взыскание недополученных сумм возмещения вреда здоровью



Дело № 2-179/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Артёменко Е.А.

при секретаре БлиновойЕ.С.,

с участием прокурора АхмеровойЖ.Г.,

истца КлимовскогоС.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 23марта2012года гражданское дело по иску Климовского С.Н. к Военному комиссариату Ивановской области о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью,

установил:

КлимовскийС.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ивановской области о выплате недополученных сумм возмещения вреда здоровью. В обоснование своих требований указал, что он принимал непосредственное участие в подразделениях особого риска, поименованных в пп. «а» п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27декабря1991года № 2123-1, в связи с чем ему выдано удостоверение ветерана подразделений особого риска, согласно заключения медико-социальной экспертной комиссии от 23ноября1994года. В соответствии с вышеуказанным постановлением ветеранам подразделений особого риска гарантируется выплата сумм возмещения вреда здоровью с ежегодной индексацией, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда РФ от 19июня2002года № 11-П, от 4октября2005года № 364, от 3ноября2006года № 445. 16сентября2010года он подал ответчику заявление с просьбой об изменении выплаты сумм возмещения вреда здоровью и расчете по Постановлению Правительства РФ от 8июня2001года № 455 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 24августа2008года № 629, от 1декабря2007года № 837 (далее – в действующей редакции)) как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию. В денежное довольствие включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения со службы и процентная надбавка за выслугу лет, исходя из этих окладов в зависимости от утраты трудоспособности. Постановлением Правительства РФ от 30декабря2009года № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» степень утраты трудоспособности исключается. Поэтому с 1октября2010года до 31декабря2010года истцу необходимо выплатить: должностной оклад – 3646руб., оклад по воинскому званию – 2660руб., процентная надбавка – 4414,2руб. (всего – 10720,2руб.), (10720,2 – 1806,6) х 4 = 35656,56руб. С 1февраля2011года по 31декабря2011года ежемесячная сумма возмещения вреда, выплачиваемая ответчиком, составляет 2637,75руб. (10720,2 – 2637,75) х 11 = 88906,95руб. Всего с 1октября2010года по 31декабря2011года с ответчика подлежит взысканию задолженность в размере 124563,51руб. (33656,56+88906,95=124563,51). Постановлением Правительства РФ от 5декабря2011года № 992 было произведено увеличение должностных окладов и окладов по воинскому званию с изменением процентной надбавки: должностной оклад – 21500руб., оклад по воинскому званию – 11500руб., процентная надбавка 40% - 13200руб., а всего 46200руб. На основании Постановления Правительства РФ от 8июня2001года № 455 (в действующей редакции) истцу должны выплачивать сумму возмещения вреда здоровью в размере 46200руб. в месяц, начиная с 1января2012года с ежемесячной индексацией. Согласно ст. 71 п. «в» Конституции РФ государство обязано защищать права гражданина РФ, что требует использование правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен. Процедура назначения и определения размера компенсационных выплат не требует от гражданина доказывания наличия и объема причиненного его здоровью вреда, который подлежит возмещению. Не исключается возмещение вреда, если гражданин обращается за защитой своих прав в судебном порядке. Вред, причиненный воздействием радиации и другими поражающими факторами, является вредом реально невосполнимым и неисчислимым. Невозможно полное его возмещение. Размер возмещения вреда должен обеспечить такой уровень жизни, при котором не ставились бы под сомнение его права на возмещение вреда. Вред, причиненный здоровью, не устраняется с течением времени. На основании изложенного, просил суд взыскать с Военного комиссариата Ивановской области в свою пользу недополученную сумму возмещения вреда с 1октября2010года в размере 124563,51руб., и обязать ответчика производить с 1января2012года выплату ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в размере 46200руб. с ежегодной индексацией.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела был извещен судебной повесткой, врученной под расписку в судебном заседании 7марта2012года. О причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

На основании ст. 233 ГПК РФ с учетом мнения истца, прокурора, судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

В материалы дела ответчиком представлены письменные возражения, из которых следует, что исковые требования КлимовскогоС.Н. Военный комиссариат Ивановской области не признает по тем основаниям, что Постановлением Правительства РФ № 455 в действующей редакции установлен порядок и условия возврата недополученных сумм возмещения вреда за период со 2июня1998года по 15февраля2001года гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы. С 15февраля2001года Федеральным законом от 12февраля2001года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячные денежные компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности и не зависимо от степени утраты трудоспособности. КлимовскийС.Н. – ветеран подразделения особого риска, к категории лиц, на которых распространяется действие Постановления Правительства РФ № 455, не относится. Истцу, как ветерану подразделения особого риска, выплата сумм возмещения вреда назначена с 4марта2004года на основании решения Советского районного суда г. Иваново от 10 ноября 2004года ежемесячно в размере 1806,06руб. При этом суд не устанавливал ему социального статуса инвалида IIIгруппы ЧАЭС. В декабре 2010года КлимовскийС.Н. обращался в Советский районный суд г. Иваново с иском к Военному комиссариату Ивановской области о взыскании ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 1октября2010года, рассчитанной исходя из денежного довольствия. 20декабря2010года суд вынес решение о частичном удовлетворении требований, обязал ответчика производить ежемесячные денежные выплаты в счет возмещения вреда в соответствии с действующим законодательством как инвалиду 3 группы ЧАЭС. Решение суда исполнено в полном объеме: 4марта2011года КлимовскомуС.Н. единовременно выплачена недополученная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 1января2008года по 20декабря2010года в сумме 27191,12руб.; с 21декабря2010года – назначена ежемесячная выплата возмещения вреда в размере 2476,76руб. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16декабря2009года № 1024; с 1января2011года – назначена ежемесячная выплата возмещения вреда в размере 2637,75руб. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21декабря2010года № 1079; с 1января2012года – назначена ежемесячная выплата возмещения вреда в размере 2796,02руб. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8декабря2011года № 1019. Оснований для изменения размера и порядка выплаты, назначенной КлимовскомуС.Н. в судебном порядке суммы возмещения вреда, не имеется. В дополнении к отзыву сообщил, что действие Закона РСФСР от 15мая1991года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 27декабря 1991года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», в соответствии с которым лицам, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой - третьей и седьмой статьи 24, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частью первой статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантирована инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (должна быть обусловлена причинная связь с чернобыльской аварией) пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Следовательно, в соответствии с этим постановлением КлимовскийС.Н. права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, не имеет. Он получил право на данную выплату на основании решения суда с 2004года.

Суд, выслушав истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что КлимовскийС.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ, принимал непосредственное участие в действиях подразделений особого риска по п. 1 пп. «а» Постановления Правительства РФ от 27декабря1991года №2123-1 как непосредственный участник испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений, что подтверждается соответствующим удостоверением от 23ноября1994года (л.д. 8).

1 марта 2010года ему присвоена инвалидность II группы по общему заболеванию. Из пояснений истца следует, что в установленном законом порядке его инвалидность не связали с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Данное обстоятельство сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось.

На основании вступившего в законную силу решения Советского районного суда г.Иваново от 10ноября2004года КлимовскомуС.Н., не имевшему на момент рассмотрения дела инвалидности, производятся ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 1806,06руб. (в твердой денежной сумме как инвалиду III группы в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12февраля2001года № 5-ФЗ). В настоящее время с учетом решений Советского районного суда г.Иваново от 31марта2008года и от 20декабря2010года об индексации ежемесячной выплаты в счет возмещения вреда здоровью, ему выплачивается в сумме 2796,02 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

16сентября2010года КлимовскийС.Н. обратился к ответчику с заявлением об изменении выплаты сумм возмещения вреда здоровью и расчете по Постановлению Правительства РФ от 8июня2001года № 455 (в действующей редакции) как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию (л.д. 9).

Сообщением Военного комиссариата Ивановской области от 12октября2010 года истцу было в этом отказано, поскольку выплата сумм возмещения вреда была назначена после 15февраля2001года решением Советского районного суда г. Иваново с 4марта2004года. Законных оснований для изменения размера выплат и порядка выплаты назначенной в судебном порядке суммы возмещения вреда не имеется (л.д. 10).

Истец основывает свои требования на Постановлении Правительства РФ от 8июня2001года № 455 (в действующей редакции), полагая, что оно может быть применено к нему как ветерану подразделений особого риска. Данный нормативный акт не отменен и является действующим, поэтому на его основании ему должен осуществляться расчет суммы возмещения вреда здоровью в настоящее время.

