учреждение обязуется обеспечить в своей деятельности безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями норм ТБ, охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, санитарно- гигиенических и противопожарных правил.

Указанные условия договора МОУ СОШ № 63 не выполняются по причине не выполнения Управлением образования Администрации г. Иваново п. 3.2 указанного договора, согласно которому учредитель обязуется выделять средства для обеспечения безопасных условий осуществления образовательного процесса. Неоднократные заявки директора школы в адрес Управления образования администрации г. Иваново о выделении денежных средств на восстановление ограждения территории школы, подаваемые на протяжении нескольких лет, проигнорированы.

Требования прокуратуры в адрес Управления образования администрации г. Иваново, предъявляемые путем внесения представления, также оставлены без удовлетворения.

Как установлено проверкой, полномочия, связанные с обеспечением содержания здания школы по ограждению забором фактически Управлением образования администрации г. Иваново не выполнены, в связи с чем, возникает угроза жизни и здоровью участников общеобразовательного процесса. Отсутствие ограждения школы может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, стать причиной чрезвычайной ситуации, привести к тяжелым последствиям, крупному ущербу и гибели людей.

Просит суд обязать МОУ СОШ № 63 в срок до 01 апреля 2012 года установить ограждение всей территории корпуса А общеобразовательного учреждения по адресу: г. Иваново, ул. ***, д. *** сплошным забором, обязать Управление образования администрации г. Иваново в срок в течение одного квартала 2012 года выделить необходимые денежные средства МОУ СОШ №63 для установки в срок до 01 апреля 2012 года ограждения всей территории корпуса А общеобразовательного учреждения по адресу: г. Иваново, ул. ***, д. *** сплошным забором.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Иваново Павлов Б.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика директор МОУ СОШ №63 Кутумов Г.К. исковые требования признал, пояснив, что в указанные сроки выполнить работы по установке забора не представляется возможным. В срок до 01 апреля 2012 года возможна только подготовка соответствующей документации.

Представитель ответчика Управления образования Администрации г. Иваново, действующая на основании доверенности, Доколина Е.Ю. исковые требования признала, выразив несогласие со сроками, установленными для подготовки необходимой документации по выделению денежных средств и выполнению работ по восстановлению ограждения школы. Пояснила, что заявка МОУ СОШ №63 была получена Управлением образования администрации г. Иваново, в настоящее время сформирован проект работы по МОУ СОШ №63 на 2011/2012 г.г., запланировано восстановить ограждение территории МОУ СОШ №63.

Представитель третьего лица администрации г. Иваново в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков МОУСОШ №63 - Кутумова Г.К., Управления образования Администрации г. Иваново Доколину Е.Ю., изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, находит исковое заявление прокурора Советского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Согласно п.п. 7.1, п.п. 13 п.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 года №35 – ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Пунктом 3 Постановления Главы администрации Ивановской области «О дополнительных мерах по предотвращению террористических акций на территории Ивановской области» от 15.09.1999 года №593 предписывается организовать круглосуточное дежурство руководителей и ответственных сотрудников в культурно – зрелищных учреждениях, больницах, школах, детских садах и других местах массового пребывания людей, расположенных на территории муниципальных образований. Также указано на необходимость принятия мер по исключению несанкционированного проникновения посторонних лиц и усилению охраны на вышеназванных объектах.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально – техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Пунктом 4 части 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнить требования санитарного законодательства.

В силу ст. 28 указанного Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Иваново проведена проверка, в ходе которой установлено, что по адресу: г. Иваново, ул. ***, д. *** находится корпус А Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 63. Целостность забора корпуса А МОУ СОШ №63 нарушена. Отсутствуют целые секции забора протяженностью несколько метров, в связи с чем, возникает угроза проникновения на территорию школы посторонних лиц, проезда и парковки автомобилей, совершения террористических акций, что представляет опасность для жизни и здоровья детей. На территорию школы имеется свободный доступ посторонних граждан, не являющихся участниками общеобразовательного процесса, что создает реальную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся школы, их родителей, педагогов. Нарушаются права и законные интересы учащихся и работников школы. Таким образом, не созданы условия для безопасного пребывания учащихся на территории школы.

В результате проведения проверки в адрес Управления образования Администрации г. Иваново и МОУ СОШ №63 прокуратурой Советского района г. Иваново были внесены представления об устранении нарушений законодательства об образовании и о противодействии терроризму от 25 августа 2009 года и 31 августа 2010 года соответственно (л.д. 32, 35).

Согласно сообщению Управления образования Администрации г. Иваново от 01 октября 2009 года № 01-06-1236, осуществление мероприятий по восстановлению целостности внешнего ограждения территорий учреждений, установка дополнительных точек наружного освещения требует значительных финансовых затрат. Бюджетного финансирования вышеуказанных мероприятий на 2009 год не предусмотрено. Заявки образовательных учреждений на проведение данных работ будут учтены при формировании бюджета на следующий год (л.д. 34).

Согласно информации МОУ СОШ №63 от 17.09.2010 года № 183 для восстановления целостности ограждения в корпусах «А» и «Б» школы по адресам: ул. ***, д. *** и ул. ***, д. *** необходимо выделение больших денежных средств, т.к. общая площадь территории школы составляет в корпусе «А» - 15000 кв.м., а в корпусе «Б» - 7000 кв.м. В связи с этим на установку ограждения требуется не менее 1, 5 млн. рублей. На момент проверки в бюджете школы таких денежных средств не было (л.д. 37).

МОУ СОШ №63 по своей организационно – правовой форме является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением, осуществляет свою деятельность на основании Устава.

В соответствии с п. 1.3. Устава МОУ СОШ №63 учредителем учреждения является Управление образования администрации г. Иваново. Согласно п. 1.8. Устава отношения между Учреждением и Учредителем определяются договором, заключаемым в соответствии с законодательством РФ (л.д. 18 - 21).

В соответствии с п. 3.3. Договора о взаимоотношениях МОУ с учредителем от 31 января 2001 года, заключенного между Управлением образования администрации г. Иваново и МОУ СОШ №63, учреждение обязуется обеспечить в своей деятельности безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями норм ТБ, охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, санитарно- гигиенических и противопожарных правил.

Указанные условия договора МОУ СОШ № 63 не выполняются по причине не выполнения Управлением образования Администрации г. Иваново п. 3.2 указанного договора, согласно которому учредитель обязуется выделять средства для обеспечения безопасных условий осуществления образовательного процесса.

Директор МОУ СОШ №63 неоднократно обращался в адрес Управления образования администрации г. Иваново о выделении денежных средств на восстановление ограждения территории школы, что подтверждается заявками, имеющимися в материалах дела (л.д. 9, 10, 11, 12, 14), объяснительной (л.д. 17). Однако, денежные средства выделены не были (л.д. 22).

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области № 001833 от 24.09.2009 года директор МОУ СОШ №63 Кутумов Г.К. был привлечен к административной ответственности по ст. 6.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ (л.д. 25) на основании протокола об административном правонарушении №*** от 24.09.2009 года (л.д. 26).

Согласно акту проверки №1184 Управления Роспотребнадзора по Ивановской области юридического лица, индивидуального предпринимателя от 31 августа 2009 года были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»: п.2.2.3 – территории участков в корпусах «А» и «Б» ограждены забором частично, отмечается нарушение целостности ограждения (л.д.28)

По результатам проверки было внесено предписание № 1184 от 22.09.2009 года с предложением восстановить нарушенные ограждения территорий участков в корпусах «А» и «Б» в срок до 01 сентября 2011 года (л.д. 30).

Определением заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Когут В.Е. срок исполнения предписания №*** от 22.09.2009 года п. 1 по ходатайству директора МОУСОШ №63 перенесен до 01 сентября 2013 года по причине отсутствия денежных средств на проведение необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений (л.д. 23 - 24).

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Однако, как установлено в ходе прокурорской проверки, полномочия, связанные с обеспечением содержания здания школы по ограждению забором фактически Управлением образования администрации г. Иваново не выполнены, в связи с чем, возникает угроза жизни и здоровью участников образовательного процесса. Отсутствие ограждения общеобразовательного учреждения может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, стать причиной чрезвычайной ситуации, привести к тяжелым последствиям, крупному ущербу и гибели людей в связи с чем, суд считает необходимым обязать Управление образования Администрации г. Иваново в срок до 01 апреля 2012 года выделить необходимые денежные средства Муниципальному образовательному учреждению средней образовательной школе № 63 для установки ограждения территории общеобразовательного учреждения сплошным забором с воротами и калитками, оснащенными запорными устройствами.

В судебном заседании директор школы МОУ СОШ № 63 Кутумов Г.К. показал, что учебный год заканчивается 31 мая, в школе с 1 июня по 25 июня проходят экзамены.

С учетом этого, суд полагает, что в целях безопасности и охраны здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях целесообразно проводить работы по возведению забора в летнее время, когда в школе начнутся каникулы.

Суд считает необходимым обязать муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 63 установить ограждение территории общеобразовательного учреждения сплошным забором с воротами и калитками, оснащенными запорными устройствами в срок до 01 августа 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Управление образования Администрации города Иваново в срок до 1 апреля 2012 года выделить необходимые денежные средства Муниципальному образовательному учреждению средней образовательной школе № 63 для установки ограждения территории общеобразовательного учреждения сплошным забором с воротами и калитками, оснащенными запорными устройствами.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение среднюю образовательную школу № 63 установить ограждение территории общеобразовательного учреждения сплошным забором с воротами и калитками, оснащенными запорными устройствами в срок до 1 августа 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Л.И. Афонина

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2011 года.

Судья:

«Согласовано» для размещения на Интернет – сайт суда.

Судья: