Дело № 2-548 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 июля 2012 года г.Иваново Советский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Афониной Л.И., при секретаре Братковой А.А., с участием заинтересованных лиц представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области Трофимовой О.М., представителя ОАО «Водоканал» Ершовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2012 года в г. Иваново гражданское дело по жалобе Волкова С.Ю. на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области, установил: Волков С.Б. обратился в суд с жалобой на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области. Требования обоснованы тем, что 27 октября 2011 года он обращался в Советский районный суд г. Иваново с заявлением, частью которого было обжалование отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области от предоставления достоверной и полной информации по каждому из установленных СанПин 2.1.4.1074-01 химических показателей, по которым государством проводится поверка качества воды, подаваемой в центральную систему питьевого водоснабжения города Иваново и правомерности подмены запрошенной заявителем информации Управлением приложенными к письму № 2СК-17/932 от 21 июля 2011 гола цифрами акционерного общества «Водоканал», на которое возложена обязанность по очистке воды, подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения города Иваново. 11 ноября 2011 года по гражданскому делу №2-862 в вышеназванной части судом первой инстанции было вынесено решение. Кассационным решением от 06 февраля 2012 после заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области в своих возражениях от 24 января 2012 года об отсутствии у него за период с 2008 по 2010 годы иной информации о качестве воды, подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения города Иваново, кроме той, которая представлена на сайте Управления в рамках «Государственного доклада», было установлено, что государственный контроль (мониторинг) качества вышеназванной питьевой воды Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области проводится по меньшему перечню показателей, чем необходимо согласно требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 для проверки безвредности воды. Поскольку согласно требованиям СанПин 2.1.4.1074, безвредной для питья человека может считаться только та вода, которая соответствует всему перечню показателей, изложенному в СанПин 2.1.4.1074-01, поэтому СанПин 2.1.4.1074-01 установлена государственная проверка качества данной воды. По данным государственного федерального учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области имеющееся в гражданском деле № 2-862 письмо к-11/2227 от 30 августа 2010 года государственный надзор и контроль в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Ивановской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области, которое неправомерно и голословно считает, что оно вправе проводить проверку мониторинг качества подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения города Иваново воды лишь по некоторым показателям из установленных СанПин 2.1.4. 1074-01 перечня и в результате считает, что вправе проводить проверку мониторинг качества подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения города Иваново воды лишь по некоторым показателям из установленных СанПин 2.1.4.1074-01 перечня и в результате считает, что по большинству показателей, полагаясь на данные коммерческой организации ОАО «Водоканал», производящей очистку воды, делать выводы и сообщать о том, что вышеназванная вода соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 Управление запросило только в 2011 году после его обращения суд, сообщать о том, что оно не владеет достоверной информацией о качестве вышеназванной воды, как это отражено на сайте в государственном докладе за 2010 год, где написано «не достоверно», либо вообще ничего не сообщать, как это происходит в Государственных докладах по каждому из перечисленных в СанПин 2.1.4.1074-01 химических показателей. Считает, что государство обязано проводить проверку качества очищаемой и подаваемой коммерческой организацией воды в качестве питьевой для населения по всем установленным СанПин 2.1.4.1074-01 показателям, определяющим безвредность данной воды, владеть и предоставлять населению полную и достоверную информацию о качестве воды, подаваемой для населения в качестве питьевой. Просит признать неправомерным отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области осуществлять проверку (мониторинг) по всем перечисленным в СанПин 2.1.4.1074-01 показателям безвредности воды, подаваемую в центральную систему питьевого водоснабжения города Иваново. Признать неправомерным отсутствие у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области за период с 2008 -2010 годы полной и достоверной информации о безвредности воды, подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения города Иваново. Обращаясь с данной жалобой Волков С.Ю. просил восстановить пропущенный срок, указывая, что 6 февраля 2012 года вынесено кассационное определение (суд полагает, что вынесено определение судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда по жалобе Волкова С.Ю.) которым было установлено, что государственный контроль (мониторинг) качества вышеназванной питьевой воды Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области проводится по меньшему перечню показателей, чем необходимо согласно требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 для проверки безвредности воды, и что поэтому Управление не располагает полной и достоверной информацией о безвредности воды подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения города Иваново. 17 марта 2012 года он уехал за пределы Российской Федерации по семейным обстоятельствам и возвратился 16 мая 2012 года по вышеустановленным Ивановским областным судом фактам он намерен подать заявление о неправомерности продолжающегося в настоящее время осуществления Управление федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области проверки (мониторинга) по меньшему перечню показателей, чем необходимо согласно требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 для проверки безвредности воды и по отсутствию по этой причине у Управления полной и достоверной информации о безвредности воды. Просит признать пропуск срока уважительным и рассмотреть его заявление от 18 мая 2012 года. В судебном заседании Волков С.Ю. не явился, просит рассмотреть дело без его участия. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области, по доверенности, Трофимова О.М. считает, что оснований для восстановления процессуального срока Волкову С.Ю. не имеется, поскольку при рассмотрении его жалобы в 2011 году судьей В.Н. он знал по какому перечню показателей проводится проверка качества воды. В ноябре 2011 года, ему сообщалось, что проверка качества воды проводится не по всем показателям, установленным СанПин 2.1.4.1074-01. Волкову С.Ю. в 2010 году давались ответы на его обращения по поводу качества питьевой воды и сообщался официальный сайт Роспотребндзора по Ивановской области, где результаты проведенных в 2008-2010 году лабораторных исследований представлены в материалах к государственному докладу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Считает, что Волков С.Ю. пропустил срок обращения в суд для обжалования действий Управления федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области о признании неправомерным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области осуществлять проверку (мониторинг) по всем перечисленным в СанПин 2.1.4.1074-01 показателям безвредности воды, подаваемую в центральную систему питьевого водоснабжения города Иваново и признании неправомерным отсутствия у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области за период с 2008 -2010 годы полной и достоверной информации о безвредности воды, подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения города Иваново. Требования Волкова С.Ю. находит необоснованными и просит в их удовлетворении отказать. Кроме того, показала, что согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Ивановской области от 23.12.11 года № 23 «Об утверждении программы мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания на территории Ивановской области в 2012 году», в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.5.985-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» определены количество и периодичность отбора проб воды в местах водозабора на территории Ивановской области для лабораторных исследований в целях социально-гигиенического мониторинга, а также перечень определяемых показателей. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством воды осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в плановом и внеплановом порядке. В целом, качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения по исследуемым показателям отвечает требованиям санитарного законодательства за исключением железа общего, а в период весенних паводков и проливных дождей качество воды ухудшается по показателям цветности и мутности. В течение 2010 - 2012 годов по указанным показателям вода не соответствовала гигиеническим нормативам в 7 % случаев. Указала, что упомянутые показатели относятся к группе органолептических показателей и не могут оказывать негативное влияние на здоровье человека в тех концентрациях, которые присутствуют в питьевой воде городского водопровода. Результаты лабораторных исследований пробы питьевой воды, отобранной в квартире Волкова С.Ю., заявителю направлялись. Качество воды соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Также в адрес заявителя неоднократно направлялись ответы с информацией о качестве водопроводной питьевой воды, в т.ч. ретроспективный анализ качества питьевой воды в городе Иваново за период с 2008 по 2010 гг. (л.д.24). Представила в суд сведения о качестве питьевой воды за период с 2008 по 2010 годы. Показала, что согласно постановлению главного государственного санитарного врача по Ивановской области от 21.01.2009 года № 1 «Об утверждении программы мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания на территории Ивановской области в 2009 году» утверждена программа мониторинговых наблюдений за качеством воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Ивановской области и перечень источников водоснабжения для формирования информационного фонда. Кроме того, отделом социально-гигиенического мониторинга совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», определен перечень контролируемых показателей и веществ в водопроводной воде из подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения по мониторинговым точкам. Определение перечня контролируемых показателей и веществ в водопроводной воде распределительной сети и источников централизованного водоснабжения проводится специалистами отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Ивановской области совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», основываясь на многолетнем опыте, накопленной информации, а также с учетом выделенных бюджетных средств. Для удобства проведения анализа информации и подготовки отчетов, в том числе в Федеральную службу Роспотребнадзора, региональные органы власти и органы местного самоуправления, вся информация предоставляется по двум большим группам показателей: санитарно-химическим и микробиологическим, без конкретизации. При получении результатов лабораторных исследований информация о качестве питьевой воды вносится в электронную базу данных, которая представлена специально разработанной программой. Результаты проведенных лабораторных исследований представлены в материалах к государственному докладу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, доступных для ознакомления на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ивановской области http://37.rospotrebnadzor.ru в разделе «Документы» подразделе «Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке». Представитель заинтересованного лица ОАО «Водоканал» Ершова И.В. показала, что она принимала участие в судебном заседании при рассмотрении жалобы Волкова С.Ю. на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области в 2011 году. Считает, что Волков С.Ю. в 2011 году знал о том, по каким показателям проводится проверка качества питьевой воды подаваемой в центральную систему питьевого водоснабжения города Иваново. В 2011 году в судебном заседании вопросы, которые в настоящее время ставит Волков С.Ю., обсуждались. Не находит оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для обжалования действий Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области по тем основаниям, которые изложены в заявлении Волкова С.Ю. от 18 мая 2012 года. Жалобу Волкова С.Ю. находит не обоснованной и не подлежащей удовлетворению. Показала, что во исполнение санитарных правил и норм СНиП 2.1.4.559-96 «Питьевая вода» и методических указаний по внедрению и применению Санитарных правил и норм 2.1..4.559-96 «Питьевая вода» предприятием УМП «Водоканал» в течение года, с марта 1998 года по февраль 1999 года, ежемесячно проводились расширенные исследования качества воды. Отбирались и исследовались пробы воды из источников: реки Уводи, Строкинского месторождения подземных вод, из резервуаров сооружений в м. Авдотьино и Горино, на распределительной сети города. Точки исследования и показатели, по которым проводилось исследование, предварительно согласовывалось с ЦГСЭН г. Иваново. Проводилось лабораториями, имеющими аттестат аккредитации испытательной лаборатории -_УМП «Водоканал», комитета водного хозяйства, ЦГСЭН по Ивановской области. Исследования велись по 51 показателю, необходимому в соответствии со СанПин «Питьевая вода». В течение года не обнаружилось присутствие веществ и свойств по 25 показателям. Показатели, по которым концентрация была мала (ПДК ниже 0,5) их можно было исключать из списка исследований. Учитывая малую реальность появления этих веществ в аварийных или связанных с умышленным загрязнением воды случаях, а также значительные материальные затраты на их постоянные исследования считается нецелесообразным их включение в рабочую программу производственного контроля качества воды системы централизованного водоснабжения г. Иваново. Остальные показатели воды, которые были обнаружены в течение года, а также показатели радиационной безопасности ЦГСЭН в г. Иваново включены в рабочую программу производственного контроля качества воды системы центрального водоснабжения в г. Иваново. Контроль качества питьевой воды ОАО «Водоканал» проводит в объеме, определенном в рабочей программе, которая согласована с Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области и утверждена органом местного самоуправления. Контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется Центром контроля качества воды ОАО «Водоканал». Результаты лабораторного контроля ежемесячно предоставляются в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области. В суд представлен аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ОАО «Водоканал». В приложении к аттестату аккредитации указан перечень показателей, по которым проводится исследования воды. Специалист Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области С.А. поддержала мнение представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области Трофимовой О.М. В судебном заседании показала, что как отдельное подразделение – социально-гигиенический мониторинг образовался в 2006 году, который действует на основании ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ. Представила статистические отчеты с 2008 года по 2011 год, которые представляются в федеральный информационный фонд. Показала, что нет определенного нормативного акта, где было бы указано какие вещества, находящиеся в воде, нужно исследовать согласно СанПиН. Ежегодно добавляются показатели в зависимости от возможности (государственных заданий, финансовых возможностей). У каждой области надзора показатели могут быть разными, поэтому он и является расширенным. Показала, что между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области и ОАО «Водоканал» существует обмен информацией. Выслушав представителя заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, по доверенности, Трофимову О.В., специалиста подразделения социально-гигиенического мониторинга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области С.А., представителя заинтересованного лица ОАО «Водоканал» Ершову И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В пункте п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений ч.1 ст. 4 и ч.2 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. В п.24 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Судом установлено, что в 2011 году Волков С.Ю. обратился в суд с жалобой на действия (бездействия) Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области. Решением Советского районного суда г. Иваново от 11 ноября 2011 года в удовлетворении жалобы Волкова С.Ю. о признании незаконным отказа Генеральной прокуратуры РФ рассматривать жалобу от 06 мая 2011г. на решения нижестоящей в порядке подчиненности прокуратуры Ивановской области, о признании незаконным отказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассматривать жалобу от 06 мая 2011г. на допущенные подотчетными ему структурами - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области и его подразделением ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», о признании незаконным направление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека жалобы от 06 мая 2011г. для рассмотрения лицу, действия которого были обжалованы в жалобе - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области, о признании нарушением закона признание Генеральной прокуратурой РФ правомерным отказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассматривать направленную Генеральной прокуратурой РФ жалобу от 06 мая 2011г. на действия подчиненного ему Управления (Роспотребнадзор) по Ивановской области, о признании нарушением закона признание Генеральной прокуратурой РФ правомерным направление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека жалобы от 06 мая 2011г. для рассмотрения лицу, действия которого были обжалованы в жалобе, о признании незаконным признание Генеральной прокуратурой РФ правомерными отказов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области и его подразделения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» от предоставления достоверной и полной информации о проведенных в 2008 - 2010 годах в соответствии с требованиями СаНПиН 2.1.4.1074 - 01 государственных исследованиях качества воды, подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения г. Иваново, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области в предоставлении полной и достоверной информации о проведенных государством исследованиях воды, подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения г. Иваново, и совершенную 21 июля 2011 г. подмену вышеназванной информации информацией ОАО «Водоканал», о понуждении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области предоставить полную и достоверную информацию о проведенных государством исследованиях качества проб воды, подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения г. Иваново в 2008 - 2010 годах отказано. Обращаясь с требованием о признании неправомерным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области осуществлять проверку (мониторинг) по всем перечисленным в СанПин 2.1.4.1074-01 показателям безвредности воды, подаваемую в центральную систему питьевого водоснабжения города Иваново фактически ставит те же требования, которые разрешались при рассмотрении гражданского дела № 2-862 по жалобе Волкова С.