Дело № 2-898/10 Именем Российской Федерации Дата обезличена года г.Челябинск Советский районный суд г.Челябинска в составе: Председательствующего судьи Сапрыкиной Г.Н., при секретаре Шаминой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синдякиной Н.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, - У С Т А Н О В И Л: Синдякина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, начальника ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Челябинска от Дата обезличенаг., незаконным; обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал как женщине, родившей второго ребенка после Дата обезличенаг. В обоснование иска Синдякина Н.В. указала, что Дата обезличенаг. родила ребенка, который умер на первой недели жизни. Дата обезличенаг. родила второго ребенка- дочь С.В.М.. Обратившись в ГУ-УПФР в Советском районе г.Челябинска за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как мать, родившая второго ребенка, представила необходимые документы. Однако, ответчиком было отказано в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, в виду предоставления не свидетельства о рождении первого ребенка, а справки о рождении. Отказ в приеме заявления считает незаконным, поскольку согласно ч.1 ст.22 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, является справка по форме № 26, выданная органами актов гражданского состояния на основании справки о рождении, представленной медицинским учреждением. Истец Синдякина Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным доводам. Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска - Субачева Ю.В., исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве л.д.20-21). Полагает, что, основываясь на системном и буквальном толковании норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от Дата обезличенаг., факт рождения истицей второго ребенка, имея ввиду, что первый ребенок умер через трое суток после рождения, не порождает у истицы право на получение государственного сертификата на МСК. Из преамбулы названного закона следует, что данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, и предоставляются семьям, имеющим детей. Из представленных документов следует, что Синдякина Н.В. не имеет детей, она имеет одного ребенка С.В.М., Дата обезличена г.р., поэтому для получения сертификата, предусмотренного федеральным законом №256-ФЗ, не достаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Выслушав истца Синдякину Н.В., представителя ответчика Субачеву Ю.В., исследовав все материалы гражданского дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Согласно п.п.1 ч.1 ст.3 вышеназванного закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от их места жительства у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007г. Лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме, согласно положению со всеми необходимыми документами. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал путем подачи соответствующего заявления. Порядок обращения за сертификатом и перечень прилагаемых к заявлению документов установлен Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №873. В соответствии с п.2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г., сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006г. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации. Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что одновременно с заявлением предоставляются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей. В соответствии с п.п.1 и 4 ст.47 Гражданского кодекса РФ такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации. При этом порядок регистрации этих актов определяется законом об актах гражданского состояния. Согласно ч.2 ст.6 и ч.2 ст.20 Федерального закона от 15.11.1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997г. государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации гражданского состояния. При этом в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой недели жизни,- справка о рождении ребенка, умершего на первой недели жизни, по форме №26, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния». Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997г. одним из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающим факт рождения ребенка, то есть справа о рождении, выдаваемая медицинским учреждением. Таким образом, документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, является справка по форме №26, выданная органами записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, предоставленной медицинским учреждением. Ограничение возможности женщины на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в зависимости от продолжительности жизни первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, законом не предусмотрено. Синдякина Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление пенсионного фона РФ в Советском районе г.Челябинска за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал как мать родившая второго ребенка после Дата обезличенаг. При этом представила справку о рождении Номер обезличен от Дата обезличенаг., выданную отделом ЗАГС администрации Ленинского района г.Челябинска, подтверждающую рождение Дата обезличенаг. ребенка С.Н.М. Также предоставила свидетельство о смерти о наступлении смерти С.Н.М. Дата обезличенаг. Дата обезличенаг. Синдякина Н.В. родила второго ребенка С.В.М. и представила свидетельство о рождении от Дата обезличенаг. л.д.6) Письмом от Дата обезличенаг. Номер обезличен в Советском районе г.Челябинска л.д.13-14) Синдякиной Н.В. отказано в приеме заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка. В подтверждение права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Синдякиной Н.В. представлены свидетельство о рождении С.В.М. от Дата обезличенаг., матерью которой значится Синдякина Н.В. л.д.6). Справкой Номер обезличен, выданной Дата обезличенаг. Отделом ЗАГС администрации Ленинского района г.Челябинска формы № 26, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г. № 1274, подтвержден факт рождения Дата обезличенаг. у Синдякиной Н.В. сына С.Н.М., о чем составлена актовая запись Номер обезличен от Дата обезличенаг. л.д.5). Из анализа положений Федерального закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ (статей 3,4,5), применительно к возникшим правоотношениям с истицей Синдякиной Н.В., следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, при наличии следующих условий: наличие гражданства РФ и рождения женщиной второго ребенка начиная с Дата обезличена г. При этом названным законом не предусмотрено ограничение прав женщины в связи с наличием либо отсутствием свидетельства о рождении ребенка, либо продолжительности его жизни, но ст.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №873, предусмотрено предоставление одновременно с заявлением документов, подтверждающих рождение детей. Синдякина Н.В. при обращении к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал представила справку о рождении первого ребенка, выданную органом ЗАГСа, и свидетельство о рождении второго ребенка, поэтому отказ ответчика в приеме заявления Синдякиной Н.В. о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка является незаконным. Ссылка ответчика в письме от Дата обезличенаг. Номер обезличен на п.14 Правил несостоятельна, поскольку Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №873, не содержат такого пункта. Необходимость указания в пункте 14 образца заявления о выдаче государственного сертификата, являющего приложением к вышеназванным Правилам, реквизитов свидетельства о рождении не является основанием для отказа в выдаче гражданину сертификата, поскольку право на его получение регулируется Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ, а отсутствие свидетельства о рождении ребенка при наличии других доказательств рождения первого ребенка не лишает истца права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Ссылка ответчика на пункт 1 ст.4 Закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ, предусматривающий ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержи, и необходимость внесения с этот реестр реквизитов свидетельств о рождении не может быть признано обоснованной, поскольку не лишает истца права на получение сертификата, а информация о первом ребенке истца может быть внесена на основании представленной справки по форме №26. Кроме того, суд полагает, что из вышеприведенных норм Федерального закона следует, что правовым и значимым основанием следует считать не наличие у истицы свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго ребенка, что в данном случае ответчиком не оспаривается. Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки, будучи элементом системы социальной защиты граждан, предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего и последующих детей, и является производным от права женщины и не ограничено продолжительностью жизни рожденного ею ребенка. Учитывая вышеизложенное, установленные судом обстоятельства, представленные доказательства в совокупности и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что ответчиком незаконно было отказано в приеме заявления Синдякиной Н.В. на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал), решение ответчика, оформленное письмом от Дата обезличенаг. Номер обезличен об отказе в выдаче истице государственного сертификата также является незаконным, а нарушенное право Синдякиной Н.В. подлежит восстановлению путем возложения на ответчика обязанности по выдаче истице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л : Исковые требования Синдякиной Н.В. удовлетворить. Признать решение об отказе в выдаче Синдякиной Н.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вынесенное начальником ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска, оформленное письмом от Дата обезличенаг. Номер обезличен, незаконным. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Челябинска выдать Синдякиной Н.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал как женщине, родившей второго ребенка после 01 января 2007 года. Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фона РФ в Советском районе г.Челябинска государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г.Челябинска. Председательствующий: Г.Н. Сапрыкина