Жалоба на постановление государственного инспектора труда по делу об административном правонарушении



Дело № 12-32/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

гор. Иваново 17 мая 2011 года

Судья Советского районного суда г. Иваново Карпова Л.В.

с участием:

представителей лица, в отношении

которого вынесено постановление по делу, Ясниковой О.А. и Калачевой Л.А.,

государственного инспектора труда Государственной

инспекции труда в Ивановской области Тихомировой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

Малышкиной Анны Ивановны, 5 июня 1969 года рождения, директора Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, проживающей по адресу: г.Иваново, ул. Андрианова, д.2, кв.19,

на постановление государственного инспектора труда Тихомировой В.В. по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора труда Тихомировой В.В. по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года Малышкина А.И. как должностное лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

С данным решением должностное лицо Малышкина А.И. не согласна, обратилась в суд с жалобой, просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

В судебном заседании представители должностного лица Ясникова О.А. и Калачева Л.А поддержали жалобу по изложенным доводам и просили постановление по делу об административном правонарушении в отношении Малышкиной А.И. отменить, производство по делу прекратить.

Выслушав представителей должностного лица, государственного инспектора труда Тихомирову В.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу обжалуемое постановление законным и обоснованным и отмене не подлежащим.

Как следует из материалов дела по обращению в Генеральную прокуратуру Российской Федерации работников Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее «НИИ материнства и детства») на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ивановской области № 7-153-11-ОБ/16/1 от 17 февраля 2011 года в период с 17 февраля по 21 марта 2011 года в отношении указанного учреждения, расположенного по адресу: г.Иваново, ул. Победы, д.20, директором которого является Малышкина А.И., проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства.

По результатам проведенной проверки 10 марта 2011 года государственным инспектором труда Тихомировой В.В. составлен акт проверки и вынесено предписание в адрес директора «НИИ материнства и детства», обязывающее в срок до 11 мая 2011 года устранить допущенные нарушения.

Согласно акту проверки директором учреждения Малышкиной А.И. допущены нарушения законодательства о труде:1. в нарушение ст.91 Трудового кодекса РФ продолжительность работы акушерок превышает продолжительность, установленную законодательством; 2. в нарушение ч.2 ст.99 Трудового кодекса РФ привлечение работников к работе в сверхурочное время производилось без их письменного согласия; 3. в нарушение ст.152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивалась в одинарном, а не в повышенном размере.

10 марта 2011 года государственным инспектором труда Тихомировой В.В. в отношении директора Малышкиной А.И. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В этот же день государственный инспектор труда рассмотрел материалы дела об административном правонарушении и вынес постановление по делу о признании должностного лица Малышкиной А.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Из доводов жалобы должностного лица и пояснений ее представителей Ясниковой О.А. и Калачевой Л.А. в судебном заседании следует, что проверка проведена с нарушением требований ч.3 ст.10 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, поскольку основанием для ее проведения явилось анонимное обращение граждан в прокуратуру; государственным инспектором дана неверная правовая оценка как сверхурочной работы медицинских работников - акушерок родового отделения - в период их дежурств в вечернее и ночное время, поскольку при наличии вакантных должностей в учреждении, оказывающем медицинскую помощь круглосуточно, данные сотрудники по заранее составленному по их инициативе графику выполняли работу по совместительству, что подтверждается их заявлениями об оплате, а сверхурочная работа не может быть запланирована заранее; в случае действительного привлечения работника к сверхурочной работе директором учреждения издается приказ с указанием даты, количества отработанного сверх нормы времени и оплаты; каких-либо нарушений финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в том числе и по вопросам оплаты труда, в ходе последней проверки, проведенной контрольно-ревизионным управлением, выявлено не было.

Государственный инспектор труда Тихомирова В.В. пояснила, что согласно представленным ей табелям учета рабочего времени продолжительность работы акушерок в учреждении превышает установленную законом, некоторые из них работали две смены по шестнадцать часов подряд; работа этих сотрудников не являлась работой по совместительству, поскольку отсутствуют их заявления на совместительство и трудовой договор с указанием должности, условий работы и оплаты, которая должна быть протарифицирована; в представленных ей заявлениях сотрудников указано лишь, что они просят произвести оплату за фактически отработанное время; время работы сверх установленной продолжительности учтено в основном графике, а при работе по совместительству необходимо оформить отдельный табель; в ходе проверки ею также установлено, что в случае действительной работы сотрудников учреждения на условиях совместительства их трудовые отношения оформлены в соответствии с требованиями закона; на основании представленных ей документов она пришла к выводу о том, что акушерки родового отделения выполняли сверхурочную работу, к которой они были привлечены по инициативе администрации без их письменного согласия и которая оплачивалась в одинарном размере.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (для медицинских работников согласно ст.350 ТК РФ – 39 часов). При этом работа за пределами нормальной продолжительности возможна на условиях совместительства, сверхурочной работы и ненормированного рабочего дня.

Совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, при этом в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством; продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день (ст.282,284 ТК РФ).

С заявлениями о приеме на работу на условиях совместительства акушерки родового отделения к директору «НИИ материнства и детства» не обращались, соответствующий приказ о приеме их на работу не издавался, трудовой договор с ними на выполнение ими работы по совместительству директором не заключался.

Работа указанных сотрудников учреждения не относится к работам с ненормированным рабочим днем.

Вместе с тем, продолжительность рабочего времени данных сотрудников, как выяснилось при проверке, превышала продолжительность, установленную законодательством – статьей 91 ТК РФ..

При таких обстоятельствах государственный инспектор Тихомирова В.В. обоснованно пришла к выводу о том, что акушерки родового отделения «НИИ материнства и детства» выполняли сверхурочную работу.

Согласно положениям ст.ст.99 ч.2, 152 Трудового кодекса РФ привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия; сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

В нарушение данных положений закона работники «НИИ материнства и детства» были привлечены к сверхурочной работе без их письменного согласия, оплата этой работы производилась в одинарном размере.

Учитывая изложенное, судья находит вывод государственного инспектора труда Тихомировой В.В. о совершении должностным лицом – директором НИИ «Материнства и детства» Малышкиной А.И. – нарушения законодательства о труде обоснованным.

Несоблюдение директором «НИИ материнства и детства» требований трудового законодательства выразилось в нарушении положений ст. 91, ч.2 ст. 99, ст. 152 ТК РФ, согласно которым продолжительность рабочего времени не может превышать 39 часов в неделю, привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Нарушение данных положений законодательства о труде, допущенных директором Малышкиной А.И., подтверждается:

- показаниями государственного инспектора труда Тихомировой В.В.;

- уставом Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно которому оно является федеральным государственным бюджетным учреждением науки, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет федерального бюджета на основе бюджетной сметы, а также иных предусмотренных законодательством источников;

- свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельством о постановке на учет российской организации в налогом органе по месту нахождения на территории РФ;

- свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- приказом о назначении на должность директора учреждения Малышкиной А.И. и приказом о продлении срока трудового договора;

- расчетными ведомостями;

- графиками работы.

- представленными заявлениями и рапортами;

- актом проверки;

- протоколом об административном правонарушении;

- предписанием об устранении нарушений трудового законодательства;

- постановлением по делу об административном правонарушении.

Не установление фактов нарушений финансово-хозяйственной деятельности «НИИ материнства и детства» за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года не может служить основанием для констатации отсутствия в действиях директора учреждения нарушений трудового законодательства и совершения ею административного правонарушения.

Выполнение предписания государственного инспектора труда и устранение допущенных нарушений трудового законодательства не может служить основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности за ранее совершенное правонарушение.

Проверка соблюдения «НИИ материнства и детства» требований трудового законодательства проведена в соответствии с Федеральным Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, на основании Распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ивановской области.

Государственный инспектор труда Тихомирова В.В., проведя проверку, выяснив обстоятельства дела, оценив собранные доказательства, пришла к выводу о том, что директор «НИИ материнства и детства» нарушила законодательство о труде, за что предусмотрена административная ответственность.

Факт совершения административного правонарушения нашел свое подтверждение и в ходе рассмотрения жалобы.

Санкцией части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Постановление о привлечении должностного лица Малышкиной А.И. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного положениями ст. 4.5 КоАП РФ; назначенное наказание соответствует санкции закона, не является как минимальным, так и максимальным; оснований для его снижения не имеется.

При таких обстоятельствах жалоба Малышкиной А.И. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Постановление государственного инспектора труда от 10 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Малышкиной А.И. - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья Л.В. Карпова