Решение по иску о признании отказа незаконным, обязании выдать государственный жилищный сертификат



Дело № 2-452/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2011 г. г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.

при секретаре Немеровец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уакпаева Е.У. к Южно-Уральскому Управлению Внутренних дел на транспорте МВД РФ о признании отказа незаконным, обязании выдать государственный жилищный сертификат,

установил:

Уакпаев Е.У. обратился с иском к Южно-Уральскому Управлению Внутренних дел на транспорте МВД РФ о признании незаконным отказ в выдаче государственного жилищного сертификата, подписанного заместителем начальника Южно-Уральского Управления Внутренних Дел на транспорте МВД РФ подполковником милиции <данные изъяты>; обязании Южно-Уральское Управление Внутренних Дел на транспорте МВД РФ выдать ему государственный жилищный сертификат.

В обоснование исковых требований указал, что является <данные изъяты> в отставке с 2008 года. Проходил службу в должностях <данные изъяты> Южно-Уральского Управления Внутренних дел на транспорте МВД РФ. Общая продолжительность службы в органах внутренних дел в должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, по состоянию на 29 февраля 2008 г. в календарном исчислении составляет 26 лет 10 месяцев 05 дней, в льготном исчислении - 28 лет 02 месяца 22 дня. В 2007 году подал заявление на получение государственного жилищного сертификата, был поставлен в очередь на получение сертификата. Однако 19 апреля 2010 г. получил отказ в выдаче сертификата, подписанный заместителем начальника Южно-Уральского Управления Внутренних дел на транспорте МВД РФ <данные изъяты>, в связи с тем, что обеспечен жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности <адрес> по договору социального найма. Однако им и членами его семьи принято обязательство по расторжению договора социального найма. Оснований для отказа в выдаче сертификата, предусмотренных пунктом 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 206 г. №153 не имелось, отказ от 19 апреля 2010 г. незаконен. Кроме того, он стоит в очереди на получение сертификата с 2007 года, в связи с чем в силу пунктов 24, 31 названных Правил должен был получить сертификат в 2008 году, а в случае, если в 2008 году до него не дошла очередь – в 2009 году.

Определением судьи Советского районного суда г.Челябинска от 30 декабря 2010 г. в связи с тем, что приказом начальника Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Уральскому федеральному округу от 23 сентября 2010 г. №391 Южно-Уральское управление внутренних дел на транспорте МВД РФ переименовано в Южно-Уральское линейное управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (л.д.22), ответчик Южно-Уральское Управление Внутренних дел на транспорте МВД РФ заменен на Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу, линейное отделение Внутренних дел на ст. Петухово Южно-Уральского УВД на транспорте (л.д.82).

Истец Уакпаев Е.У. в судебное заседание не явился, извещен (л.д.89).

Представитель истца Уакпаева Е.У. – Зырянов А.В., действующий на основании доверенности (л.д.99), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что истец с семьей проживает в квартире <адрес> на основании договора социального найма, указанный жилой дом признан непригодным для проживания, подлежащим сносу. Истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, истцом и членами его семьи принято обязательство по расторжению договора социального найма.

Представитель ответчика Южно-Уральского Линейного Управления внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу - Костылев А.Н., действующий на основании доверенности (л.д.100), в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Представил письменный отзыв, в котором указал, что решение по выдаче государственных жилищных сертификатов принимается <данные изъяты>. Специальной комиссией <данные изъяты> документы Уакпаева Е.У. рассмотрены, принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке. Письмом от 19 апреля 2010 г. истец только уведомлен о принятом решении, Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу не уполномочено на принятие решений по выдаче жилищных сертификатов. Решение об отказе в предоставлении сертификата в первоочередном порядке принято в связи с тем, что в силу п. 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 206 г. первоочередное право на получение социальной выплаты предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, его право на получение сертификата не оспаривается, однако, поскольку жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на момент рассмотрения документов у истца имелось, в первоочередном получении социальной выплаты ему отказано. Документы о признании жилого помещения, которое занято Уакпаевым Е.У. по договору социального найма, непригодным для проживания, не предоставлялись. Кроме того, пропущен трехмесячный срок, установленный на обращение в суд (л.д. 95-97).

Третье лицо – Управление на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу, извещено (л.д.90). Представлен отзыв, в котором указано, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец Уакпаев Э.У. проживает в квартире по договору социального найма, им не приняты меры к расторжению договора, следовательно, он не имеет оснований для первоочередного права на получение социальной выплаты. Кроме того, требование о выполнении обязанности Южно-Уральским Линейным Управлением внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу выдать государственный жилищный сертификат является необоснованным, так как в соответствии с приказом МВД России от 26 ноября 2004 г. обязанность по оформлению и организации выдачи государственных жилищных сертификатов возложена на Центр заказчика – застройщика <данные изъяты> находящимся в ведении <данные изъяты>, а именно <данные изъяты> (л.д.104-105).

Представитель третьего лица – линейное отделение Внутренних дел на ст. Петухово Южно-Уральского УВД на транспорте в судебное заседание не явился, извещен (л.д.88).

Выслушав представителя истца Зырянова А.В., представителя ответчика Костылева А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ о 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» установлено, что форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы устанавливаются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждане, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 21 марта 2006 г. №153.

Согласно подпункту «а» пункта 5 и пункту 6 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и изъявившие желание на участие в программе.

Пунктом 9 Правил установлено, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы).

В силу подпункта «а» пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).

Согласно приказу Министерства Внутренних дел РФ от 26 ноября 2004 г. № 775 организация и контроль за учетом, распределением жилой площади и обеспечения жильем сотрудников (пенсионеров) органов внутренних дел возложена на Департамент тыла МВД РФ (л.д. 108-111), при этом подготовка списков кандидатов на участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2004 – 2010 годы, оформление и организация выдачи государственных жилищных сертификатов, составление реестров на выдаваемые сертификаты, ведение отчетности по ним, осуществление проверки оформления списков кандидатов и документации осуществляется Центром Заказчика-Застройщика МВД РФ, являющимся подразделением подчиненным МВД РФ и находящемся в ведении Департамента тыла МВД РФ (л.д. 119-120).

Для участия в подпрограмме граждане, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают документы. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения (пункт 19, 21 Правил).

Судом установлено, что 12 и 26 января 2007 г. комиссией ЛОВД на ст.Петухово прапорщик милиции Уакпаев Е.У. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список на получение жилья на 2007 год (л.д.51-52, 57-58).

25 января 2007 г. Уакпаев Е.У. как сотрудник органов внутренних дел, достигший предельный возраст пребывания на службе, имеющий общий срок пребывания на службе в календарном исчислении 25 лет, намеренный в декабре 2007 года уволиться из органов внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и изъявивший желание воспользоваться правом на получение сертификата для приобретения жилья, решением жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Петухово включен в список для получения Государственного жилищного сертификата в соответствии с программой «Жилище» на 2002 – 2010 годы (л.д. 55-56). Решением жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Петухово Уакпаев Е.У. включен в список сотрудников, поставленных на учет для получения жилья и улучшения жилищных условий на 2008 год (л.д. 53-54, 59-60,61-62), включен в список граждан – участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 – 2010 года на 2008 год (л.д. 63).

Так же Уакпаев Е.У. обратился с заявлением в Южно-Уральское УВД на транспорте МВД РФ о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» (л.д. 50), его заявление рассмотрено, решением начальника Южно-Уральское УВД на транспорте МВД РФ Уакпаев Е.У. включен в список кандидатов на получение жилищных сертификатов на 2008 год (л.д.79,80).

Приказом Главного управления Линейного отдела внутренних дел на ст. Петухово МВД РФ от 29 февраля 2008 г. Уакпаев Е.У. уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе, выслуга лет в календарном исчислении составила 26 лет 10 месяцев 22 дня, последняя занимаемая должность финансировалась за счет средств федерального бюджета (л.д. 64,65,66).

02 апреля 2010 г. решением Центральной комиссии <данные изъяты> Уакпаеву Е.У. отказано в первоочередной выдаче государственного жилищного сертификата. Письмом заместителя начальника Управления Южно-Уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России <данные изъяты> о принятом решении сообщено Уакпаеву Е.У. (л.д. 14).

В судебном заседании представитель истца Зырянов А.В. настаивал на рассмотрении предъявленных требований к ответчику Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу (л.д. 123 об.).

В соответствии со ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования Уакпаева Е.У. к Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу удовлетворению не подлежат, поскольку письмо заместителя начальника Южно-Уральского Управления Внутренних Дел на транспорте <данные изъяты> <данные изъяты> от 19 апреля 2010 г. носит информационно-разъяснительный характер, указанное должностное лицо, а так же Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу полномочиями по выдаче государственных жилищных сертификатов не наделены. В силу пунктов 19, 21 Правил Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу принимает заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы, в случае признания гражданина участником подпрограммы заводит на гражданина учетное дело, которое направляет в <данные изъяты>, где формируется сводный список и промается решение о выдаче сертификата. Заявление Уакпаева Е.У. об участии в подпрограмме принято, Уакпаев Е.У. признан участником подпрограммы, его учетное дело сформировано и направлено в <данные изъяты>.

Таким образом, по данному делу Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу является ненадлежащим ответчиком, в исковых требованиях Уакпаева Е.У. к названному управлению надлежит отказать.

Не может суд согласиться с доводами Уакпаева Е.У. о том, что ему отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата неправомерно.

Из ответа от 19 апреля 2010 г., данного истцу Уакпаеву Е.У. заместителем начальника Южно-Уральского Управления Внутренних Дел на транспорте <данные изъяты> <данные изъяты> следует, что истцу отказано в первоочередной выдаче сертификата, вопрос о выдаче сертификата будет рассмотрен в последующие периоды реализации подпрограммы.

Основанием для отказа в первоочередной выдаче сертификата явилось отсутствие оснований для первоочередной выдачи, предусмотренных пунктами 7, 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждане, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 21 марта 2006 г. №153, согласно которым из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (л.д. 14).

Поскольку Уакпаев Е.У. и его семья на момент принятия решения о выдаче государственного жилищного сертификата проживали по договору социального найма от 29 января 2008 г. в изолированном муниципальном жилом помещении – двухкомнатной квартире общей площадью 26,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 12-13, 75, 78), на 02 апреля 2010 г. (день рассмотрения комиссией заявления Уакпаева Е.У. о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья) решение от 21 мая 2010 г. о том, что указанное жилое помещение не пригодно для проживания отсутствовало (л.д. 6-7), оснований для выдачи государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке не имелось.

Кроме того, Уакпаевым Е.У. пропущен срок на обращение в суд, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. ст. 254, 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление должно быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Из материалов дела следует, что с иском к Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу о признании незаконными действия об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат Уакпаев Е.У. обратился в мае 2010 г., 13 мая 2010 г. исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью Петуховскому районному суду Курганской области (л.д. 101).

По истечении трехмесячного срока на обращение в суд, а именно 27 сентября 2010 г. Уакпаев Е.У. обратился с иском в Советский районный суд г. Челябинска с иском к Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу о признании незаконными действия об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат. В связи с неявкой истца указанное исковое заявление 12 ноября 2010 г. оставлено без рассмотрения (л.д. 102,103).

В судебном заседании представитель истца Зырянов А.В. не смог пояснить, по каким причинам Уакпаев Е.У. пропустил срок обжалования решения от отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, не представил суду доказательств уважительности пропуска срока, не просил восстановить срок на обжалование.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований полагать, то срок, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ пропущен по уважительной причине не имеется, пропуск срока так же является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Уакпаева Е.У. к

Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, подписанного заместителем начальника <данные изъяты> <данные изъяты> незаконным; обязании Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу выдать государственный жилищный сертификат – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: Чертовикова Н.Я.