Дело № 2-2953/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата обезличена года Советский районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего Онориной Н.Е. При секретаре Булавинцеве С.И. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Челябинска об оспаривании нормативного правого акта, У с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению решение Челябинской городской Думы от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Правого зонирования территории города Челябинска», ссылаясь на то, что оспариваемое решение является нормативным правовым актом, опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Челябинской городской думы Номер обезличен от Дата обезличена года, полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности предусмотрены ч.3 ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, расширительному толкованию предусмотренный данной нормой перечень полномочий не подлежит, не содержит полномочия по установлению и осуществлению правового зонирования. Действующее федеральное градостроительное законодательство не предусматривает такую процедуру, как правовое зонирование, в связи с чем, установление и осуществление данного вида деятельности без правовой регламентации и полномочий является незаконным, противоречит Конституции РФ и Градостроительному Кодексу РФ. Установление новых видов градостроительной деятельности по сравнению с тем, как это предусмотрено федеральным законодательством, в полномочия представительного органа местного самоуправления не входит, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт является недействительным. В судебном заседании помощник прокурора г. Челябинска Силаева А.В. поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, суду пояснила, что Градостроительный Кодекс РФ 1998 года содержал понятие правового зонирования- деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских муниципальных образований. В абзаце 4 аннотации к решению Челябинской городской Думы Номер обезличен дано понятие правого зонирования- деление территории на зоны с юридически закрепленными границами. Редакция Градостроительного Кодекса РФ 1998 года действовала до 09.01.2005 года, с 30.12.2004 года введен в действие существующий Градостроительный Кодекс РФ, в котором отсутствует понятие правого зонирования и полномочия органов местного самоуправления по правовому зонированию, в связи с чем оспариваемый нормативный акт вступил в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией РФ. Результаты правового зонирования оформлены в виде местного нормативного правого акта «Правила застройки и землепользования территории г. Челябинска», данным актом утверждены типы функциональных зон. Согласно п.5 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ ( 2004 года) функциональные зоны определяются документами территориального планирования. В статье 18 Градостроительного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень документов территориального планирования. Применительно к городскому округу документом территориального планирования является - генеральный план города. Генеральный план г. Челябинска утвержден решением Челябинской городской думы Дата обезличена года Номер обезличен, однако в нем ни функциональные зоны, ни их виды и состав не определены. Установлением функционального назначения зон иным актом, кроме генерального плана города и документов, перечень которых содержится в ст.18 Градостроительного кодекса РФ противоречит действующему градостроительному законодательству. В оспариваемом нормативном правовом акте определены территориальные зоны и регламент их использования. Действующий Градостроительный кодекс РФ содержит понятие правил землепользования и застройки- это документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, утверждает территориальные зоны и градостроительный регламент, определяет порядок опубликования и внесения изменений. На территории г. Челябинска существуют правила застройки и землепользования в г. Челябинске, утвержденные решением Челябинской городской Думы от Дата обезличена года Номер обезличен.Территориальные зоны устанавливаются на карте территориального зонирования, границы территориальной зоны должны отвечать требования принадлежности земельных участков в каждой территориальной зоне.. Оспариваемое решение Челябинской городской думы не является правилами застройки, не содержит конкретных данных о принадлежности того или иного земельного участка к конкретной зоне, не имеет привязки к местности, не является надлежащим документом по регулированию градостроительной деятельности - градостроительному зонированию, так как градостроительное зонирование отражено в Правилах застройки и землепользования, территориальное планирование зафиксировано в Генеральном плане г. Челябинска. Правовое зонирование согласно Градостроительного Кодекса РФ 1998 года не совпадает с видом градостроительной деятельности, которая регулируется оспариваемым решением, может привести к нарушению прав граждан. Принимаемые на основании оспариваемого нормативного правового акта индивидуальные правовые акты о предоставлении гражданам земельных участков могут быть признаны недействительными, так как будут приняты на основании незаконного правового акта. Орган местного самоуправления не уполномочен был создавать новый вид градостроительной деятельности - правовое зонирование, не предусмотренный градостроительным законодательством. Укала, что заявление подана в интересах неопределенного круга лиц- граждан города Челябинска. Представитель заинтересованного лица - Челябинской городской Думы - Пронин А.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв, где указал, что оспариваемое решение издано на основании действующего на тот период времени Градостроительного кодекса РФ 1998 года, в статье 1 которого дано определение правового зонирования - это деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территории городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Частями 1,2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ 1998 года определено, что Правила застройки являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Правила застройки включают в себя схему зонирования - графический материал и текстовые материалы ( градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны). Аналогичную норму содержит ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ 2004 года. В аннотации к Правовому зонированию территории г. Челябинска указано, что данный нормативный правовой акт является разделом правил застройки и землепользования, утверждение правил застройки и землепользования территорий в соответствии с ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ 2004 года, п.5 ч.2 ст.26 Устава города Челябинска находится в компетенции представительного органа местного самоуправления, в связи с чем требования прокурора г. Челябинска не подлежат удовлетворению. Представители заинтересованных лиц: Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска -Аношин Д.