Суд не может согласиться с доводами КлимовскогоС.Н. по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 8июня2001года № 455 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ВОЗВРАТА НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ» в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы. Согласно п. 3 Постановления выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 – 2003 годов исходя из объемов средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В силу пункта 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты.

Указанное Постановление Правительства РФ принято в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года №18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым абзац четвертый подпункта 1 пункта 23 статьи 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, признан противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечалось, что Федеральному Собранию РФ в течение шести месяцев надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года, вытекающие из данного Постановления.

Соответствующие изменения в пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона.

Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановление Правительства РФ №455 определяет временной период, за который осуществляется выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью - со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, и не устанавливает порядок исчисления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью для осуществления выплат в настоящее время.

Из сказанного следует, что право на выплаты в соответствии с вышеуказанным нормативным актом имеют военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также приравненные к ним лица, приобретшие это право ранее 15 февраля 2001 года (момент вступления в силу Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ).

Из материалов дела следует, что КлимовскийС.Н. приобрел право на выплату сумм возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме с 4марта2004года на основании решения Советского районного суда г.Иваново от 10 ноября 2004года. До введения в действие Федерального закона № 5-ФЗ от 12февраля2001года № 5-ФЗ указанные выплаты истцу не производились. Назначенные по решению суда выплаты индексировались по решениям Советского районного суда г. Иваново от 31марта2008года и 20декабря2010года. Решением суда от 20декабря2010года на ответчика возложена обязанность производить дальнейшую индексацию выплат в соответствии с действующим законодательством. С 1января2012года истец получает ежемесячную выплату в размере 2796,02руб.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью выплачивалась истцу в твердой денежной сумме, предусмотренной статьей 3 Федерального закона от 12февраля2001 года № 5-ФЗ, для инвалида III группы, на основании вступившего в законную силу решения суда, и, согласившись с решением КлимовскийС.Н. выразил свое личное волеизъявление на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением суда в отношения сторон внесена необходимая определенность, обеспеченная обязательностью и преюдициальной силой судебного решения как акта правосудия. Право по взысканию задолженности было реализовано истцом как осмысленная и избранная в соответствии с законом мера своего поведения. Вступившими в законную силу решениями, которые в силу статьи 13 ГПК РФ являются обязательными для всех и подлежат неукоснительному исполнению на территории РФ, удовлетворялись требования истца, касающиеся сумм возмещения вреда в твердой денежной сумме и их индексации.

Кроме того, суд соглашается с доводом ответчика о том, что действие Закона РСФСР от 15мая1991года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 27декабря 1991года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», в соответствии с которым лицам, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой - третьей и седьмой статьи 24, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частью первой статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями радиационных воздействий осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Определение причины инвалидности осуществляется в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15апреля2003года «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».

В соответствии с п. 3 Постановления причина инвалидности с формулировкой «общее заболевание» определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска.

Решением суда от 10ноября2004года КлимовскомуС.Н. не был присвоен статус лица, имеющего инвалидность по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей по военной службе, в связи с непосредственным участием в действиях подразделениях особого риска. Судебным постановлением лишь признано право на получение ежемесячных денежных выплат в твердой денежной сумме как инвалиду III группы.

Таким образом, истец в отсутствие надлежащим образом установленной причинной связи заболевания, инвалидности с радиационным воздействием не относится к кругу лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации в ином порядке (исходя из денежного довольствия).

Ссылки истца по письмо Главной военной прокуратуры от 22мая2002года № 2д-72/02 в адрес Заместителя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне не могут быть приняты во внимание, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом.

Ссылки Климовского С.Н. на Определение Конституционного Суда РФ от 4октября2005 № 364-О, Постановление от 19 июня 2002 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 3ноября2006 № 445-О суд находит несостоятельными, поскольку в указанных судебных актах не указывается о предоставлении ветеранам подразделений особого риска, не имеющим инвалидности, права на выплату сумм возмещения вреда здоровью из расчета из денежного довольствия.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований КлимовскогоС.Н. к Военному комиссариату Ивановской области о выплате недополученных сумм возмещения вреда здоровью.

Руководствуясь ст. ст. 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Климовского С.Н. к Военному комиссариату Ивановской области о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30марта2012года

Согласовано для размещения на Интернет-сайт суда

Судья: