Решение по иску об оспаривании дейсвтвий органа местного самоуправления



Дело №2-4283/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 г.                                                                            г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего            Чертовиковой Н.Я.

при секретаре                     Карелиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Палтусова И.С. к администрации г. Челябинска об оспаривании действий органа местного самоуправления,

установил:

       Палтусов И.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Челябинска (с учетом уточнений л.д.112-116) о признании незаконным распоряжение администрации г. Челябинска от 12 ноября 2010 г. «О создании комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Челябинска непригодными для проживания»; признании незаконным отказ Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска, выраженный в письме от 14 апреля 2010 г. ; обязании администрацию г.Челябинска рассмотреть заявление Палтусова И.С. о назначении межведомственной комиссии по признанию жилого дома <адрес> пригодным (непригодным) для проживания; обязании администрацию г.Челябинска на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания рассмотреть заявление и принять решение о признании жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания.

В обосновании исковых требований указал, что на основании свидетельства о праве на наследство от 05 июля 1975 г. и договора дарения от 22 июля 1975 г. является собственником индивидуального жилого <адрес>. Указанный дом находится в непригодном для проживания состоянии, оконные блоки, рамы, чердачное перекрытие, балки пола и потолки сгнили, стены в комнатах и пристройках покрыты грибком, перекошены. Актом Государственной жилищной инспекции Челябинской области от 11 февраля 2010 г. жилой <адрес> признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению. 17 февраля 2010 г. он, как участник Великой Отечественной войны, обратился в администрацию Калининского района г.Челябинска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, но получил отказ в связи с отсутствием законных оснований для признания нуждающимся. Обратился с заявлением о признании принадлежащего ему жилого дома непригодным для проживания, но 14 апреля 2010 г. и 04 мая 2010 г. администрацией г.Челябинска отказано в рассмотрении указанного вопроса. Отказы незаконны, противоречат действующему законодательству, поскольку даны не уполномоченным на то органом. Распоряжение администрации г.Челябинска от 12 ноября 2010 г. «О создании комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Челябинска непригодными для проживания» противоречит п. 2, п.8 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г., поскольку данным распоряжением комиссии не делегированы полномочия по признанию частных жилых помещений непригодными для проживания, в состав комиссии не включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях.

Истец Палтусов И.С. в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 129).

        Представитель истца Палтусова И.С. – Буянова О.А. действующая на основании доверенности (л.д.111), в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.

        Представитель ответчика Администрации г. Челябинска - Нестерова И.М., действующая на основании доверенности (л.д.99), в судебном заседании заявленные требования не признала. В обоснование возражений указала, что ответ на обращение Палтусова И.С. о признании принадлежащего ему дома непригодным для проживания, дан в установленный законом срок, уполномоченным лицом, нарушений прав заявителя не допущено. Действующим законодательством на орган местного самоуправления обязанность по признанию частных жилых помещений непригодными для проживания не возложена. Распоряжение администрации г.Челябинска от 12 ноября 2010 г. «О создании комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Челябинска непригодными для проживания» прав Палтусова И.С. не нарушает, поскольку Палтусов И.С. ставит вопрос о признании частного жилого дома непригодным для проживания.

         Выслушав представителя истца Буянову О.А., представителя ответчика администрации г.Челябинска Нестерову И.М., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

        Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

         В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

         Статья 255 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемые в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействии), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.

         Судом установлено, что Палтусов И.С. является собственником жилого <адрес>, общей площадью 72,2 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство от 05 июля 1975 г., договора дарения от 22 июля 1975 г., решения Калининского районного суда г.Челябинска от 21 декабря 2005 г. (л.д.15-17,23-24,25-26,27,29-31). Право собственности истца на указанный жилой дом зарегистрировано в установленном порядке (л.д.18,20,28).

         Согласно справке Отдела УФМС России по Челябинской области в Калининском районе г.Челябинска от 04 февраля 2010 г. , в жилом <адрес> зарегистрированы Палтусов И.С., П.Л.И. (л.д.14).

          19 марта 2010 г. Палтусов И.С. обратился в к Главе администрации г.Челябинска с заявлением об оказании содействия в признании жилого помещения, а именно жилого <адрес> непригодным для проживания (л.д. 119).

        14 апреля 2010 г. за начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска Л.А.Р. дан ответ, согласно которому оснований для рассмотрения заявления о признании жилого <адрес> непригодным для проживания не имеется, поскольку указанное жилое помещение находится в частной собственности (л.д. 120).

          На то же обращение от 19 марта 2010 г. Управлением жилищной политики администрации г.Челябинска в письме от 04 мая 2010 г. Палтусову И.С. разъяснено, что в компетенцию комиссии, созданной администрацией г. Челябинска, не входит признание частных жилых помещений непригодными для проживания. Разрешение указанного вопроса возможно только после внесения изменений в указанное постановление в части наделения комиссию соответствующими полномочиями (л.д.9-10, 121-122).

          Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации

          Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлен Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 г.

Пунктом 7 названного Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Федеральный орган исполнительной власти создает комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ создает комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, орган местного самоуправления создает комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Пунктом 8 того же Положения установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В обращении Палтусова И.С. был поставлен вопрос о назначении межведомственной комиссии по признанию частного жилого помещения, а именно жилого <адрес>, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Таким образом, именно орган местного самоуправления, получив заявление о признании частного жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, вправе был принять решение о признании частного жилого помещения непригодным для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этого помещения установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этого помещения непригодными для проживания граждан, после чего дать заявителю письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Поскольку жилой <адрес>, находящийся в собственности истца, расположен на территории г.Челябинска, то разрешение вопроса о его непригодности для проживания относится к компетенции г.Челябинска.

          В силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о признании отказа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска, выраженный в письме от 14 апреля 2010 г. незаконным, возложении обязанности на администрацию г.Челябинска по рассмотрению заявления Палтусова И.С. о назначении межведомственной комиссии по признанию жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания; возложении обязанности на администрацию <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии рассмотреть заявление Палтусова И.С. о признании его дома пригодным (непригодным) для проживания и принятии решения подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования истца Палтусова И.С. о признании незаконным распоряжение Администрации г.Челябинска от 12 ноября 2010 г. , которым создана комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда города Челябинска непригодными для проживания удовлетворению не подлежат.

Указанным распоряжением в соответствии с п. 7 Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 г. создана комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда города Челябинска непригодными для проживания.

Указывая на незаконность данного распоряжения истец ссылался на не наделение комиссию полномочиями по признанию частных жилых помещений непригодными для проживания.

Пунктом 7 указанного Положения на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В силу п. 8 названного Положения орган местного самоуправления вправе, но не обязан признавать частные жилые помещения не пригодными для проживания граждан.

Учитывая названные положения действующего законодательства, суд полагает, что на администрацию г. Челябинска не возлагалась обязанность по включению полномочий по признанию частных жилых помещений непригодными для проживания граждан в полномочия комиссии, созданной на основании п. 7 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 г., исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193, 194 -199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Палтусова И.С. к администрации г. Челябинска удовлетворить частично.

Признать отказ Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска, выраженный в письме от 14 апреля 2010 г. , незаконным.

      Обязать администрацию г. Челябинска рассмотреть заявление Палтусова И.С. о назначении межведомственной комиссии по признанию жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания.

      Обязать администрацию г. Челябинска на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания рассмотреть заявление Палтусова И.С. о признании жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания и принять решение.

В удовлетворении исковых требований Палтусова И.С. к администрации г. Челябинска о признании незаконным распоряжение администрации г. Челябинска от 12 ноября 2010 г. «О создании комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Челябинска непригодными для проживания» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:                                              Чертовикова Н.Я.