Дело № 2-452/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 февраля 2011 г. г. Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я. при секретаре Немеровец А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уакпаева Е.У. к Южно-Уральскому Управлению Внутренних дел на транспорте МВД РФ о признании отказа незаконным, обязании выдать государственный жилищный сертификат, установил: Уакпаев Е.У. обратился с иском к Южно-Уральскому Управлению Внутренних дел на транспорте МВД РФ о признании незаконным отказ в выдаче государственного жилищного сертификата, подписанного заместителем начальника Южно-Уральского Управления Внутренних Дел на транспорте МВД РФ подполковником милиции <данные изъяты>; обязании Южно-Уральское Управление Внутренних Дел на транспорте МВД РФ выдать ему государственный жилищный сертификат. В обоснование исковых требований указал, что является <данные изъяты> в отставке с 2008 года. Проходил службу в должностях <данные изъяты> Южно-Уральского Управления Внутренних дел на транспорте МВД РФ. Общая продолжительность службы в органах внутренних дел в должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, по состоянию на 29 февраля 2008 г. в календарном исчислении составляет 26 лет 10 месяцев 05 дней, в льготном исчислении - 28 лет 02 месяца 22 дня. В 2007 году подал заявление на получение государственного жилищного сертификата, был поставлен в очередь на получение сертификата. Однако 19 апреля 2010 г. получил отказ в выдаче сертификата, подписанный заместителем начальника Южно-Уральского Управления Внутренних дел на транспорте МВД РФ <данные изъяты>, в связи с тем, что обеспечен жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности <адрес> по договору социального найма. Однако им и членами его семьи принято обязательство по расторжению договора социального найма. Оснований для отказа в выдаче сертификата, предусмотренных пунктом 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 206 г. №153 не имелось, отказ от 19 апреля 2010 г. незаконен. Кроме того, он стоит в очереди на получение сертификата с 2007 года, в связи с чем в силу пунктов 24, 31 названных Правил должен был получить сертификат в 2008 году, а в случае, если в 2008 году до него не дошла очередь – в 2009 году. Определением судьи Советского районного суда г.Челябинска от 30 декабря 2010 г. в связи с тем, что приказом начальника Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Уральскому федеральному округу от 23 сентября 2010 г. №391 Южно-Уральское управление внутренних дел на транспорте МВД РФ переименовано в Южно-Уральское линейное управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (л.д.22), ответчик Южно-Уральское Управление Внутренних дел на транспорте МВД РФ заменен на Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу, линейное отделение Внутренних дел на ст. Петухово Южно-Уральского УВД на транспорте (л.д.82). Истец Уакпаев Е.У. в судебное заседание не явился, извещен (л.д.89). Представитель истца Уакпаева Е.У. – Зырянов А.В., действующий на основании доверенности (л.д.99), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что истец с семьей проживает в квартире <адрес> на основании договора социального найма, указанный жилой дом признан непригодным для проживания, подлежащим сносу. Истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, истцом и членами его семьи принято обязательство по расторжению договора социального найма. Представитель ответчика Южно-Уральского Линейного Управления внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу - Костылев А.Н., действующий на основании доверенности (л.д.100), в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Представил письменный отзыв, в котором указал, что решение по выдаче государственных жилищных сертификатов принимается <данные изъяты>. Специальной комиссией <данные изъяты> документы Уакпаева Е.У. рассмотрены, принято решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке. Письмом от 19 апреля 2010 г. № истец только уведомлен о принятом решении, Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу не уполномочено на принятие решений по выдаче жилищных сертификатов. Решение об отказе в предоставлении сертификата в первоочередном порядке принято в связи с тем, что в силу п. 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 206 г. № первоочередное право на получение социальной выплаты предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, его право на получение сертификата не оспаривается, однако, поскольку жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на момент рассмотрения документов у истца имелось, в первоочередном получении социальной выплаты ему отказано. Документы о признании жилого помещения, которое занято Уакпаевым Е.У. по договору социального найма, непригодным для проживания, не предоставлялись. Кроме того, пропущен трехмесячный срок, установленный на обращение в суд (л.д. 95-97). Третье лицо – Управление на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу, извещено (л.д.90). Представлен отзыв, в котором указано, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец Уакпаев Э.У. проживает в квартире по договору социального найма, им не приняты меры к расторжению договора, следовательно, он не имеет оснований для первоочередного права на получение социальной выплаты. Кроме того, требование о выполнении обязанности Южно-Уральским Линейным Управлением внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу выдать государственный жилищный сертификат является необоснованным, так как в соответствии с приказом МВД России № от 26 ноября 2004 г. обязанность по оформлению и организации выдачи государственных жилищных сертификатов возложена на Центр заказчика – застройщика <данные изъяты> находящимся в ведении <данные изъяты>, а именно <данные изъяты> (л.д.104-105). Представитель третьего лица – линейное отделение Внутренних дел на ст. Петухово Южно-Уральского УВД на транспорте в судебное заседание не явился, извещен (л.д.88). Выслушав представителя истца Зырянова А.В., представителя ответчика Костылева А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ о 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» установлено, что форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы устанавливаются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждане, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 21 марта 2006 г. №153. Согласно подпункту «а» пункта 5 и пункту 6 названных Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и изъявившие желание на участие в программе. Пунктом 9 Правил установлено, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы). В силу подпункта «а» пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти). Согласно приказу Министерства Внутренних дел РФ от 26 ноября 2004 г. № 775 организация и контроль за учетом, распределением жилой площади и обеспечения жильем сотрудников (пенсионеров) органов внутренних дел возложена на Департамент тыла МВД РФ (л.д. 108-111), при этом подготовка списков кандидатов на участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2004 – 2010 годы, оформление и организация выдачи государственных жилищных сертификатов, составление реестров на выдаваемые сертификаты, ведение отчетности по ним, осуществление проверки оформления списков кандидатов и документации осуществляется Центром Заказчика-Застройщика МВД РФ, являющимся подразделением подчиненным МВД РФ и находящемся в ведении Департамента тыла МВД РФ (л.д. 119-120). Для участия в подпрограмме граждане, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают документы. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения (пункт 19, 21 Правил). Судом установлено, что 12 и 26 января 2007 г. комиссией ЛОВД на ст.Петухово прапорщик милиции Уакпаев Е.У. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список на получение жилья на 2007 год (л.д.51-52, 57-58). 25 января 2007 г. Уакпаев Е.У. как сотрудник органов внутренних дел, достигший предельный возраст пребывания на службе, имеющий общий срок пребывания на службе в календарном исчислении 25 лет, намеренный в декабре 2007 года уволиться из органов внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и изъявивший желание воспользоваться правом на получение сертификата для приобретения жилья, решением жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Петухово включен в список для получения Государственного жилищного сертификата в соответствии с программой «Жилище» на 2002 – 2010 годы (л.д. 55-56). Решением жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Петухово Уакпаев Е.У. включен в список сотрудников, поставленных на учет для получения жилья и улучшения жилищных условий на 2008 год (л.д. 53-54, 59-60,61-62), включен в список граждан – участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 – 2010 года на 2008 год (л.д. 63). Так же Уакпаев Е.У. обратился с заявлением в Южно-Уральское УВД на транспорте МВД РФ о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» (л.д. 50), его заявление рассмотрено, решением начальника Южно-Уральское УВД на транспорте МВД РФ Уакпаев Е.У. включен в список кандидатов на получение жилищных сертификатов на 2008 год (л.д.79,80). Приказом Главного управления Линейного отдела внутренних дел на ст. Петухово МВД РФ от 29 февраля 2008 г. № Уакпаев Е.У. уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе, выслуга лет в календарном исчислении составила 26 лет 10 месяцев 22 дня, последняя занимаемая должность финансировалась за счет средств федерального бюджета (л.д. 64,65,66). 02 апреля 2010 г. решением Центральной комиссии <данные изъяты> Уакпаеву Е.У. отказано в первоочередной выдаче государственного жилищного сертификата. Письмом заместителя начальника Управления Южно-Уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России <данные изъяты> о принятом решении сообщено Уакпаеву Е.У. (л.д. 14). В судебном заседании представитель истца Зырянов А.В. настаивал на рассмотрении предъявленных требований к ответчику Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу (л.д. 123 об.). В соответствии со ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования Уакпаева Е.У. к Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу удовлетворению не подлежат, поскольку письмо заместителя начальника Южно-Уральского Управления Внутренних Дел на транспорте <данные изъяты> <данные изъяты> № от 19 апреля 2010 г. носит информационно-разъяснительный характер, указанное должностное лицо, а так же Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу полномочиями по выдаче государственных жилищных сертификатов не наделены. В силу пунктов 19, 21 Правил Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу принимает заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы, в случае признания гражданина участником подпрограммы заводит на гражданина учетное дело, которое направляет в <данные изъяты>, где формируется сводный список и промается решение о выдаче сертификата. Заявление Уакпаева Е.У. об участии в подпрограмме принято, Уакпаев Е.У. признан участником подпрограммы, его учетное дело сформировано и направлено в <данные изъяты>. Таким образом, по данному делу Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу является ненадлежащим ответчиком, в исковых требованиях Уакпаева Е.У. к названному управлению надлежит отказать. Не может суд согласиться с доводами Уакпаева Е.У. о том, что ему отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата неправомерно. Из ответа № от 19 апреля 2010 г., данного истцу Уакпаеву Е.У. заместителем начальника Южно-Уральского Управления Внутренних Дел на транспорте <данные изъяты> <данные изъяты> следует, что истцу отказано в первоочередной выдаче сертификата, вопрос о выдаче сертификата будет рассмотрен в последующие периоды реализации подпрограммы. Основанием для отказа в первоочередной выдаче сертификата явилось отсутствие оснований для первоочередной выдачи, предусмотренных пунктами 7, 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждане, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 21 марта 2006 г. №153, согласно которым из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (л.д. 14). Поскольку Уакпаев Е.У. и его семья на момент принятия решения о выдаче государственного жилищного сертификата проживали по договору социального найма от 29 января 2008 г. в изолированном муниципальном жилом помещении – двухкомнатной квартире общей площадью 26,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 12-13, 75, 78), на 02 апреля 2010 г. (день рассмотрения комиссией заявления Уакпаева Е.У. о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья) решение от 21 мая 2010 г. о том, что указанное жилое помещение не пригодно для проживания отсутствовало (л.д. 6-7), оснований для выдачи государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке не имелось. Кроме того, Уакпаевым Е.У. пропущен срок на обращение в суд, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии со ст. ст. 254, 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление должно быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Из материалов дела следует, что с иском к Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу о признании незаконными действия об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат Уакпаев Е.У. обратился в мае 2010 г., 13 мая 2010 г. исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью Петуховскому районному суду Курганской области (л.д. 101). По истечении трехмесячного срока на обращение в суд, а именно 27 сентября 2010 г. Уакпаев Е.У. обратился с иском в Советский районный суд г. Челябинска с иском к Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу о признании незаконными действия об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат. В связи с неявкой истца указанное исковое заявление 12 ноября 2010 г. оставлено без рассмотрения (л.д. 102,103). В судебном заседании представитель истца Зырянов А.В. не смог пояснить, по каким причинам Уакпаев Е.У. пропустил срок обжалования решения от отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, не представил суду доказательств уважительности пропуска срока, не просил восстановить срок на обжалование. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований полагать, то срок, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ пропущен по уважительной причине не имеется, пропуск срока так же является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Уакпаева Е.У. к Южно-Уральскому Линейному Управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, подписанного заместителем начальника <данные изъяты> <данные изъяты> незаконным; обязании Южно-Уральское Линейное Управление внутренних дел на транспорте Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу выдать государственный жилищный сертификат – отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение. Председательствующий: Чертовикова Н.Я.