взыскание премии



Дело № 2-211/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Артёменко Е.А.

при секретаре МакаровойЛ.В.,

истца МозжухинойЕ.В.,

ее представителя ВласовойЕ.О.,

представителя ответчика МаксимЕ.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 3апреля2012года гражданское дело по иску Мозжухиной Е.В. к Военному комиссариату Ивановской области о взыскании премии,

установил:

МозжухинаЕ.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Ивановской области о взыскании премии по итогам работы за 3квартал 2011года и фактически отработанное время 4квартала2011года, взыскании компенсации морального вреда в сумме …руб. Требования мотивированы тем, что с 13апреля2011года по 11октября2011года она работала в отделе военного комиссариата Ивановской области по Октябрьскому и Советскому районам г. Иваново в должности.. . 11октября2011года она была уволена по пункту 1 статьи 80 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию). Третий квартал и 11дней четвертого квартала 2011года она отработала полностью, к дисциплинарной ответственности не привлекалась. На момент увольнения премия за 3 квартал и фактически отработанное время 4 квартала 2011года, положенная по приказу Министра Обороны РФ № 1010 от 26июля2010года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», начислена и выплачена не была. Действие приказа распространяется на всех лиц, осуществляющих выполнение работы в третьем и четвертом кварталах 2011года. Приказ о поощрении личного состава военного комиссариата Ивановской области по результатам работы в 3 и 4 кварталах 2011 года был издан в декабре 2011 года, о чем истице стало известно в последних числах декабря2011года. На устные и письменные обращения к ответчику истица получала отказ в выплате премии. Истица считает, что у ответчика не имеется оснований для лишения ее премии за 3 квартал и фактически отработанное время 4 квартала 2011 года.

В ходе рассмотрения дела МозжухинаЕ.В. уточнила исковые требования и просила суд взыскать с Военного комиссариата Ивановской области премию за 3 квартал 2011 года и фактически отработанное время 4 квартала 2011 года в размере …руб. (за 3 квартал 2011 года … руб., за 11 отработанных дней 4квартала2011года – …руб.).

В судебном заседании Мозжухина Е.В., ее представитель ВласоваЕ.О. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика по доверенности МаксимЕ.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и в дополнении к нему, из которого следует, что в соответствии с приказом Министра Обороны РФ № 1010 от 26июля2010года расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование гражданскому персоналу, устанавливаются лично Министром обороны РФ, а не ответчиком. В военном комиссариате Ивановской области действует система оплаты труда, установленная в соответствии с Приказом Министра ОбороныРФ № 555. Порядок и условия премирования работников в соответствии с приказом № 1010 военным комиссариатом Ивановской области не принималась и не устанавливалась. Данный порядок установлен Приказом Министра Обороны РФ № 1010, согласно которому денежные средства в военный комиссариат Ивановской области доводятся по поступлению указаний (при наличии экономии в целом по Министерству обороныРФ). Ни приказ Минобороны РФ, ни Положение о премировании в военном комиссариате Ивановской области не устанавливают выплату каких-либо премий работникам после увольнения их с работы. Более того, данным приказом четко определен круг лиц гражданского персонала, имеющих право на получение данной выплаты – работающие. Выплата премии, установленной Положением о премировании в военном комиссариате Ивановской области, осуществляется при увольнении работника и при расчете истицы причитающаяся заработная плата была выплачена в полном объеме. По условиям трудового договора, заключенного с МозжухинойЕ.В., были определены условия оплаты труда: - должностной оклад в размере …руб. в месяц; - компенсационные выплаты, предусмотренные приказом Минобороны РФ 2008 года № 555; - стимулирующие надбавки, предусмотренные приказом МинобороныРФ 2008года № 555. Также указывалось, что премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, к которым отнесены: - премиальная выплата по итогам работы в соответствии с коллективным договором; - ЕДВ по итогам работы за год. Пунктом 5.11 раздела V (Оплата труда) установлено: а) выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера – приложение № 1 к коллективному договору; б) выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем выплат стимулирующего характера – приложение № 2 к коллективному договору. Положением о премировании работников (приложение № 3 к коллективному договору) предусматривается механизм премирования – из расчета 3 должностных оклада в год, т.е. 25% должностного оклада ежемесячно. При наличии экономии денежных средств, предусмотренных на выплату ежемесячной премии из годового фонда оплаты труда, она может использоваться на выплату квартальной премии, но в данном случае, идет речь о премии по итогам работы за квартал, выплачиваемой в соответствии с Приказом Минобороны РФ 2008года № 555. Указанная квартальная премия выплачивается одновременно с выплатой заработной платы за последний месяц квартала. Истице квартальная премия за счет экономии денежных средств, предусмотренных на выплату ежемесячных премий, не назначалась и не выплачивалась. Условия и порядок выплаты премии гражданскому персоналу в соответствии с Приказом Минобороны РФ № 1010 коллективным договором не устанавливался. Указанные выплаты не входят в расчет среднего заработка для определения размера денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Суд, выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26декабря2006года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министром Обороны РФ был издан приказ от 26июля2010года № 1010, которым был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны РФ приказал выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).

Указанным Порядком также установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п. 1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п. 11).

Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п. 7).

В соответствии с вышеприведенным порядком ФБУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Ивановской области» сообщением от 09 декабря 2011 года довело до Военного комиссара Ивановской области лимиты денежных средств на выплату премии гражданскому персоналу за июль-декабрь 2011 года. Расчетная сумма установлена в размере (в месяц) …руб. на одного гражданского работника в военном комиссариате (л.д. 77).

Из представленных представителем ответчика копий приказов следует, что приказами Военного комиссара Ивановской области № … и № … от 12декабря2011года сотрудникам военкомата за образцовое выполнение должностных обязанностей по результатам работы за июль-сентябрь 2011 года и за октябрь-декабрь 2011года произведена выплата дополнительного материального стимулирования за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда лиц гражданского персонала (л.д. 43). Тот факт, что размер дополнительного материального стимулирования рассчитывался и был выплачен исходя из расчетной суммы …руб. в месяц подтвержден представителем ответчика (л.д. 52) и не оспаривался истицей.

Выплата дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2011года и за 11 дней четвертого квартала 2011года МозжухинойЕ.В. не произведена. Данное обстоятельство также не оспаривалось сторонами.

Между тем, судом установлено, что с 13апреля2011года по 11октября2011года МозжухинаЕ.В. работала в отделе Военного комиссариата Ивановской области по Октябрьскому и Советскому районам г. Иваново в должности … по срочному трудовому договору (л.д. 8, 29-33).

11октября2011года она была уволена по собственному желанию (л.д. 8).

12января2012года она обратилась в Военный комиссариат Ивановской области с заявлением о выплате премии за 3 квартал 2011 года и фактически отработанное время 4квартала2011года (л.д. 10).

Однако ответом, за подписью военного комиссара Ивановской области от января2012года в выплате премии ей было отказано по тем основаниям, что выплата ежеквартальной премии производится за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели гражданскому персоналу, работающему в организациях Вооруженных Сил РФ. Данная выплата не является гарантированной и производится за счет денежных средств, выделяемых сверх утвержденного фонда оплаты труда. Истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Объем бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала военного комиссариата области по итогам работы за 3 и 4 квартал 2011 года, доведен до военного комиссариата в декабре 2011 года. 11 октября2011года на дату увольнения истицы из отдела военного комиссариата Ивановской области по Октябрьскому и Советскому районам города Иваново с ней был произведен окончательный расчет (л.д. 9).

Третий квартал 2011 года и 11 дней в четвертом квартале 2011года истица отработала полностью и дисциплинарных взысканий не имела, что не оспаривалось представителем ответчика.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Действительно, трудовой договор, заключенный с истицей не содержит условия о выплате дополнительного материального стимулирования работнику, однако условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами. Вышеприведенные Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1459 и приказ Министра обороны РФ от 26 июня 2010 года №1010 являются теми нормативными правовыми актами, которые улучшают положение работника по сравнению с трудовым договором, и на основании которых другим лицам из числа гражданского персонала военного комиссариата Ивановской области была произведена выплата дополнительного материального стимулирования.

Основания, по которым лица гражданского персонала не представляются к дополнительному материальному стимулированию, перечислены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26 июня 2010года №1010, носят исчерпывающий характер, расширительному толкованию не подлежат и истица к числу указанных лиц не относится. Ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что она не имеет дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение по ее вине возложенных на нее трудовых обязанностей, а также не допускала нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Истица была уволена 11октября2011 года, то есть она работала, исполняла свои трудовые обязанности в третьем квартале 2011 года и 11 дней в четвертом квартале 2011года.

МозжухинойЕ.В. представлен расчет неполученной премии, из которого следует, что за 3квартал2011года ей полагается к выплате 31700руб., за 11 дней четвертого квартала 2011 года – 3749,46руб. Данный расчет суд считает правильным, ответчиком он не оспорен.

Таким образом, ответчик обязан выплатить истице дополнительное материальное стимулирование за исследуемый период в сумме 35449,47руб.

В качестве возражений на иск ответчик ссылается на то, что дополнительное материальное поощрение не выплачивается лицам, не состоящим в трудовых отношениях с военным комиссариатом на день издания приказа о выплате дополнительной премии.

Однако приказ содержит исчерпывающий перечень лиц, которые не представляются к дополнительному материальному стимулированию. Основание, указанное Военным комиссариатом Ивановской области, в перечне отсутствует.

Также не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований МозжухинойЕ.В. ссылки ответчика на то, что взыскиваемая ею премия не подлежит выплате, поскольку она не начислена и денежные средства на ее выплату поступили в распоряжение ответчика только после увольнения истицы.

Премия, которую просила взыскать истица, выплачивалась сотрудникам военного комиссариата за тот период, в котором МозжухинаЕ.В. исполняла свои трудовые обязанности, входит в состав заработной платы и является гарантированной.

Иные доводы представителя ответчика, в частности, о том, что указанные выплаты не включаются в расчет среднего заработка, суд находит безосновательными. Данные доводы не являются основанием к отказу в удовлетворении исковых требований истицы. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на выплату заработной платы в полном объеме.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

МозжухинаЕ.В. просит взыскать с ответчика моральный вред, причиненный ей действиями ответчика – работодателя по невыплате положенной премии. Моральный вред истица оценила в …руб.

Между тем, размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, и приходит к выводу, что с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере …руб.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

Военный комиссариат Ивановской области является территориальным органом Министерства Обороны РФ, представляющего интересы Российской Федерации в области обороны, находящиеся в ведении Российской Федерации.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истица была освобождена на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мозжухиной Е.В. к Военному комиссариату Ивановской области о взыскании премии удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Ивановской области в пользу Мозжухиной Е.В. премию по итогам работы в 3 квартале 2011года в размере …руб., и по итогам работы в 4 квартале 2011 года – в размере …руб., а всего в размере …руб.

Взыскать с Военного комиссариата Ивановской области в пользу Мозжухиной Е.В. компенсацию морального вреда в сумме …руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г.Иваново в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Согласовано для размещения на Интернет-сайт суда

Судья: