выплата компенсации к пенсии, взыскание морального вреда



;, T--.. -

Дело № 2-27 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2012 года г.Иваново

Советский районный суд гор. Иваново

в составе председательствующего судьи Афониной Л.И.,

при секретаре Братковой А.А.,

с участием истца Прудова А.И.,

представителя ответчиков, военного комиссариата

Ивановской области и Департамента социальных гарантий

Минобороны России, по доверенности, Максим Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 05 мая 2012 года дело по иску Прудова А.И. к Военному комиссариату Ивановской области, Департаменту социальных гарантий Минобороны России о выплате компенсации к пенсии участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и взыскании морального вреда,

установил:

Прудов А.И. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ивановской области о выплате компенсации к пенсии и компенсации морального вреда.

Исковые требования обоснованы тем, что истец являлся военным пенсионером, майором запаса. После увольнения из Российской Армии, он в феврале 1993 года, находясь в Украине в г. Кривой Рог, по месту прежней службы, он узнал, что военная часть ***, в которой он служил, стала «чернобыльской» В штабе части ему готовы были выдать удостоверение, однако в связи с отсутствием бланков выдали справку № 16/152 от 30 марта 1993 года в двух экземплярах. На основании данной справки в г. Иваново ему было выдано удостоверение и назначена доплата к пенсии. Через 4-6 месяцев, после бухгалтерской, проверки доплату сняли, объяснив, что истец справку привез поздно. По требованию истца военкомат сделал несколько раз запросы в Украину об участии его в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, однако ответ не получен.

Просит возместить доплату к пенсии, предусмотренную статусом участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с момента приостановления выплаты до настоящего времени, компенсировать моральный вред в размере 540 000 рублей. При невыполнении данного требования до 01 января 2012 года, разрешить начислить проценты на причитающуюся ему сумму с учетом инфляции.

В ходе рассмотрения дела истец уточнял исковые требования. В окончательном варианте просит взыскать с ответчика причитающуюся ему как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС компенсацию к пенсии согласно закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с 01 июля 1993 года по 30 декабря 2011 года в размере 550000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 1 000000 рублей.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме. Показал, что он в 1986 году принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне. В 1993 году в соответствии с действующим законодательством ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании данного удостоверения ему

предоставлялись льготы и компенсационные выплаты в соответствии с Законом РФ 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удостоверение участника ликвидации катастрофы на ЧАЭС, произошедшей в 1986 году, ему было выдано в 1993 году и он какое-то время получал надбавку к пенсии в размере 30% минимального размера пенсии по старости. В последующем выплаты необоснованно прекратили. Пояснил, что удостоверение старого образца утрачено, он обратился в военный комиссариат с заявлением 2 февраля 2011 года об обмене удостоверения. Указал, что он регулярно в течение 17 лет обращается в Военный комиссариат Ивановской области с просьбами о подтверждении его статуса участника ликвидации на Чернобыльской АЭС.

Представитель ответчика Военного комиссариата Ивановской области, и представитель Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, по доверенности, Максим Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Заявила ходатайство о применении срока исковой давности.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Прудов А.И. является военным пенсионером. Уволен с военной службы и исключен из списков личного состава приказом командира гв/ч *** 13 февраля 1993 года, направлен на учет в Октябрьский районный военный комиссариат г. Иваново, где было заведено пенсионное дело ***, которое обозревалось в ходе рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика Максим Е.А. показала, что расчет выслуги лет при увольнении Прудова А.И. на пенсию выполнен 29 февраля 1992 года, с которым истец был ознакомлен и согласен, о чем имеется выполненная им на обороте расчета запись с подписью и указанием даты 26.03.1992 года.

В соответствии с абз. 9 п.п. «б» пункта 3 Постановления Совета Министров -Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы, «...для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за три месяца.. .на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 году в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1987 года.

Также в соответствии со ст. 23 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. на дату назначения пенсии) время на выполнение заданий и несение военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в выслугу лет на пенсию один месяц за три, в таком же порядке это время засчитывается в трудовой стаж при назначении пенсии по старости (возрасту) и по инвалидности.

В личном деле Прудова А.И. в расчете период службы, зачисленный на льготных условиях в связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, не указан. На льготных условиях (1:3) указан только период службы в демократической республике Афганистан.

Согласно данным пенсионного дела пенсия Прудову А.И. назначена с 14 февраля 1993 года.

В марте 1993 года в Октябрьский военный комиссариат г. Иваново Прудов А.И. представил справку из войсковой части №*** от 30 марта 1993 года за № ***(л.д.96), согласно которой он в период с 18 июня по 16 июля 1986 года принимал участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-ти километровой зоны в составе войсковой части № ***.

Статьей 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 191 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, принимавшим участие в указанных работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 -1987 г.г., предусматривалась надбавка к пенсии в размере 30 %, а принимавших участие в указанных работах в 1988-1990 г.г. - в размере 25% минимального пенсии по возрасту, которые индексировались одновременно с ростом минимальной пенсии по старости.

При назначении пенсии в марте 1993 года, учитывалась справка, представленная истцом, и пенсия была назначена с учетом 30% надбавки к пенсии в размере 46075 рублей (л.д. 92). В том числе: ОД (должностной оклад) - 22 000 рублей, ОВД (оклад за выслугу лет)- 7000 рублей, ВЛ ( набавка за выслугу лет 40%).) - 11600 рублей, (ДКПП (стоимость продовольственного пайка) -5475 рублей. С учетом выслуги лет для назначения пенсии (38 лет общая, 21 год - в календарном исчислении) - размер пенсии составляет 85%.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (в редакции на дату назначения пенсии) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.

В соответствии с Законом РФ от 13.11.92 N3891-1 «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.1993 года МРОТ составлял 2250 рублей.

Пенсия Прудову А.И. исчислялась следующим образом: 46075-22500=23575 рублей, 23575 x 50% =11787,5 рублей, 22500+11787,5=34287,5 х 85%=29144,37 рублей.

В соответствии с Законом РФ от 13.11.92 года N3891-1 « О минимальном размере оплаты труда» с 01.04.1993 года МРОТ составлял 4275 рублей.

В связи с тем, что выплата осуществлялась в апреле, размер выплат составляет 29144,37 +1282,5 + 4275=34701,87 рублей

По материалам пенсионного дела *** размер выплат Прудову А.И. с 14 февраля 1993 года составляет 34 702 рублей.

В судебном заседании представитель ответчиков показала, что в октябре 1993 года в военном комиссариате при проведении ревизии было установлено, что представленная истцом справка неустановленной формы. В личном деле истца в послужном списке, при подсчете выслуги лет и иных разделах сведений об участии истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения не имеется в связи с чем, в установленном в Минобороны порядком на листе расчета на пенсию за выслугу лет проставлен штамп об обревизовании правильности назначения и выплаты пенсии

Прудову А.И., датированный 25 октября 1993 года. В отметке о проведенной ревизии указано о необходимости уточнения льгот ЧАЭС через ГОМУ.

В то же время 27 октября 1993 года Октябрьским районным военкоматом г. Иваново истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с утратой данного удостоверения Прудову А.И. была выдана справка.

Статьей 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено право на компенсации и льготы в соответствии с настоящим законом. Подтверждающим документом для участника ликвидации в соответствии со статьей 15 настоящего закона являются удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС.

В статье 15 указано, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы подтверждают право на компенсации и льготы, предусмотренные статьями 14 и 15 настоящего Закона.

Порядок выдачи удостоверений до 23 сентября 1993 года устанавливался письмом Госкомтруда от 04.07.90 N 2125-ФК, утвердившим порядок оформления и выдачи удостоверений лицам, участвовавшим в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, объявленный письмом Госкомтруда от 04.07.90 N 2125-ФК.

С 23 сентября 1993 года - письмом Государственного комитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, от 5 августа 1993 г. N ВС-10-3618 «О порядке оформления и выдачи удостоверений.

В преамбуле письма Госкомчернобыля РФ от 05.08.1993 N ВС-10-3618 (ред. от 29.02.2000) «О порядке оформления и выдачи удостоверений» (вместе с «Порядком оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним», утв. Госкомчернобылем РФ, Минтрудом РФ, Минсоцзащиты РФ, Минатомом РФ, Минобороны РФ, Минтрансом РФ) указано, что в связи с поступающими запросами по оформлению и выдаче удостоверений для граждан, принимавших участие в 1986 -1990 гг. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Госкомчернобыль России, Минтруд России, Минатом России, Минобороны России, Минсоцзащиты России, Минтранс России утвердил и направил для руководства и исполнения «Порядок оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним». Ранее действовавший порядок оформления и выдачи удостоверений лицам, участвовавшим в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, объявленный письмом Госкомтруда от 04.07.90 N 2125-ФК, утрачивает силу.

В указанном Письме устанавливается право уполномоченных органов на поверку документов, послуживших основанием к выдаче удостоверения в случае его утраты:

Согласно п.3.2. «Порядка оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним», далее Порядка, процедуру выдачи удостоверений и нагрудных знаков, проверку законности выдачи определяют правительства республик, входящих в состав Российской Федерации, администрации краев, областей, автономных образований, мэрии г. г. Москвы и Санкт -Петербурга и министерства (ведомства).

Согласно п. 9.1 Порядка граждане, которым ранее были выданы удостоверения, имеют право на выдачу дубликата удостоверения в случае его порчи либо утраты.

Пунктом 9.2 предусмотрено переоформление удостоверений. Новое удостоверение обменивается на ранее выданное удостоверение, которое подлежит списанию и уничтожению по акту.

Выдача дубликата удостоверения производится органом, выдавшим подлинник удостоверения, либо, в случае невозможности, органом исполнительной власти по месту жительства по заявлениям обратившихся граждан (п. 10.1).

При этом в удостоверении ставится штамп или вписывается черными чернилами «Дубликат. Выдан взамен удостоверения серии А N …».

Дубликат удостоверения выдается на основании следующих документов: личного заявления гражданина, утратившего удостоверение, с объяснением обстоятельств утери и указанием номера утраченного удостоверения; справки из органов милиции и стола находок, подтверждающей, что удостоверение не найдено. При выдаче дубликата могут анализироваться и документы, послужившие основанием к выдаче первоначального документа (п. 10.2).

В соответствии с п. 4 настоящего Порядка записи в удостоверениях вносятся на основании документов, подтверждающих участие гражданина в 1986 - 1990 годах в работах в зоне отчуждения (в том числе командировочного удостоверения, справок, выданных в 1986 - 1990 годах предприятиями, организациями, учреждениями, выполнявшими работы непосредственно в указанной зоне, военного билета, справки установленного образца, выданной в 1986 -1990 годах в воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, или Генеральным штабом Вооруженных Сил России, трудовой книжки, табеля учета рабочего времени, справки о праве на повышенную оплату труда за работу в соответствующих зонах опасности) с обязательным указанием года участия работника на этих работах и заверяются печатью органа, выдающего удостоверения; подтверждающих участие гражданина в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 годы в полетах с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака (задания на полеты, командировочные удостоверения).

Таким образом, в соответствии с настоящим Порядком подтверждающим документом являлась, в том числе, справка военной части, принимавшей участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и выданной 1986-1990 годах.

01 июля 1993 года был издан приказ N335 «О порядке выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий».

Пунктом 2 указанного Приказа предписывалось главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группами войск, флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга: до 1 сентября 1993 года изъять в подчиненных войсках (силах) и органах военного управления неиспользованные бланки удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг., проверить состояние их учета и обоснованность выдачи. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагался на Генеральный штаб (ГОМУ).

Кроме того, Приказом Министра обороны РФ от 14 октября 1993 г. N 477 «О назначении комиссий по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданами, принимавшими участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Российской Федерации» в целях проверки

правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенных в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации, предписывалось военным комиссарам до 1 декабря 1993 г. на основании Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации, провести специально созданными комиссиями проверку правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Российской Федерации: в организационно -мобилизационных управлениях (отделах) округов и военных комиссариатах -военнообязанным, призывавшимся военными комиссариатами на специальные сборы для выполнения работ в зоне отчуждения Российской Федерации по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и военнослужащим, уволенным с военной службы в запас и отставку.

В дополнение к приказу Минобороны РФ № 335 от 01 июля 1993 года и приказу Минобороны РФ от 14 октября 1993 года N 477 издан приказ Министра обороны РФ от 10.09.1994 года N 302 «О мерах по усилению в Вооруженных Силах Российской Федерации контроля за правильностью выдачи удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий». Данным приказом введена в действие Инструкция о порядке проверки в Вооруженных Силах Российской Федерации правильности выдачи удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавшим от других радиационных воздействий (Приложение N 1 к настоящему Приказу) и предписывалось организовать до 1 декабря 1994 года проведение в подчиненных войсках (силах) и органах военного управления проверки правильности выдачи удостоверений, наличие и ведение учета бланков удостоверений и установить ежегодную проверку обоснованности выдачи удостоверений.

Кроме того, в 1994 году введено в действие «Положение по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных к ним» утвержденное 21.06.1994 года Минздравмедпромом РФ, Минсоцзащиты РФ, Минтрансом РФ, МВД РФ, Минфином РФ (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1994 N 615), где указано, что проверка правильности выдачи удостоверений осуществляется в соответствии с требованиями настоящего положения и руководящих документов Минобороны России по данному вопросу.

Согласно п. 8 Положения от 21.06.1994 года и п. 7 приказа Минобороны РФ 10.09.1994 года № 302 выявленные в результате проверки ошибочно выданные удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подлежали безусловному изъятию или должны были добровольно сданы в комиссию, а в случае отказа комиссия должна обратиться в органы, предоставляющие льготы, компенсации, пенсии, с требованием приостановить их предоставление для этих граждан.