Ю. Решением Советского районного суда г. Иваново от 11 ноября 2011 года требования Волкова С.Ю. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области в предоставлении ему полной и достоверной информации о проведенных государством исследованиях воды, подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения г.Иваново, и совершенную 21 июля 2011г. подмену вышеназванной информации информацией ОАО «Водоканал», о понуждении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области предоставить полную и достоверную информацию о проведенных государством исследованиях качества проб воды, подаваемой в систему центрального питьевого водоснабжения г. Иваново в 2008 - 2010 годах, не удовлетворены. В судебном заседании установлено, что требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения в настоящее время регламентируются санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Согласно главе 1 (область применения) СанПиН 2.1.4.1074-01, данные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор. Согласно главе 2 (общие положения) СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с санитарными правилами. На основании требований санитарных правил юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды. Согласно гл. 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно - эпидемиологический надзор и производственный контроль. Последний обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Оно постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В соответствии с п. 3.3 санитарных правил выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды в системе водоснабжения. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения в городе, районе в два этапа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора и представлен в рабочей программе контроля качества питьевой воды. В связи с этим централизованное обеспечение населения г. Иванова питьевой водой осуществляется ОАО «Водоканал». Производственный контроль за качеством питьевой воды в источниках питьевого водоснабжения и распределительной сети водопровода г. Иваново ОАО «Водоканал» проводит в соответствии с рабочей программой контроля качества питьевой воды, согласованной с Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области. Лабораторные исследования организованы на базе аккредитованного в установленном законом порядке испытательного лабораторного центра ОАО «Водоканал» (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) № РОСС RU 0001.516465., действителен до 18.06.2015г.(л.д.-55). В целом, качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения по исследуемым показателям отвечает требованиям санитарного законодательства за исключением железа общего, а в период весенних паводков и проливных дождей качество воды ухудшается по показателям цветности и мутности. В течение 2010 - 2011 годов по указанным показателям вода не соответствовала гигиеническим нормативам в 7 % случаев. Указанные показатели относятся к группе органолептических показателей и не могут оказывать негативное влияние на здоровье человека в тех концентрациях, которые присутствуют в питьевой воде городского водопровода. Существенных отличий между результатами анализа качества питьевой воды, полученных в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля на протяжении длительного времени не отмечается, что свидетельствует о репрезентативности полученных данных. Согласно ст. 45 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг, который проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и дальнейшего совершенствования работ по социально-гигиеническому мониторингу руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Онищенко Г.Г. издан приказ № 810 от 30 декабря 2005 года «О перечне показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга». На основании данного приказа утвержден перечень показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенисческого мониторинга и указано, что в работе по проведению социально-гигиенического мониторинга следует руководствоваться Перечнем показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально –гигиенического мониторинга. В разделе 5 приведен перечень показателей питьевой воды систем центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения, которым руководствуются в своей работе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2006 года № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» утверждено положение о проведении социально-гигиенического мониторинга. Согласно п. 2.4 «Правил установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды», являющиеся приложения №1 к СанПин 2.1.4.1074-01 на основании проведенной оценки центр госсанэпиднадзора разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей, количеству и периодичности отбора проб питьевой воды для постоянного производственного контроля. Ежегодно постановлением главного государственного санитарного врача по Ивановской области утверждается программа мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания на территории Ивановской области. В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Ивановской области от 23.12.2010 года № 8 «Об утверждении программы мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания на территории Ивановской области в 2011 году» утверждена программа на 2011 год мониторинговых наблюдений за качеством воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Ивановской области и перечень источников водоснабжения для формирования информационного фонда. Исполняя постановление Главного государственного санитарного врача по Ивановской области отдел социально-гигиенического мониторинга совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», определяет перечень контролируемых показателей