Решение по иску о взыскании недоплаченной пенсии



Дело № 2-11/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Губановой М.В.

При секретаре Фатаховой С.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Челябинского транспортного прокурора в интересах Петровой А.Б., Семеновой Т.И. к ОАО «РЖД» о взыскании недоплаченной пенсии

У С Т А Н О В И Л :

Челябинский транспортный прокурор обратился в интересах Петровой А.Б., Семеновой Т.И. с иском в суд о взыскании с ОАО «РЖД» недоплаченной пенсии в размере *, 92 рубля в пользу Семеновой Т.И., в размере *,14 рублей в пользу Петровой А.Б..

Мотивировал требования тем, что истцы работали в должности маляра, которая подпадает в соответствии с Постановлением кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года « Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту ( по старости) на льготных условиях»: номер в профессии 23200000-13450- маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

В соответствии с ст.7, п.2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», регламентирующих порядок досрочного назначения пенсии:

Семенова имела право выйти на льготную пенсию 13.02.2007 года ( до достижения 55- летнего возраста) по достижении возраста 52 года, стаж истицы составил 7 лет 4 месяца 13 дней. Однако Семенова Т.И. продолжала трудиться у ответчика в указанной должности по 2.07.2009 года.

Петрова А.Б. имела право выйти на льготную пенсию 1.03.2008 года по достижении 53 лет, рабочий стаж на вредных условиях составил 6 лет и 7 месяцев. Однако Петрова А.Б. продолжала трудиться у ответчика до 11.01.2010 года, является получателем трудовой пенсии с 7.11.2009 года, то есть 55 летнего возраста.

Поскольку представление в территориальные органы пенсионного обеспечения документов, необходимых для ведения индивидуального учета, назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения является обязанностью работодателя в соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона « Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а работодатель представил указанные сведения в отношении истцов с указанием кодов досрочного пенсионного обеспечения в УПФР только в декабре 2009 года, то в результате бездействия ответчика истцы были лишены возможности получить пенсионное обеспечение своевременно в соответствии с законом.

Уточнив исковые требования, прокурор квалифицировал неполучение пенсии как ущерб, причиненный бездействием работодателя, просил взыскать с ответчика в пользу Семеновой *,19 рублей, в пользу Петровой *,14 рублей.

Представитель ответчика Тимофеев С.С ( доверенность л.д.33 т.3) возражал против заявленных требований, в обоснование доводов представил письменные пояснения ( л.д.170 т.2), полагал, что для наступления ответственности из причинения вреда не доказана причинная связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом ( невыплатой пенсии), вина причинителя.

В качестве третьих лиц привлечены УПФР в г. Копейске, УПФР в Советском районе г. Челябинска, УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска, специалисты ответчика, которые занимались оформлением документов для назначения пенсий : Врубель Н.А., Щапова В.А. и Галузо О.Ю.

Территориальными органами УПФР представлены отзывы в материалы дела в соответствии с которыми считают требования истцов подлежат удовлетворению ( л.д.113, 167, 184 т.2.), согласны с расчетом неполученной пенсии, которую истцы просят взыскать с ответчика.

Суд, выслушав прокурора, истцов, поддержавших требования, представителей ответчика, третьих лиц, третьих лиц, полагает, что требования о взыскании ущерба в виде неполученной пенсии не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как пояснили в суде представитель ответчика, представители территориальных органов УПФР, истцы, прокурор, истицы работали в должности маляра и в соответствии с требованиями Статьи 27 Закона « О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как пояснили в суде представитель ответчика, представители территориальных органов УПФР, истцы, прокурор истицы имели право на досрочную пенсию, работали в должности маляра по Списку №2 производств работ профессий должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту ( по старости) на льготных условиях.

Как установлено судом, и подтверждено копиями пенсионных дел, Семенова имела право выйти на льготную пенсию 13.02.2007 года по достижении возраста 52 года, стаж истицы составил 7 лет 4 месяца 13 дней, не обратилась за назначением пенсии и продолжала трудиться у ответчика в указанной должности по 2.07.2009 года.

Петрова А.Б. имела право выйти на льготную пенсию 1.03.2008 года по достижении 53 лет, рабочий стаж на вредных условиях составил 6 лет и 7 месяцев, не обратилась за назначением пенсии и продолжала трудиться у ответчика до 11.01.2010 года, является получателем трудовой пенсии с 7.11.2009 года, то есть 55 летнего возраста.

В соответствии со статьями 19 и 22 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости

Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Согласно Статье 23 Федерального закона пПаконао В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"енсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

По Статье 24 Федерального закона «Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность их выдачи.

Те же положения содержат Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами « О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденные Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 17\19 пб.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона «О индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1.04.1996 года № 27-ФЗ страхователи ( в данном случае работодатель – ответчик) представляют один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о застрахованном работающем у страхователя лице в территориальный орган Пенсионного фонда, которым организована работа по приему списков лиц, приобретающих в ближайшие два года право на трудовую ( в том числе досрочную) пенсию. В соответствии с п. 3.2 Постановления Губернатора Челябинской области от 18.04.2000 года № 158 « О реализации второго этапа внедрения системы индивидуального ( персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования в Челябинской области» л.д.240 т.2) руководителям организаций надлежало завершить работу по определению Перечней рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, предоставить перечень должностей работающих у них лиц, которые пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение ( Список1, Список 2 и т.д.).

Как следует из позиции сторон по делу, а также представителей третьих лиц УПФР, а также установлено судом, истцы неправомерно не были включены ответчиком в Перечень льготных профессий за 2005,2006 год и в Списки лиц приобретших право на досрочную пенсию в 2006- 2008 годы, которые ответчик представлял в территориальный Пенсионный фонд.

По мнению истцов, в результате указанных действий Пенсионный фонд своевременно не смог сообщить истцам о необходимости предоставить документы для назначения пенсии.

Как следует из положений пунктов 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Под достоверностью сведений законодатель понимает соответствие указанных сведений действительности, без искажения информации. Поскольку речь в данном случае идет о сведениях, представляемых физическими и юридическими лицами для назначения пенсии, ее перерасчета, то под достоверностью сведений имеется в виду достоверность информации, содержащейся в представляемых документах, - о стаже, о заработке, возрасте, нахождении лиц на иждивении, о трудоспособности, о перечисляемых пенсионных взносах и т.д.

Обращаясь с исковыми требованиями, прокурор указал на причинение ущерба работникам -истцам ответчиком, поскольку ответчик своевременно за два года до наступления права на досрочную пенсию не направил сведения по Спискам в отношении истцов в пенсионный фонд, который не смог на основании отсутствия сведений сообщить истцам о возможности оформить досрочно пенсию, причинив ущерб неполучением пенсии.

В соответствии с ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Суд полагает недоказанным факт наличия ущерба по определению ст. 15 ГК РФ.

Статьей 1064 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за причинение вреда. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Условиями ответственности за причинение вреда являются:

- противоправность поведения причинителя вреда;

- наступление вреда

- причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом;

- вина причинителя вреда.

В суд не представлено доказательств наличия условий для наступления ответственности :

вины ответчика, причинно- следственной связи между наступлением негативных для истцов последствий в виде неполучения пенсии и противоправными действиями ответчика.

Анализируя в совокупности нормы Пенсионного законодательства, Гражданского Кодекса РФ, суд делает вывод, что у ответчика перед истцами не возникает предусмотренной законом ответственности за несообщение соответствующих сведений в Пенсионный фонд.

Право на назначение и получение пенсии истцами законодатель связывает только с датой обращения граждан за назначением пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Как установлено судом истцы не обращались в Пенсионный фонд за пенсией на дату наступления права на досрочную пенсию, а территориальный Пенсионный орган не отказывал истицам в назначении пенсии по вине работодателя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Челябинского транспортного прокурора в интересах Петровой А.Б., Семеновой Т.И. к ОАО «РЖД» о взыскании ущерба в виде недоплаченной пенсии в пользу Петровой А.Б. *,14 рублей, в пользу Семеновой Т.И в размере *,19рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г.Челябинска.

Судья: М.В. Губанова