В., Администрации г. Челябинска - Антонов Д.А., Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска - Иванов А.Г., действующие по доверенности, поддержали доводы представителя челябинской городской думы, возражали против удовлетворения требований прокурора. Заслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований. В силу ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Решением Челябинской городской Думы Номер обезличен от Дата обезличена года «Об утверждении правового зонирования территории г. Челябинска» было утверждено Правовое зонирование территории г. Челябинска с указанием типов функциональных зон, видов разрешенного использования участков и объектов недвижимости, предельных показателей площади и линейных размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках, минимальных отступов построек от границ земельных участков, максимальных показателей, высоты- этажности построек, процента застройки, коэффициента застройки участков, показателей мест парковки и др., ( текстовая часть). Данное решение было опубликовано в Сборнике нормативных правовых актов Челябинской городской Думы Номер обезличен, Дата обезличена года, согласно п.6 данного документа вступает в силу со дня официального опубликования, графическая часть - карта правового зонирования территории г. Челябинска опубликована в Сборнике правовых актов Челябинской городской думы четвертого созыва Номер обезличен, март 2009 года.(л.д.6-10) Вышеуказанное решение Челябинской городской Думы является нормативным правовым актом, содержит нормы длительного использования, распространяется на неопределенный круг лиц. ( Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью либо в части». Доводы прокурора города Челябинска, что оспариваемый нормативный акт принят неуполномоченным органом, предусматривает вид деятельности - правовое зонирование, которое не предусмотрено действующим законодательством не состоятельны. Под правовым зонирование согласно в статье 1 Градостроительного кодекса 1998 года указана деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территории городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ, принятого 22.12.2004 года с изменениями 2009 года, под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; Согласно ч.3 ст. 8. Градостроительного кодекса РФ 2004 года к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; 7) принятие решений о развитии застроенных территорий. Согласно ч.1,2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ 1998 года правила застройки и землепользования являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующей территории. Правила застройки разрабатываются на основе генерального плана городского поселения, включают в себя схему зонирования- графический материал ( границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовой материал ( градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны). Утверждение правил землепользования и застройки территорий согласно ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ 2004 года и п.5 ч.2 ст.26 Устава города Челябинска, находится в компетенции представительного органа местного самоуправления - городской думы. Исходя из смысла оспариваемого нормативного правового акта, данный акт является частью ( разделом) Правил застройки и землепользования в г. Челябинске, о чем имеется также ссылка в абзаце 2 аннотации к данному нормативному акту. Утверждение правил застройки и землепользования городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности. Судом установлено, что понятие правовое зонирование отсутствует в Градостроительном кодексе РФ 2004 года, однако исходя из смысла оспариваемого нормативного правового акта, анализа норм ст.ст.1,8 Градостроительного кодекса РФ 2004 года, правовое зонирование устанавливает типы функциональных зон, виды разрешенного использования участков и объектов недвижимости, предельные показателей площади и линейных размеров земельных участков, предельные параметров разрешенного строительства на земельных участках и др., то есть является частью правил землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В оспариваемом нормативном правовом акте указан порядок его применения и внесения в него изменений в примечании Номер обезличен. Доводы прокурора о том, что отсутствует необходимость существования оспариваемого нормативного правового акта, так как существуют Генеральный план города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской думы Номер обезличен от Дата обезличена года и Правила застройки и землепользования в г. Челябинске, утвержденные решением Челябинской городской думы Номер обезличен от Дата обезличена года не состоятельны, так как в указанных документах отсутствуют типы функциональных зон, виды разрешенного использования участков и объектов недвижимости, предельные показателей площади и линейных размеров земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства на земельных участках, минимальные отступы построек от границ земельных участков, максимальные показатели, высота- этажность построек, процент застройки, коэффициент застройки участков, показатели мест парковки и др. Доводы прокурора о том, что картографическая часть правового зонирования опубликована в Сборнике правовых актов Челябинской городской думы четвертого созыва Номер обезличен, март 2009 года не имеют правового значения, так как действует на момент рассмотрения данного заявления прокурора. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству. Судом не добыто доказательств нарушения оспариваемым актом прав граждан, доводы прокурора о том, что при предоставлении гражданам земельных участков используется незаконный нормативный правовой акт - решение Челябинской городской думы от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Правого зонирования территории города Челябинска» не состоятельны. Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь ст.ст.251-253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора г. Челябинска о признании недействующим и не подлежащим применению решение Челябинской городской думы от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Правого зонирования территории города Челябинска» отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Онорина Н.Е. Решение не вступило в законную силу Судья Онорина Н.Е.