Граждане, незаконно получившие компенсации, льготы и преимущества по указанным удостоверениям, возмещают нанесенный государству ущерб в установленном законами Российской Федерации порядке.

В последующем законодательно изменяется порядок выдачи удостоверений, производится замена удостоверений на удостоверения нового образца.

Приказом МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 08.12.2006 года «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам

удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения.

Согласно п.1 укачанного Порядка удостоверения российского образца оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

Согласно п.4 указанного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, к которому прилагаются:

паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется документы, перечисленные в п. 6 Порядка, в том числе документы, подтверждающие участие гражданина в работах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения, Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами и т.д.

Прудовым А.И. не представлена справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах, не представлено сведений об участии в работах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие "настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Таким образом, Прудовым А.И. не представлена справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах, не представлено сведений об участии в работах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Как указано выше, в материалах личного дела имеется штамп об обревизовании установленным порядком правильности начисления и выплат пенсии истцу, датированный 25 октября 1993 года, поскольку истцом была представлена справка неустановленного образца.


С 14 февраля 1993 года ответчику произведен перерасчет пенсии (л.д.158). Необоснованно начисленная пенсия была удержана. Таким образом, надбавку к пенсии Прудов А.И. не получал.

Из личного дела Прудова А.И., представленного военным комиссариатом Ивановской области следует, что истцу выдавалось удостоверение А-*** от 6 апреля 1993 года (л.д.118).

Как показал в судебном заседании Прудов А.И., взамен утраченного удостоверения ему выдана справка № 190. Согласно справки истец имеет право на льготы, установленные Постановлением СМ СССР и ВЦСПС№325 от 31.03.1990 года «О мерах о улучшению медобслуживания и соцобеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий на ЧАЭМС».

В материалах личного дела запись об участии в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС перечеркнута (л.д.156).

В судебном заседании представитель ответчика Максим Е.А. показала, что подсчет выслуги лет в льготном исчислении осуществляется непосредственно в период прохождения военной службы перед увольнением с военной службы. Без производства подсчета военнослужащий не может быть уволен. Установленная в приказе выслуга лет является юридически значимым обстоятельством, влияющий на размер назначаемой пенсии. Военный комиссариат Октябрьского района при внесении записи, впоследствии перечеркнутой, действовал с превышение полномочий. Кроме того, полномочий на выдачу справок о предоставлении льгот участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Военный комиссариат Октябрьского района также не имеет.

Справка №190, выданная Октябрьским военным комиссариатом г. Иваново, не является документом, который дает право на предоставление социальных льгот. Таким документом является удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Судом установлено, что Прудов А.И. знал о том, что справка №***от 30 марта 1993 года, выданная войсковой частью, признана неустановленного образца. Истцу был произведен перерасчет начисленной пенсии и излишне выплаченная пенсия была удержана. Удостоверение, которое он утратил, не восстанавливал на протяжении длительного времени.

Истец действия или бездействия военного комиссариата Октябрьского района, Ивановской области и других организаций не обжаловал.

02 февраля 2011 года Прудов обратился к начальнику отдела ВКИО по Октябрьскому и Советскому району г. Иваново с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Поскольку представленные документы не содержат сведений, подтверждающих участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения, неоднократно направлялись запросы в о представлении архивных данных, подтверждающих участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Однако ответов, подтверждающих участие истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения не поступило.

Пунктом 3 и пунктом 4 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена категория граждан, которым выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на


Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Судом был направлен запрос в государственный архив Министерства обороны Украины.

Согласно справки государственного архива Министерства обороны Украины за № 58321 от 28 июля 2001 года следует, что в историческом формуляре военной части № 2527 Прудов А.И. с 8 июня 1986 года по 16 июля 1986 года и с 20 июля по 15 августа 1986 года осуществлял перевозки личного состава, техники и грузов для обеспечения ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Перевозки осуществлялись с аэродромов г. Свердловск, Чернигов, Борисполь, Васильков, Гастомель, Овруч, Узин, Белая Церковь, Житомир (л.д. 12).

Из ответа начальника управления « Брянского управления по вопросам защиты населения и территорий, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие радиационных аварий, МЧС России» от 29 декабря 2011 года за № 01-08/472 следует, что в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1» «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся граждане, принимавшие в 1986-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

Приказом МЧС России, Минсоцразвития России, Минфина России № 727/831/165н от 08.12.206 года «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧЭС представляются следующие документы: заявление, паспорт гражданина РФ, задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения(оригиналы или заверенные в установленном порядке копии). Также сообщалось, что сведениями об отнесении г. Васильков, г. Борисполь Киевской области к зонам радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС управление не располагает (л.д. 106, 67).