и веществ в водопроводной воде из подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения по мониторинговым точкам. Определение перечня контролируемых показателей и веществ в водопроводной воде распределительной сети и источников централизованного водоснабжения проводится специалистами отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Ивановской области совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», основываясь на многолетнем опыте, накопленной информации, а также с учетом выделенных бюджетных средств. Для удобства проведения анализа информации и подготовки отчетов, в том числе в Федеральную службу Роспотребнадзора, региональные органы власти и органы местного самоуправления, вся информация предоставляется по двум большим группам показателей: санитарно-химическим и микробиологическим, без конкретизации. В разделе 2 Программы мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания на территории Ивановской области «Питьевая вода систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» указаны определяемые показатели качества воды источников питьевого водоснабжения, количество и периодичность проб воды, отбираемых для лабораторных исследований, месторасположения мониторинговых точек в соответствии с перечнем веществ, контролируемых в системе центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения. Ежегодно результаты проведенных лабораторных исследований представляются в материалах к государственному докладу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, размещённых на сайте Управления Роспотребнадзора Ивановской области http://37.rospotrebnadzor.ru/ в разделе «Документы» подразделе «Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке». Сведения о гигиене водных объектов, водоснабжения и здоровья населения за 2010 год приведены в разделе 1.2 «Государственного доклада». Такие же сведения содержатся в « Государственных докладах» за 2009, 2008 годы. Данная информация доступна всем гражданам. Суд считает, что требования Волкова С.Ю. о признании неправомерным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области осуществлять проверку (мониторинг) по всем перечисленным в СанПин 2.1.4.1074-01 показателям безвредности воды, подаваемую в центральную систему питьевого водоснабжения города Иваново, о признании неправомерным отсутствие у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области за период с 2008 -2010 годы полной и достоверной информации о безвредности воды, подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения города Иваново не обосновано. Судом не установлено, что действиями должностных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области либо их бездействиями нарушены права и свободы Волкова С.Ю., созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод, на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность, каким образом и отсутствие каких именно показателей качества воды затронули субъективные права заявителя. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в своей работе руководствуется требованиями законодательства, Положением о проведении социально-гигиенического мониторинга утвержденным Правительством РФ от 02. 02.2006 года № 60, Перечнем показателей и данных для формирования федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга утвержденного 30.12.2005 года, Приказом №810 руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Онищенко Г.Г., постановлением Главного государственного санитарного врача по Ивановской области от 23.12.2010 года № 8 «Об утверждении программы мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания на территории Ивановской области в 2011 году». Указанные документы действующие, и обязательны для исполнения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области. Суд, считает, что с требованием о признании неправомерным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области осуществлять проверку (мониторинг) по всем перечисленным в СанПин 2.1.4.1074-01 показателям безвредности воды, подаваемую в центральную систему питьевого водоснабжения города Иваново и признании неправомерным отсутствие у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области за период с 2008 -2010 годы полной и достоверной информации о безвредности воды, подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения города Иваново Волков С.Ю. обратился в суд по истечении процессуального срока (трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права). Суд приходит к выводу, что Волковым С.Ю. не соблюдены сроки обращения в суд с заявленными требованиями. Суд считает, что заявитель узнал о том, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области осуществляет проверку качества воды не по всем перечисленным в СанПин 2.1.4.1074-01 показателям, следовательно, располагает той информацией, по которой проводится проверка качества воды в 2008-2010 годах после вынесения решения суда 11 ноября 2011 года. Суд не находит основания для восстановления пропущенного процессуального срока и считает, что в удовлетворении жалобы Волкова С.Ю. на действия (бездействия) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области Генеральной прокуратуры РФ по предъявленным требованиям необходимо отказать. Кроме того, суд считает, что не подлежит удовлетворению требования Волкова С.Ю. и в связи с необоснованностью заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-257 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении жалобы Волкова С.Ю. о признании неправомерным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области осуществлять проверку мониторинг по всем показателям безвредности воды подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения, г. Иваново, о признании неправомерным отсутствия в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Ивановской области за период с 2008 по 2010 год полной и достоверной информации о безвредности воды, подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения г. Иваново отказать. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд гор. Иваново в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: Л.И. Афонина Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2012 года Судья: Судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда решение оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. «Согласовано» для размещения на Интернет – сайт суда. Судья: