Решение по иску о признании распоряжения заместителя Главы г. Челябинска об утверждении схемы расположения земельного участка недействительным



Дело № 2-3930/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2010года

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи        Мосиной Е.В.

при секретаре                                     Филатовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбачевских И.С. о признании распоряжения недействительным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Горбачевских И.С. обратилась в суд с заявлением о признании распоряжения заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» недействительным, обязании Администрацию г. Челябинска утвердить схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования.. (л.д. 3-6, 46-49).

Свои требования мотивировала тем, что 01.02 2010 года она по договору купли-продажи приобрела в собственность <адрес>, расположенную на земельном участке размером 689 кв.м. <адрес> является двухквартирным домом усадебного типа. 25.03.2010 года она обратилась в Администрацию г. Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома, приложив весь необходимый пакет документов. 17.06.2010 года было принято распоряжение заместителя Главы города- председателя КУИЗО г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» с приложением схемы границ участка.

Полагает, что данное распоряжение нарушает ее права, поскольку границы участка были сформированы так, что надворные постройки, входная группа в ее квартиру, согласно схеме, расположены на землях общего пользования, площадь земельного участка значительно меньше, чем была предоставлена собственнику квартиры изначально. Также считает, что распоряжение было вынесено незаконно, т.к. <адрес> является двухквартирным домом усадебного типа, а распоряжение вынесено в отношении <адрес> как многоквартирного дома. Поскольку распоряжение от 17.06.2010 года №1897-М нарушает ее права, просила признать его недействительным, обязать Администрацию г. Челябинска утвердить схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования.

Заявитель Горбачевских И.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Бочарова Ю.Г., действующая на основании доверенности (л.д.58), в судебном заседании заявленные требования считала необоснованными и суду пояснила, что Горбачевских И.С. обратилась в Администрацию г. Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> соответствии с п. 16, 18 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утв. решением Челябинской городской Думы № 13/3, поэтому ссылки заявителя на п. 5, 6, 7 ЗК РФ и на п. 8 вышеуказанного Порядка необоснованны, т.к. касаются порядка предоставления земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества за исключением жилых домов. Также считает, что заявителем не представлено документов, подтверждающих, что под дом был отведен земельный участок площадью 689 кв.м., либо 660 кв.м. Договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность не является правоустанавливающим документом на земельный участок. Решение Исполкома № 386-и и решение № 25 также не являются правоустанавливающими документами о предоставлении конкретного земельного участка. ЖК РФ не обязывает орган местного самоуправления формировать земельный участок под многоквартирным домом исходя из фактического землепользования. Границы сформированного земельного участка были согласованы с собственником <адрес>. Формирование земельного участка большей площади, о которой указывает заявитель, будет противоречить сложившейся линии застройки. Считает, что Распоряжение заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, права заявителя не нарушает. Требование об обязании Администрации г. Челябинска утвердить схему расположения земельного участка их земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования считала заявленными необоснованно.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 65).

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 01.02.2010г. Горбачевских И.С. является собственником <адрес>, что подтверждается указанным договором, свидетельством о государственной регистрации права собственности, выпиской из ЕГРП (л.д.14, 24, 28).

Собственником <адрес> является Ч.Е.И. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения с надворными постройками в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается указанным договором, свидетельством о государственной регистрации права собственности, выпиской из ЕГРП (л.д. 12, 13, 25).

Из материалов дела следует, что 31.03.2010г. заявитель обратилась в Администрацию г.Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома как собственник <адрес> (л.д. 11). Данный факт в судебном заседании не оспаривается.

Согласно п. 1, 2 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно п. 15, 16, 18 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 года №13/3, оформление земельных участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирных домов, в собственность осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Гражданин или юридическое лицо, уполномоченные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии со статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, обращаются на имя Главы Администрации Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома. Заявление с копиями документов, заверенными надлежащим образом, подается в канцелярию Администрации города Челябинска. Администрация города Челябинска в лице КУИЗО г. Челябинска на основании заявления уполномоченного лица, и предоставленных документов в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает формирование границ земельного участка собственными силами или силами землеустроительной организации и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.

           Распоряжением заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 416 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.9-10, 55-56).

          Как указано выше, заявитель обратилась в Администрацию г. Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома, как собственник <адрес>, представила все необходимые документы, в том числе свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры безвозмездной передачи квартир в собственность граждан и купли- продажи, свидетельство о праве на наследство, технические и кадастровый паспорта, протокол собрания собственников жилых и нежилых помещений дома, листы согласования границ земельного участка (л.д. 11-38).

Данное заявление было в установленном законом порядке рассмотрено, на его основании было принято распоряжение заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» (л.д. 9-10, 55-56).

Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в ст.29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).

В силу п.6 ст.36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в установленных случаях на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

        

В соответствии с п. 8 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 года №13/3, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, и к соответствующей заявке не приложен кадастровый паспорт земельного участка, администрация города в лице комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

Суд считает необоснованными ссылки заявителя на п. 5, 6 ЗК РФ и п. 8 Порядка оформления документов, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.

Суд полагает, что данные нормы касаются предоставления земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества за исключением жилых домов. Для предоставления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, законодателем предусмотрен иной порядок, указанный выше.

Довод заявителя о том, что ей отводился земельный участок площадью 689 кв.м. по адресу: <адрес> суд считает несостоятельным, не подтвержденным доказательствами.

Ссылку на договор безвозмездной передачи квартиры в собственность, в котором указана площадь земельного участка 689 кв.м. (л.д. 15), геосъемку (л.д. 42, 68-69), решение № 386-и Исполнительного комитета Челябинского городского Совета трудящихся от 30.11.1956г. (л.д. 20), решение № 252 Исполнительного комитета Сталинского районного Совета депутатов трудящихся г. Челябинска от 17.12.1956г. (л.д. 21) как на правоустанавливающие документы о предоставлении земельного участка суд также считает несостоятельной.

Доводы заявителя о незаконности распоряжения и нарушении ее прав тем, что указанная в распоряжении площадь земельного участка не соответствует фактически занимаемой, суд находит необоснованными.

Суд считает, что фактическое землепользование может учитываться, если оно соответствует целевому использованию формируемого участка- эксплуатации многоквартирного дома.

Из представленных заявителем документов следует, что на части земельного участка расположен огород.

Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества и садоводства предусмотрено ст. 34 ЗК РФ и иными ФЗ. Нормами ЖК РФ не регламентировано иного порядка предоставления участка, а также формирование земельного участка под многоквартирным домом исходя из его фактического землепользования.

Кроме того, с учетом положений ЖК РФ, нормативов расчета площади земельных участков под многоквартирными домами, установленными СП 30-101-98 и СНиП 2.07.01-98, линии застройки, согласования границ земельного участка с собственниками, суд полагает обоснованным вынесения распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 416 кв.м.

Суд считает, что заявитель не лишен права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд считает, что распоряжение заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» было принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, порядок принятия решения соблюден, нарушений прав заявителя указанным распоряжением не установлено, также не установлено препятствий к осуществлению заявителем его прав, поэтому оснований для признания его недействительным не имеется.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,

государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку не имеется оснований для признания распоряжения заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома», отсутствуют основания для обязании Администрации г. Челябинска утвердить схему расположения земельного участка их земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования.

Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Горбачевских И.С. о признании распоряжения заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года №1897-М «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» недействительным, обязании Администрации г. Челябинска утвердить схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Председательствующий:                             Е.В. Мосина