№ 5-37/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Иваново 18 августа 2010 года
Судья Советского районного суда г.Иваново Михалева О.Б.,
при секретаре Анисимовой Т.В.,
с участием представителя ОГПН г.Иваново - старшего инспектора по пожарному надзору Кривоногова П.В., действующим на основании доверенности,
законного представителя юридического лица – директора МП «Городской оздоровительный центр» г. Иваново - Макаровой Л.Ю.,
представителя юридического лица - заместителя директора МП «Городской оздоровительный центр» г.Иваново - Белянкина А.Ю.,
защитника Салова В.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, представленные ОГПН г.Иваново в отношении:
Муниципального предприятия «Городской оздоровительный центр» г.Иваново,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное предприятие «Городской оздоровительный центр» г.Иваново совершило нарушение требований пожарной безопасности.
Административное правонарушение муниципальным предприятием было совершено при следующих обстоятельствах.
16 июля 2010 года в 11 час. 00 мин. по результатам плановой проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности муниципальным предприятием «Городской оздоровительный центр» г.Иваново, проведенной ОГПН по г.Иваново, в здании, расположенном по адресу: г.Иваново, ул…., д. …, - баня № 9, были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности 01-03 в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, СНиП 21-01-97*, СНиП II-35-76, Норм пожарной безопасности (НПБ 104-03) «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные», а именно:
1. Не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение (основание: ППБ 01-03 п. 15);
2. Здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 п. 14 табл. 1 п.п. 9);
3. Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (основание: ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 п.4.1 табл. 1, п.5.1 табл. 2 п.п.4);
4. Для отделки путей эвакуации применяются горючие материалы, а именно холл 1-го этажа стены перехода в мужской отдел отделаны панелями МДФ (основание: ППБ 01-03 п.3,53);.
5. Для складского помещения не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (основание: ПББ 01-03 п.33);
6. Конструкция пожарных шкафов для размещения в них пожарных кранов в здании не соответствуют требованиям НПБ 151-2000 п.4.2*);
7. Не проводится проверка внутреннего противопожарного водопровода на требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (основание: ПББ 01-03 п.89);.
8. На окнах установлены глухие металлические решетки (основание: ППБ 01-03 п.40);
9. Имеющийся план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002 (основание: ППБ 01-03 п.3, ГОСТ Р 12.2.143-2002 п. 6.7);
10. Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно помещение склада не выгорожено от коридора (основание ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.7.4);
11. Не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (основание: ППБ 01-03 п.3).
В судебном заседании законный представитель юридического лица Макарова Л.Ю. и представитель Белянкин А.Ю. пояснили, что предприятие вину в совершении административного правонарушения признает полностью. Действительно, в ходе проведения проверки соблюдения Правил и норм пожарной безопасности были выявлены нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении. Здание, расположенное по ул…., д…, одноэтажное, это бывшая баня №9, которая, как и другие муниципальные бани г.Иваново, вошла в состав муниципального предприятия «Городской оздоровительный центр» в виде структурных подразделений. В бане № 9 работает 12 человек, режим работы с 8 -00 часов до 21-00 часа, выходные - понедельник, вторник, посещаемость бани примерно 150 человек в день, но в зависимости от сезона количество граждан меняется. Ночью баня не работает, в ней находится сторож. Котельная в бане исправная, ее проверка проводилась Ростехнадзором, нарушений не выявлено. В бане имеются первичные средства пожаротушения, сотрудники прошли инструктаж по пожарной безопасности, ознакомлены с правилами действий в случае возникновения пожара, имеется городской телефон, места для курения в бане отсутствуют, имеется исправный водопровод. Главной причиной выявленных нарушений является отсутствие достаточных денежных средств у предприятия и его тяжелое финансовое положение, что подтверждается балансом предприятия на 30 июня 2010 года и другими бухгалтерскими документами. Сразу после проверки руководство предприятия приняло все возможные меры к устранению допущенных нарушений, а именно: заключены договоры с «…..» на оказание образовательных услуг, в соответствии с которым некоторыми сотрудниками предприятия пройдено обучение и проведена проверка знаний пожарно-технического минимума, им выданы удостоверения, заключены договоры с двумя организациями: с ООО на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности с указанием спецификации работ, в том числе в здании бани № 9, и с ООО «…» на монтаж автоматической пожарной сигнализацией и системы оповещения людей при пожаре в бане № 9, срок выполнения работ - 7 календарных дней. С ООО «…» заключен договор на огнезащитную обработку чердачного помещения бани № 9, срок выполнения работ 2 календарных дня. ООО «…» предоставлены гарантийные письма о соблюдении сроков работ. Кроме того, предприятием приобретены новые пожарные шкафы для размещения пожарных кранов, они установлены, краны присоединены, все глухие металлические решетки на окнах демонтированы, установлены распашные, планы эвакуации находятся в стадии изготовления, на путях эвакуации горючие материалы - панели МДФ демонтированы.
Защитник Салов В.А. поддержал пояснения представителей юридического лица, представил суду копии заключенных договоров, бухгалтерских документов о финансовом состоянии предприятия, товарной накладной на закупку пожарных шкафов, удостоверения о прохождении обучения, а также фотографии, на которых изображено здание бани № 9 с окнами, на которых установлены распашные решетки, помещение внутри здания с демонтированными стеновыми панелями, а также зафиксировано расположение новых пожарных шкафов.
Судом исследованы представленные документы, они приобщены к материалам дела л.д.31-68).
