Дело № 12-89/2011 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе по делу об административном правонарушении 20 сентября 2011 года город Иваново Судья Советского районного суда г.Иваново Ивановской области Михалева О.Б., при секретаре судебного заседания Земсковой Н.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Ясниковой О.А., действующей на основании доверенности, государственного инспектора труда в Ивановской области Тихомировой В.В., рассмотрев жалобу Малышкиной А.И., директора Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства»), на постановление государственного инспектора труда Тихомировой В.В. по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года, у с т а н о в и л: Постановлением государственного инспектора труда Тихомировой В.В. по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года Малышкина А.И., являющаяся директором ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства», как должностное лицо, привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей. Малышкина А.И., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что оснований для проведения внеплановой проверки отсутствовали, нарушений статьи 91, части 2 статьи 99, статьи 152 Трудового Кодекса РФ ей допущено не было, так как правовых оснований для отнесения дежурств медицинских работников к сверхурочной работе не имелось, отсутствует событие правонарушения, предписание о нарушении трудового законодательства обжаловано. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В судебном заседании представитель должностного лица Ясникова О.А. доводы жалобы поддержала и пояснила, что указанных в постановлении о назначении административного наказания нарушений трудового законодательства Малышкиной А.И. допущено не было; работа медицинских работников сверх нормы рабочего времени не являлась сверхурочной, а являлась работой по совместительству, по заранее составленному по инициативе работников графику, так как учреждение оказывает медицинскую помощь круглосуточно, что урегулировано Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 года № 41. Оплата работы производилась за счет вакантных ставок. Акт проверки и предписание инспектора об устранений выявленный нарушений трудового законодательства определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 20 июня 2011 года признаны незаконными. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. Государственный инспектор труда Тихомирова В.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, так как в ходе проверки были выявлены нарушения трудовых прав медицинских работников ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства». Согласно табелям учета рабочего времени продолжительность работы акушерок превышала установленную законом норму, некоторые из них работали по шестнадцать часов подряд, их работа не являлась работой по совместительству, а была сверхурочной, так как отсутствуют заявления работников и трудовые договоры с указанием должности, условий работы и оплаты. В заявлениях сотрудников указано о производстве оплаты за фактически отработанное время. Время работы сверх установленной продолжительности рабочего дня учтено в основном графике, а при работе по совместительству необходимо было оформить отдельный табель. Кроме того, согласно ст.282 Трудового кодекса РФ не допускается работа по совместительству лиц на работах с вредными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями. Работа акушерок связана с вредными условиями труда, что прописано у них в трудовом договоре, поэтому работа по совместительству для них невозможна. По результатам проверки было установлено, что акушерки родового отделения выполняли сверхурочную работу, к которой они были привлечены по инициативе администрации без их письменного согласия, которая оплачивалась в одинарном размере. Просит постановление оставить без изменений. Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав защитника Ясникову О.А., государственного инспектора труда Тихомирову В.В., исследовав материалы гражданского дела № … по заявлению ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства» об оспаривании предписания государственного инспектора труда, суд, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ч.1,2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица и другие. Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст.26.2 КоАП РФ). В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ивановской области № … от 17 февраля 2011 года (л.д.15-18) в период с 17 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года в отношении ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства», расположенного по адресу: г.Иваново, ул…, д…, директором которого является Малышкина А.И., проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства. Согласно акту проверки (л.д.19-22) юридическим лицом ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства» были допущены нарушения законодательства о труде, а именно: - в нарушение ст.91 Трудового кодекса РФ продолжительность работы акушерок превышает продолжительность, установленную законодательством; - в нарушение ч.2 ст.99 Трудового кодекса РФ привлечение работников к работе в сверхурочное время производилось без их письменного согласия; - в нарушение ст.152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивалась в одинарном, а не в повышенном размере. 10 марта 2011 года по результатам проверки директору ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства» Малышкиной А.И. выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства в срок до 11 мая 2011 года (л.д.23-25). 10 марта 2011 года государственным инспектором труда в отношении директора Малышкиной А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ (л.д.9-14), в этот же день дело было рассмотрено и вынесено постановление о назначении должностному лицу Малышкиной А.И. административного наказания по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей (л.д.5-8). Согласно Устава ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства» одним из видов деятельности учреждения является оказание населению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. В обжалуемом постановлении выводы о наличии события правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, основаны на том, что нарушения ст.91, ч.2 ст.99, 152 Трудового кодекса РФ подтверждаются актом проверки, предписанием, Положением об оплате труда и стимулирующих выплатах, приказах, трудовыми договорами с работниками, табелями учета рабочего времени, графиками работы, ведомостями начисления заработной платы, расчетными листками работников. Согласно ст.91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. В статье 350 Трудового кодекса РФ определены некоторые особенности регулирования труда медицинских работников. Так, для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации. Трудовым Кодексом РФ предусмотрена работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени на условиях внутреннего и внешнего совместительства (ст.60.1, ст.282), сверхурочной работы (ст.99) и ненормированного рабочего дня (ст.101). Сверхурочной работой является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами, установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. В статье 99 Трудового кодекса РФ предусмотрены случаи привлечения работодателем работника к сверхурочной работе с его письменного согласия, так и без его согласия, а также продолжительность сверхурочной работы. Совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство), при этом право заключать такие договоры принадлежит работнику. Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами, установленной для них продолжительности рабочего времени. В соответствии с ч.2 ст.5 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе постановлений Правительства РФ. Согласно ст.282 Трудового кодекса РФ особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников, в том числе медицинских, помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ст.251 Трудового кодекса РФ указано, что особенностями регулирования труда являются нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Постановлением Правительства РФ «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» от 04.04.2003г. № 197 (в ред. от 10.03.2009г.), принятом в соответствии со ст.282 Трудового кодекса РФ, установлено, что особенности работы по совместительству медицинских работников определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Особенности работы по совместительству медицинских работников установлены постановлением Минтруда и соцразвития от 30.06.2003г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», принятым в соответствии со ст.282 Трудового кодекса РФ. Следовательно, при проведении проверки соблюдения ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства» законодательства о труде необходимо было руководствоваться не только нормами Трудового кодекса РФ, но и вышеуказанным постановлением, которое не противоречит нормам Трудового кодекса РФ, а устанавливает специальные условия работы по совместительству для этой категории работников, отличающихся от общих условий. Согласно данному постановлению медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения). Продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать: - для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; - для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю; - для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления; - для младшего медицинского и фармацевтического персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; Не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др. Выполнение этих работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя. Из материалов дела следует, что вывод о привлечении акушерок К.М., П.О., С.Н., И.Е., С.С. и других к сверхурочной работе был сделан на основании представленных в ходе проверки документов. Однако, сведения, содержащиеся в этих документах, не подтверждают факт того, что работники к выполнению своих трудовых функций за пределами, установленной для них продолжительности рабочего времени, были привлечены к сверхурочной, а не иной работе. Приказов работодателем о привлечении к сверхурочной работе этих лиц не издавалось. Напротив, имелись заявления работников, датированные 08 декабря 2009 года, с просьбой о производстве доплат за фактически отработанные часы с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года (л.д.104-109), рапорт заведующего отделением от 10 декабря 2009 года о разрешении оплаты среднему и младшему медперсоналу за фактически отработанное время в соответствии с табелем учета рабочего времени в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года (л.д.103), приказ директора института Малышкиной А.И. от 25 января 2010 об установлении доплат с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, составленные и утвержденные заранее графики работы (л.д.50-79), подтверждающие факт планирования этой работы заранее. Инициатива выполнения этой работы исходила от самих работников, а не от работодателя. Последующее оформление работников по совместительству - приказы о приеме на работу по совместительству от 01 марта 2011 года (л.д.138-142), заключение трудовых договоров от 01 марта 2011 года на работу по совместительству (л.д.143-151) также опровергает выводы о том, что данные работники были привлечены к сверхурочной работе, а не выполняли работу по совместительству. Ненадлежащее документальное оформление факта работы по совместительству на момент начала проведения проверки не свидетельствует о привлечении работников к сверхурочной работе. При таких обстоятельствах, вывод в обжалуемом постановлении о том, что акушерки родового отделения ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства» выполняли сверхурочную работу, а не работу по совместительству, а также исчисление продолжительности их работы сверх установленной законом нормы рабочего времени, сделан без учета всех фактических обстоятельств привлечения к работе конкретных работников, условий их труда, а также правовых норм законодательства, регулирующего особенности труда медицинских работников. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 20 июня 2011 года акт проверки и предписание - одни из доказательств, на основании которых директор ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства» привлечена к административной ответственности, признаны незаконными. Принимая во внимание вышеизложенное, считаю, что представленные Государственной инспекцией труда в Ивановской области материалы дела об административном правонарушении не позволяют сделать достоверный вывод о нарушении Малышкиной А.И. ст.91, ч.2 ст.99, ст.152 Трудового кодекса РФ. Обстоятельства, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, не доказаны, так как при проведении проверки соблюдения законодательства о труде не учитывались положения нормативных правовых актов, регулирующих особенности труда медицинских работников. В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу. Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, установленный ст.4.5 КоАП РФ, в настоящее время истек, вопросы о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, о виновности и обстоятельствах данного правонарушения обсуждаться не могут. При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора труда от 10 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Малышкиной А.И. подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление государственного инспектора труда от 10 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Федерального государственного учреждения «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Малышкиной А.И. - отменить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Производство по делу в отношении Малышкиной А.И. прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Жалобу Малышкиной А.И. - удовлетворить. Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения. Судья О.Б.Михалева Согласовано с судьей Судья: