Решение по иску о взыскании задолженности своевременно не полученных сумм возмещения вреда



Дело 2-4005/2010 г.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации.

Дата обезличена года.

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего: Сапрыкиной Г.Н.,

при секретаре: Косило С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Л.Н. к Управлению социальной защиты населения Администрации Советского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области об индексации денежных компенсаций, взыскании недоплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании единовременно задолженности сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и материальной помощи на оздоровление за период с 1997 по ноябрь 2007 г. соответственно в размере 142 441 руб. 78 коп. и 3 975 руб. 36 коп., обязании ответчиков установить и выплачивать с Дата обезличена г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере по 2 421 руб. 09 коп. и ежегодную материальную помощь на оздоровление с Дата обезличена г. в размере 886 руб. 58 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

В обоснование иска указала, что является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление на основании Федерального закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 5 указанного закона суммы возмещения вреда подлежат защите от инфляции в связи, с чем просит проиндексировать указанные выплаты за период с 1997г. до Дата обезличенаг. исходя из индекса роста потребительских цен.

С Дата обезличена г. до Дата обезличена г., и с Дата обезличенаг. по Дата обезличена г. согласно коэффициентов увеличения МРОТ соответственно в 1,581 раза и 1,515 раза.

С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. исходя из индекса величины прожиточного минимума для пенсионеров по Челябинской области в 1,145 раза.

С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг.: за 2002г. исходя из индекса величины прожиточного минимума для пенсионеров по Челябинской области в 1 145 раза; за 2003г. исходя из индекса роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, с применением коэффициента 1,11; за 2004г. исходя из коэффициента - 1,12.

За период с Дата обезличенаг. и с Дата обезличенаг. с применением коэффициента 1.1, исходя из уровня инфляции в соответствии с постановлением Правительства.

С Дата обезличенаг. с применением коэффициента 1,085, с Дата обезличенаг. - 1,08 исходя из уровня инфляции.

Просит взыскать с ответчика задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и по ежегодной компенсации на оздоровление с учетом выплаченных сумм.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования по заявленным доводам, пояснив, что имеет удостоверение перенесшего лучевую болезнь, связанную с радиационным воздействием. Получает компенсации с 1997 года, которая индексируется пропорционально уровню инфляции с 2004 года. Настаивает на индексации с Дата обезличена года..

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Советского района г. Челябинска Прибылова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что индексация производится ежегодно в централизованном порядке с Дата обезличена г., иной индексации законом не предусмотрено.

Ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, согласно представленного отзыва л.д. 36-39) исковые требования полагают необоснованными, поскольку органами социальной защиты населения проведена централизованная ежегодная индексация (повышение) денежных выплат, гарантированных Базовым Законом по 2008 года, включительно.

Третье лицо - Управление Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав все письменные материалы гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Представленным удостоверением л.д. 13) подтверждается, что Егорова Л.Н. является эвакуированной из населенного пункта подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1975 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», гражданам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенным в перечень заболеваний, вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», указанных в ст. 1 Закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Базовый закон), (в редакции Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г.).

В соответствии с п. 22 ст. 14 Базового Закона в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179 - ФЗ указанной категории граждан установлена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом МРОТ

Согласно ст. 39 Базового Закона, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, - лицам, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается ежегодно компенсация за ущерб здоровью в размере четырехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В связи с чем, для данной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная единовременная материальная помощь на оздоровление, размер которых зависел от минимального размера оплаты труда (далее МРОТ), показатель роста которого с февраля 1997 года до 01 июля 2000 г. не изменялся.

Конституционный суд в п. 2 Постановления от 01.12.1997г. № 18-П подтверждает право федерального законодателя на внесение изменений в способы возмещения вреда независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в Чернобыльском законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплат к социальным выплатам.

То обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью не может быть различен.

Это подтверждается позицией Верховного суда РФ в определении от 11.01.2008г. № 25-В07-24.

Суд полагает, не состоятельным довод истицы об индексации назначенных выплат за период с 1997г. по 01.07.2000г., в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исходя из индекса роста потребительских цен.

Приведенное Постановление № 35 принято в связи с возникшими в судебной практике неясными вопросами, связанными с определением размера возмещения вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и индексацией сумм возмещения вреда.

Не обоснованны и требования истицы об индексации компенсаций за период с Дата обезличенаг до Дата обезличенаг., с Дата обезличенаг. до Дата обезличенаг. с учетом величины коэффициента МРОТ, соответственно равных 1,581 и 1,515.

В 2000г. сумма возмещения вреда - исходя из заработной платы, предшествующей наступлению увечья или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем рассчитывалась только инвалидам - чернобыльцам.

В связи с чем, Верховным судом в п. 5 Постановления № 35 определено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат и при их индексации коэффициенты исчисляются из величины минимального размера оплаты труда, установленного для определения величины заработной платы трудоспособного населения.

Поскольку, компенсационные выплаты, назначенные истице классифицированы как обязательные социальные выплаты, носят иной характер и не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, при определении их размера необходимо руководствоваться Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен ФЗ № 122 от 07.08.2000г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», которым в базовый закон внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб.

В соответствии со ст. 4 Указанного Федерального закона до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01.07.2000г. по 31.12.2000г. исходя из базовой суммы равной 83 руб. 49 коп., с января 2001г. исходя из базовой суммы равной 100 рублям.

П. 5 Постановления Пленума № 35 также разъяснено, что индексация сумм возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г. с учетом величины МРОТ, указанной в п. 1 Федерального закона № 82-ФЗ, а не из базовой суммы, установленной п. 4 указанного Федерального закона предусмотрена для граждан, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, денежные компенсации которых отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования.

Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренным п. 15 ст. 14 Базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же постановлением Конституционного суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Федеральным законом от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Базовый закон № 1244-1» ч. 3 ст. 5 изложена в новой редакции согласно которой государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные названным Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П ежегодное повышение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров лицам, к которым относится истец - пропорционально росту величины прожиточного минимума (далее ВПМ) в целом по Российской Федерации, данный порядок признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.

Требование истца об индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, в соответствии с порядком определенным Постановлением Конституционного суда № 11-П, суд полагает необоснованным, поскольку данное Постановление ориентировано для судов, при рассмотрении ими конкретных гражданских дел. В то время, как механизма индексации сумм денежных компенсаций установлено не было.

Поскольку указанный механизм индексации сумм денежных компенсаций в возмещение вреда фактически не мог быть реализован, до внесения соответствующих изменений в федеральные нормативные правовые акты органы социальной защиты населения не были правомочны в централизованном порядке производить повышение денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В связи с чем, необоснованны требования истицы о взыскании с ответчиков сумм назначенных компенсаций за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. с учетом их индексации исходя из индекса величины прожиточного минимума.

Федеральным законом от 26.04.2004г. № 31- ФЗ внесены изменения в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно ч. 3 изложена в следующей редакции - размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральным бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246 и от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914 утверждены правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и соответственно 2008-2010 г.г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанными постановлениями Правительства РФ установлены коэффициенты индексации, и исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Правилами индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства от 27.12.2004г. № 847, установлен коэффициент 1.1 для индексации выплат с 01.01.2004г., исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральным бюджете на 2004год».

Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292 установлен коэффициент - 1,1 с 01.01.2005 года;

Постановлением № 246 от 25.04.2006 г. - 1,09 с 01.01.2006 года;

Постановлением от 21.03.2007 г. № 171 - 1,08 с 01.01.2007 года.

Представленной справкой УСЗН Администрации Советского района г. Челябинска о назначенных и выплаченных истцу суммах ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации л.д. 23-29), подтверждается повышение истице с 2004г. обязательных социальных выплат, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Спора по данным индексациям истицей не заявлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, к отказу в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Егоровой Л.Н. об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, взыскании сумм недоплаты за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличена г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Н. Сапрыкина.