Представители юридического лица и защитник просили не применять к предприятию наказание в виде административного приостановления деятельности бани № 9, так как ее закрытие повлечет за собой массовое увольнение работников, лишение жителей района Сортировки, Богородского, Лесного и других районов г.Иваново возможности пользоваться услугами бани, предприятие понесет существенные убытки и не сможет в дальнейшем выполнить предписание Госпожнадзора.
Представитель ОГПН г. Иваново Кривоногов П.В. в судебном заседании пояснил, что им проводилась проверка, были выявлены нарушения, указанные в акте. Протокол о временном запрете деятельности им составлялся, но фактически здание им не закрывалось, а продолжало работать, но вся ответственность за это, по его мнению, возлагается на представителя предприятия, которому вручен протокол. Наиболее существенными из выявленных нарушений Правил пожарной безопасности являются отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, что в случае возникновения пожара может угрожать жизни и здоровью людей.
Доводы инспектора ОГПН г.Иваново Кривоногова П.В. о том, что он не обязан был сам проверять закрытие здания в связи с временным запретом деятельности, суд находит необоснованными, так как являясь должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, и, составив протокол о временном запрете деятельности с указанием фактического прекращения деятельности бани с 17 часов 00 минут 11 августа 2010 года, он был обязан сначала убедиться в том, что здание действительно закрыто и только после этого указать в протоколе фактическое время прекращения деятельности, поскольку временный запрет деятельности по своим последствиям аналогичен административному приостановлению деятельности (первый ограничен более коротким сроком - 5 дней), а также исходя из того, что в соответствии с ч. 5 ст.29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. Все мероприятия по временному запрету деятельности проводятся по правилам административного приостановления деятельности, то есть производится наложение пломб, опечатывание помещений и зданий и т.д.
В судебном заседании достоверно установлено, что фактического временного запрета деятельности бани № 9 не было, поэтому факт незакрытия бани должностным лицом Госпожнадзора вызывает сомнения у суда в обоснованности доводов инспектора ОГПН г.Иваново о том, что выявленные нарушения в случае возникновения пожара представляют реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Суд, выслушав законного представителя и представителя юридического лица, защитника, представителя ОГПН г.Иваново, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и проверив представленные в судебном заседании доказательства, приходит к следующим выводам.
Факт совершения МП «Городской оздоровительный центр» г.Иваново административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в судебном заседании установлен и объективно подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № 1047 от 10 августа 2010 года л.д. 6-7);
- протоколом № 30 о временном запрете деятельности от 11.08.2010 года л.д.4-5)
- распоряжением от 23 июня 2010 года № 879 о проведении плановой выездной проверки в МП «Городской оздоровительный центр» по соблюдению требований пожарной безопасности л.д.13);
- актов проверки от 16 июля 2010 года, из которого следует, что в период с 28 июня 2010 года по 16 июля 2010 года была проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в МП «Городской оздоровительный центр», в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности л.д.14-16);
- копиями Устава муниципального предприятия, изменениями к нему, копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановки его на учет в налоговом органе, копией распоряжения Администрации г.Иваново о назначении на должность директора Макаровой Л.Ю., копией приказа о назначении исполняющего обязанности директора зам. директора Белянкина А.Е. л.д.9,17,18,19-21,22,23);
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям, предусмотренным ст.28.2 КоАП РФ. Указанные выше доказательства получены в установленном законом порядке.
При установлении вины суд учитывает положения ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", согласно которым ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Юридическое лицо МП «Городской оздоровительный центр» г.Иваново, на праве хозяйственного ведения которого находится здание бани № 9, относится к кругу лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Оценив все представленные доказательства в соответствии с требованиями ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, полностью доказана.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественную безопасность.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит признание вины юридическим лицом в совершении правонарушения, устранение ряда выявленных нарушений требований пожарной безопасности на момент рассмотрения дела в суде, принятие конкретных мер к максимально быстрому устранению других выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматриваю.
Доказательств, подтверждающих, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности, суду не представлено.
При определении вида административного наказания суд учитывает, что согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности, как исключительный вид административного наказания, назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении наказания суд учитывает все обстоятельства дела, принятые юридическим лицом конкретные меры к устранению выявленных нарушений, пояснения представителей юридического лица, доводы защитника и представителя ОГПН г.Иваново, а также принимает во внимание большую социальную значимость объекта - бани № 9, услугами которой пользуются граждане г.Иваново, проживающее в м.Сортировка, Богородское, Лесное и других районах, а значительное число этих граждан проживает в частном секторе и нуждается в предоставлении банных услуг.
Суд приходит к выводу о том, что достижение целей административного наказания в данном случае может быть обеспечено путем назначения наказания в виде административного штрафа.
С учетом финансового состояния юридического лица суд полагает возможным назначить штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Данное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как с учетом его характера, даже при отсутствии каких-либо последствий, оно представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений. Оснований для освобождения общества от административной ответственности не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.23.1, 29.6, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Муниципальное предприятие «Городской оздоровительный центр» г.Иваново, юридический адрес: г.Иваново, …., д…, фактический адрес: г.Иваново, ул…., д…, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 10 (десяти) тысяч рублей.
Штраф перечислить в доход бюджета г.Иваново: Получатель УФК по Ивановской области (Главное управление МЧС России по Ивановской области), Расчетный счет № 40101810700000010001 ИНН - 3702062557, ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г.Иваново, БИК банка получателя - 042406001 ОКАТО – 24401000000, КПП - 370201001, вид платежа штраф за нарушение ФЗ «О пожарной безопасности» ( код КД - 177 1 16 27000 01 0000 140)
В соответствии с ч.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание назначено.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.Б.Михалева
Для опубликования на сайте. Согласовано с судьей.