Дело №2- 3980/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 ноября 2010г. Советский районный суд г.Челябинска в составе: председательствующего судьи Щеркиной Т.Р., при секретаре Королевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова А.А., Антоновой Т.В. к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, администрации города Челябинска, второй Екатеринбургской квартирно-эксплуатационной части района о признании права собственности на жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Истцы Антонов А.А., Антонова Т.В. обратились в суд с иском к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее по тексту ТУФАУГИ по Челябинской области), Второй Екатеринбургской КЭЧ района, Администрации г.Челябинска о признании права собственности в порядке приватизации в равных долях на <адрес> в <адрес>. В обоснование исковых требований истцы указали, что Антонов А.А. был уволен с военной службы в запас и в настоящее время он проживает по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом находится в ведении Министерства обороны РФ (оперативном управлении ВЧ 10866), то есть является ведомственным жилым фондом. Балансодержателем является 2-ая Екатеринбургская КЭЧ района. Они, истцы, обратились к балансодержателю с заявлением о передаче указанной квартиры в долевую собственность, получили разрешение на приватизацию, балансодержателем с ними был заключен договор безвозмездной передачи в долевую собственности. Ранее право приватизации ими использовано не было. Однако Управление Росреестра по Челябинской области отказало в регистрации права собственности на квартиру. Они обратились в МУП «ЦПЖ» с заявлением о приватизации квартиры, но в приватизации им было отказано в связи с тем, что квартира в реестрах муниципальной собственности, федерального имущества Челябинской области не значится. Квартира, в которой они проживают и зарегистрированы, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии или служебным жилым помещением, и ограничений в её приватизации нет. Из-за бездействия ответчиков по оформлению документов на жилой дом, они лишены права на участие в приватизации. Ссылаясь на ст.ст. 2,4,8,11 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», просили иск удовлетворить. Истцы Антонов А.А., Антонова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержали. Представители ответчиков Второй Екатеринбургской КЭЧ района, Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее по тексту ТУФАУГИ по Челябинской области), Администрации г.Челябинска, третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области, третьи лица Антонова Е.А., Антонов А.А., Кондратюк В.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили. Представитель ответчика Второй Екатеринбургской КЭЧ, третьи лица Антонова Е.А., Антонов А.А., Кондратюк В.М. просили о рассмотрении дела без их участия (л.д.56-64). Суд, выслушав истцов, исследовав все материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с послед. изм. и доп.) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативно-правовыми актами в Российской Федерации. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Судом установлено и следует из материалов дела, что по Акту государственной приёмочной комиссии о приёмке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 15.08.2006г. жилой <адрес> был принят в эксплуатацию и передан застройщиком - войсковой частью № на баланс ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района» (л.д.65-66). Жилой <адрес>, в том числе <адрес>, на основании постановления Правительства РФ от 03.07.1998г. № 696 и постановления ВС РФ от 27.12.1991г. №3020-1 внесен в реестр федерального имущества по Свердловской области, закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ». Установлено так же, что приказом командира войсковой части № от 26.07.2007г. Антонов А.А. был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.7). Квартира № в <адрес> в <адрес> была предоставлена истцу Антонову А.А. по договору социального найма жилого помещения от 07.09.2006г., заключенного им с Второй Екатеринбургской КЭЧ района, действующей от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании Указа Президента РФ №1082 от 16.08.2004г. и Устава КЭЧ. В договор социального найма включены также члены его семьи: жена Антонова Т.В., дочь Антонова Е.А., сын Антонов А.А. (л.д.48-50). 29.10.2009г. Второй Екатеринбургской КЭЧ района с истцами был заключен договор безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан, вышеуказанная квартира была передана в собственность истцам (л.д.17). В <адрес> в <адрес> зарегистрированы и фактически проживают истцы Антонов А.А., Антонова Т.В., а так же Антонов А.А., Антонова Е.А., Кондратюк В.М. (л.д.12). Ранее истцы в приватизации жилых помещений участия не принимали (л.д.19). Спорная квартира в реестрах федерального, муниципального имущества и имущества Челябинской области не значится (л.д.22,25,28,29). В 2010 году истцы обратились в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от 29.10.2009г. Письмом №01/216/2009-120 от 25.01.2010г. Управление Росреестра по Челябинской области истцам отказало в государственной регистрации права собственности на указанную квартиру в связи с отсутствием государственной регистрации права на указанное жилое помещение Российской Федерации или Второй Екатеринбургской КЭЧ (л.д.19). 06.08.2010г. истцы обратились в МУП «ЦПЖ г.Челябинска» с заявлением о приеме документов на приватизацию квартиры, письмом МУП «ЦПЖ г.Челябинска» № 1358 от 27.08.2010г. истцам отказано в принятии заявления на приватизацию квартиры в связи с тем, что квартира не значится в реестрах муниципальной и федеральной собственности (л.д.40). Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа командира войсковой части от 26.07.2007г. (л.д.7), справкой № 31/313 от 28.09.2010г. ТСЖ «Темп» о зарегистрированных в спорной квартире лицах (л.д.12), договором безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от 28.10.2009г. (л.д.17), сообщением Управления Росреестра по Челябинской области от 25.01.2010г. об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.18), справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» от 01.12.2010г. о том, что истцами право приватизации не использовано (л.д.19), сообщением ТУФАУГИ по Челябинской области № 5974 от 29.07.2010г. о том, что <адрес> в <адрес> в базе данных федерального имущества по Челябинской области отсутствует (л.д.22), сообщением КУИЗО г.Челябинска №10727 от 20.08.2010г. об отсутствии в реестре муниципальной собственности спорной квартиры (л.д.25), сообщением Министерства промышленности и природных ресурсов по Челябинской области №3/7694 от 26.07.2010г. о том, что <адрес> в <адрес> в реестре имущества Челябинской области не значится (л.д.28,29), отказом МУП «ЦПЖ» № 1358 от 27.08.2010г. в принятии заявления о приватизации квартиры (л.д.40), выпиской из реестра федерального имущества от 26.06.2010г. (л.д.41), договором социального найма жилого помещения № 47 от 07.09.2006г. (л.д.48-50), уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 20.10.2010г. об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на квартиру (л.д.51), актом государственной приёмочной комиссии о приёмке в эксплуатацию жилого <адрес> в <адрес> (л.д.65-66). В соответствии со ст.ст.1, 2, 8 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.), приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд. Как установлено в судебном заседании, истцы обратились в МУП «ЦПЖ г.Челябинска» с заявлением о приватизации спорной квартиры, однако 27.08.2010г. МУП «ЦПЖ г.Челябинска» в заключении договора приватизации им было отказано. В основание отказа указано, что <адрес> в <адрес> в реестре муниципального, федерального имущества и имущества <адрес> не значится (л.д.32). Отсутствие спорной квартиры в указанных реестрах подтверждается также сообщением КУИЗО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в реестре муниципальной собственности спорной квартиры (л.д.25), сообщением Министерства промышленности и природных ресурсов по Челябинской области № от 26.07.2010г. о том, что <адрес> в <адрес> в реестре имущества Челябинской области не значится (л.д.28,29). Управлением Росреестра по Челябинской области истцу отказано в государственной регистрации права собственности на указанную квартиру в связи с отсутствием государственной регистрации права на указанное жилое помещение Российской Федерации или права оперативного управления Второй Екатеринбургской КЭЧ района (л.д.18). Поскольку жилой <адрес> в <адрес>, в том числе спорная квартира, приказом Министерства обороны РФ №901 от 19.08.2009г. закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района», права на который надлежащим образом не оформлены, то в силу ст.214 ГК РФ суд приходит к выводу о том, что данное имущество является государственным. Согласно ст.296 ГК РФ казённое предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В соответствии с Уставом ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ» учредителем его является Правительство РФ, органом, осуществляющим полномочия в отношении учредителя - Министерств обороны РФ, к полномочиям учреждения относятся регистрация права собственности Российской Федерации, права оперативного управления на жилые помещения, закрепляемые за ним собственником, заключение договоров социального найма и дача согласия на приватизацию жилых помещений, закреплённых за учреждением. Поскольку ненадлежащее оформление первоначального права на жилые помещения в <адрес> в <адрес> является препятствием для истцов в реализации их права на приобретение квартиры в собственность в порядке приватизации, право истцов на пользование квартирой, ее приватизацию никем не оспорено, спорное жилое помещение было предоставлено истцам в установленном законом порядке, истцы владеют и пользуются квартирой, исполняют обязанности нанимателя и членов семьи в отношении спорного жилья, с учетом согласия ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ» на приватизацию истцами занимаемого жилого помещения, в силу вышеприведенных норм суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Кроме того, право на приватизацию жилого помещения, которое принадлежит истцам по закону, не ставится законодателем в зависимость от совершения каких-либо действий юридическими лицами. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Антоновым А.А., Антоновой Т.В. право собственности в равных долях на трехкомнатную <адрес> общей площадью 72,2 кв.м. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через суд, принявший решение. Председательствующий: Т.Р. Щеркина