Из ответа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий на стихийны бедствий (МЧС России) от 30 марта 2012 года за № 3-4-698 следует, что перечень населенных пунктов Украины, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден постановлением Совета Министров


Украины №106 от 23 июля 1991 года. Согласно указанному перечню населенный пункт Овруч, Овручского района, отнесен к зоне гарантированного добровольного отселения, что по уровню радиоактивного загрязнения соответствует зоне проживания с правом отселения, установленной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Населенные пункты Гостомель, Ирпенского горсовета, Белая Церковь, Узин, Белоцерковского района Киевской области отнесены к зоне усиленного радиоэкологического контроля (соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленный законом) город Чернигов в перечень не включен(л.д. 184).

Особенностями выдачи удостоверений в Минобороны России установлены Разъяснениями, доведенными до центральных органов военного управления и военных округов письмом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 315/2/4365, в котором приведен перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом соответствующие удостоверения выдаются только тем лицам, у которых имеется документальное подтверждение участия в работах в зоне отчуждения.

Таким образом, статус гражданина и его права на получение мер социальной поддержки определяются наличием у него соответствующего удостоверения.

Согласно установленным Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №907 и от 03 марта 2007 года № 136 Правилам меры социальной поддержки предоставляются с момента обращения гражданина с соответствующим заявлением.

Как показал в судебном заседании Прудов А.И. он обратился с заявлением по поводку обмена удостоверения 02 февраля 2011 года.

Из представленных в суд копий документов, представленных истцом для оформления удостоверения нового образца, в указанных документах отсутствуют сведения о том, что истец во время работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС находился в зоне отчуждения. Положениями нормативных документов, обязанность по представлению необходимых документов для переоформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС возложена на заявителя.

Военным комиссариатом Ивановской области истцу оказывалось содействие в собирании доказательств, однако ни один документ не подтвердил участие Прудова А.И. во время работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, именно, в зоне отчуждения.

Удостоверение истцу ранее выдавалось Военным комиссариатом Октябрьского района г. Иваново, однако ни в военном билете, ни учетной карточке истца нет отметки о выполнении работ в зоне отчуждения.

Суд полагает, что военным комиссариатом проводилась проверка правильности выдачи удостоверения Прудову А.И., поскольку документов, подтверждающих правильность выдачи удостоверения не было представлено, истцу удостоверение повторно не выдавалось.

Суд приходит к выводу, что оснований для перерасчета Прудову А.И. компенсации к пенсии в размере 550000 рублей за период с 1 июля 1993 года по 30 декабря 2011 года не имеется.

Кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 января 2002 г. федеральных законов от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации;) и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятия «минимальный размер пенсии по возрасту» и «минимальный размер пенсии по старости» из гражданского пенсионного законодательства были исключены.

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию


радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статью 1 Федерального закона «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указанные надбавки были отменены.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами (статья 15 Закона Российской Федерации от 18 мая 1991 г. № 1244-1 и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 и от 3 марта 2007 г. № 136) выплата компенсаций осуществляется с момента представления соответствующего заявления и удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки.

Поскольку данная надбавка к пенсии законодательством в настоящее время не предусмотрена, законных оснований для назначения и выплаты Прудову А.И. недополученных сумм не имеется.

Заявляя ходатайство о выплате компенсации к пенсии Прудов А.И. фактически ставит вопрос о восстановлении статуса участника ликвидации аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения. Учитывая, что установленными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №907 и от 03.03/2007 года № 136 Правилами меры социальной поддержки предоставляются с момента обращения гражданина с соответствующими заявлениями, к требованиям истца о восстановлении статуса участника подлежит срок давности.

Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Судом не установлено, что действиями Военного комиссариата Ивановской области, Департамента социальных гарантий Минобороны России истцу причинены физические и нравственные страдания. Суд не усматривает в действиях ответчиков какие - либо виновные действия, причинившие истцу моральный вред. Суд находит требование истца о компенсации морального вреда не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прудова А.И. к Военному комиссариату Ивановской области, Департаменту социальных гарантий Минобороны России о выплате компенсации к пенсии участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в размере 550000 рублей за период с 01 июня 1993 года по 30 декабря 2011 года и взыскании морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л.И. Афонина

Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2012 года.

Судья: Л.И. Афонина

«Согласовано» для размещения на Интернет – сайт суда

Судья: