Дело № 2-4161/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2010 года
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего Онориной Н.Е.
При секретаре Немеровец А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саляховой Р.С. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права, суд
У с т а н о в и л:
Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Челябинска по непредставлению письменного мотивированного ответа на её заявление от 20.09.2010 года, понуждении Администрацию г. Челябинска создать межведомственную комиссию по признанию жилого помещения - <адрес> непригодным для проживания, ссылаясь на то, что на основании договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 22.07.2004 года является собственником однокомнатной <адрес>, данное жилое помещение с 2007 года непригодно для проживания, в нем отсутствует электричество, водоснабжение и водоотведение, отопление и вентиляция, в мае- июне 2010 года дом горел в результате пожара пострадали деревянные конструкции, кровля, кладка стен. Проживание в квартире невозможно. Согласно акта государственной жилищной инспекции от 13.09.2010 года № дом непригоден для проживания. 20.09.2010 года обратилась с заявлением в Администрацию г. Челябинска о назначении межведомственной комиссии по признанию её квартиры непригодной для проживания. До настоящего времени её заявление не рассмотрено. ( л.д.2)
В судебном заседании 03.11.2010 года уточнила требования и просила признать незаконным бездействие Администрации г. Челябинска по не рассмотрению её заявления, отказ Управления жилищно- коммунального хозяйства в создании межведомственной комиссии по признанию её квартиры непригодной для проживания, обязать Администрацию г. Челябинска создать межведомственную комиссию по признанию её квартиры непригодной для проживания, ссылаясь на то, что письмом Управления жилищно- коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска № от 20.10.2010 года ей отказано в рассмотрении вопроса о признании <адрес> непригодной для проживания, поскольку данное жилое помещение находится в частной собственности. Не согласна с данным отказом, так как в функции Управления жилищно- коммунального хозяйства не входит рассмотрение заявлений граждан по вопросам признания жилых помещений непригодными для проживания, отказ дан неполномочным органом.
В судебном заседании заявитель и её представитель Савюк О.В., действующий по доверенности, поддержали требования и доводы заявления.
Представитель администрации г. Челябинска и УЖКХ Нестерова И.М., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований заявителя, суду пояснила, что заявление Саляховой Р.С. было направлено референтом Главы администрации г. Челябинска на рассмотрение в Управление жилищно- коммунального хозяйства, Управлением ЖКХ был дан ответ заявителю о том, что её квартира находится в частной собственности и вопрос о признании её квартиры непригодной для проживания не может быть рассмотрен комиссией по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Челябинска непригодными для проживания.
Заслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Заявитель является собственником однокомнатной квартиры <адрес> общей площадью 26,80 кв.м. на основании договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 22.07.2004 года, право собственности зарегистрировано в ЕГРП 27.08.2004 года, данный дом в реестре муниципальной собственности не числится, в базе данных федерального имущества в Челябинской области отсутствует, согласно акта государственной жилищной инспекции Челябинской области № от 13.09.2010 года <адрес> не пригоден для проживания.( л.д.4-7)
20.09.2010 года заявитель обратилась с заявлением на имя Главы администрации г. Челябинска с просьбой назначить межведомственную комиссию по признанию <адрес> помещением, непригодным для проживания. ( л.д.5,7), письмом Управления жилищно- коммунального хозяйства № от 20.10.2010 года ей дан ответ, что её заявление рассмотрено Управлением ЖКХ, <адрес> в реестре муниципальной собственности отсутствует, в администрации г. Челябинска работает комиссия по признанию многоквартирных домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, по вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма заявителю следует обращаться в орган местного самоуправления по месту жительства.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 « О практике рассмотрения суда дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности
оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 3 ст. 5, п. 4, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. гражданин вправе получить, а государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст.35 Устава города Челябинска Глава города возглавляет администрацию г. Челябинска, руководит деятельностью администрации, организует прием граждан, рассматривает общения граждан, принимает по ним решения.
В соответствии с п.п.32,45 ст.36 Устава города Челябинска администрация города организует прием населения, рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции, осуществляет признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
По смыслу п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. В отношении оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации создание комиссии отнесено к компетенции органа исполнительной власти соответственно субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.
Согласно Постановлению Главы города Челябинска от 18.07.2005 г. № 726-п «О создании комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда города Челябинска непригодными для проживания» на территории муниципального образования город Челябинск действует комиссия, распоряжением исполняющего обязанности Главы администрации г. Чеялбинска № 8188 от 12.11.2010 года создана комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Чеялбинска непригодными для проживания, которую возглавляют первый заместитель главы Администрации города Челябинска Котова Н.П.
Вместе с тем, в силу п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, имеющего большую юридическую силу, нежели постановление Главы города Челябинска от 18.07.2005 № 726-п, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу п. 42 указанного Положения, оценка соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признание жилого помещение пригодным (непригодным) для проживания производится комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Доказательств наличия на территории г. Челябинска иного порядка и органа, уполномоченного рассматривать заявления собственников жилых помещений о признании принадлежащих им жилых помещений непригодными для проживания, заинтересованными лицами не представлено, на такие обстоятельства они не ссылались.
В соответствии с п. 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, именно орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава г. Челябинска, постановления главы г. Челябинска, решения Челябинской городской Думы «Об утверждении структуры Администрации г. Челябинска» утверждено Положение об Управлении жилищно- коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска.
Как следует из Положения в функции УЖКХ не входит рассмотрение заявлений граждан по вопросам признания жилых помещений непригодными для проживания.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что по существу заявление Саляховой Р.С. уполномоченным органом – Администрацией города Челябинска не рассмотрено, то есть имеет место бездействие Администрации г. Челябинска, ответ заявителю от 20.10.2010 года № дан неуполномоченным органом, в связи с чем данный ответ является незаконным, права заявителя по своевременному рассмотрению её заявления по существу уполномоченным органом нарушены и подлежат восстановлению путем возложения на Администрацию г. Челябинска обязанности по рассмотрению в установленный законом срок заявления Саляховой Р.С.
Требования Саляховой Р.С.в части возложения на Администрацию г. Челябинска обязанности по создании межведомственной комиссии по признанию непригодным для проживания жилого помещения требования не подлежат удовлетворению, так как данное заявление по существу не рассмотрено Администрацией г. Челябинска.
Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации г. Челябинска по не рассмотрению заявления Саляховой Р.С. о создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о признании <адрес> непригодной для проживания;
Признать незаконным отказ Управления жилищно- коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска в письме от 20.10.2010 года № в создании межведомственной комиссии по признанию <адрес> непригодной для проживания;
Обязать Администрацию г. Челябинска рассмотреть в установленный законом срок заявление Саляховой Р.С. о создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о признании <адрес> непригодной для проживания.
В удовлетворении остальных требований Саляховой Р.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Онорина Н.Е.