РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 февраля 2011 г. г. Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я. при секретаре Немеровец А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьякова А.И. к администрации г. Челябинска о признании права собственности на самовольно возведенное строение, определении общей площади нежилого здания, установил: Третьяков А.И. обратился с иском (с учетом уточнений л.д.38-39) к администрации г. Челябинска о признании за ним права собственности на самовольную постройку – мансарду, общей площадью 87,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, включающую лит. А, состоящий из помещения № площадью 84,5 кв.м., помещения № площадью 1,7 кв.м., помещения № площадью 1,6 кв.м.; определении общей площади нежилого здания (магазина), расположенного по адресу: <адрес> равной 169,3 кв.м. В обоснование требований указал, что на основании договора купли-продажи от 05 марта 2005 г. является собственником нежилого здания (магазина) общей площадью 81,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок под магазином также принадлежит ему на праве собственности. Своими силами и за счет собственных средств, без соответствующего разрешения, надстроил мансарду над первым этажом, принадлежащего ему магазина. Обращался в Администрацию г.Челябинска с целью получения разрешения на реконструкцию указанного нежилого здания, получил отказ, в связи с не предоставлением необходимой документации. Самовольно возведенное строение построено в соответствии с требованиями действующих норм и правил, надежность и устойчивость строительных конструкций обеспечены, самовольно возведенное строение не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не ущемляют их законные права и интересы, поэтому на данное строение может быть признано право собственности. Истец Третьяков А.И., его представители – Третьякова Н.В., Федоров Д.Ю., допущенные к участию в деле на основании заявления истца (л.д. 70, 135, 132), в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнили, что перед строительством мансарды истец Третьяков А.И. получил архитектурно-планировочное задание и эскизный проект. Следующим этапом было изготовление и согласование проекта строения. Для изготовления проекта истец обратился в специализированные организации, но стоимость проекта его не устроила, в связи с чем он возвел мансарду без проектной документации и разрешения на строительство, но в строгом соответствии строительным нормам и правилам. Представитель ответчика - администрации г. Челябинска, представители третьих лиц – Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска, администрации Советского района г. Челябинска, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, возражений против иска не представили (л.д.134). Выслушав истца Третьякова А.И., представителей истца - Третьякову Н.В, Федорова Д.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иной недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровья граждан. При рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку значимым для дела обстоятельством является, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Признание права собственности на самовольную постройку возможно при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и\или отсутствие акта ввода в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры, а так же при отсутствии нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и угрозы жизни и здоровью граждан (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10\22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Пунктом 2 ст.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами; зоны жилой затройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В силу ст.37Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. В соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний. Порядок организации и проведения публичных слушаний в г. Челябинске регламентирован Положением «О публичных (общественных) слушаниях в г. Челябинске, утвержденном решением Челябинской городской Думы третьего созыва № от 11 апреля 2006 г. Пунктом 15 названного Положения регламентирован порядок проведения публичного слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Судом установлено, что по договору купли-продажи от 05 марта 2005 г. истцу перешло право собственности на нежилое здание (магазин) общей площадью 81,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.6,72,73). Право собственности на указанное нежилое здание зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.23,25). В 2008 году истцом Третьяковым А.И. проведено межевание земельного участка, площадью 1177 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.99-131). На основании договора купли-продажи № от 02 сентября 2009 г. истец Третьяков А.И. приобрел право собственности на земельный участок, площадью 1177 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым №. (л.д.64-69,71). Впоследствии земельный участок площадью 1177 кв.м. разделен собственником, часть участка отчуждена В.А.В. Право собственности Третьякова А.И. на оставшуюся часть участка площадью 843 кв.м. с кадастровым № зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.49-51, 7,24). Так же в судебном заседании установлено, что в границах земельного участка площадью 843 кв.м. (л.д. 136), Третьяков А.И. за счет личных средств без соответствующего разрешения надстроил к принадлежащему ему магазину мансарду общей площадью 87,8 кв.м. под лит.А, включающим помещение № площадью 84,5 кв.м., помещение № площадью 1,7 кв.м., помещение № площадью 1,6 кв.м. (л.д. 8-13). Как следует из материалов дела, магазин в <адрес> размещен на земельном участке с кадастровым №, площадью 843 кв.м. в территориальной зоне В.1.1.3. – зоне жилой застройки. Размещение указанного объекта на данном земельном участке является условно разрешенным видом использования земельного участка и объекта капитального строительства (л.д.43-46,49-51, 136). Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г.Челябинска от 15 июня 2010 г. № истцу Третьякову А.И. отказано в выдаче положительного заключения о возможности признания права собственности на самовольно реконструированное здание магазина с надстройкой мансарды (лит.А), расположенное по адресу: <адрес>, поскольку земельный участок, на котором расположено самовольно возведенное строение расположен в зоне В.1.1.3 (зона жилой застройки), в которой размещение указанного объекта требует получения разрешения на условный вид использования земельного участка, а так же в связи с отсутствием документации по планировке территории, подтверждающая возможность размещения объекта в данных параметрах (л.д.20). Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г.Челябинска от 24 февраля 2011 г. № Третьякову А.И. дополнительно разъяснено, что получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Допустимые параметры объектов градостроительной деятельности нового строительства или реконструкции существующих должны быть определены и обоснованы утвержденной документацией по планировке территории в пределах которой расположен земельный участок (л.д.136). Администрация Советского района г. Челябинска так же не возражала против признания права собственности на самовольное возведенное строение – мансарду общей площадью 87,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, при условии получения разрешения на условный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, а так же документации по планировке территории, подтверждающей возможность размещения указанного объекта в существующих параметрах (л.д.19об). В судебном заседании истец Третьяков А.И., его представители Третьякова Н.В, Федоров Д.Ю., пояснили, что в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не Третьяков А.И. не обращался. Градостроительный регламент на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 43-46) не содержит сведений о том, что условно разрешенный вид использования земельного участка включен в градостроительный регламент после проведения публичных слушаний по инициативе физического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Проведение публичных слушаний при получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проводиться в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности; а так же соблюдения прав и законных интересов граждан, обладающих правами на земельные участки и объекты капитального строительства, в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение; правила выработки градостроительных решений, в том числе, устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения, в связи с чем не соблюдение требований Градостроительного кодекса РФ, предписывающих получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, является существенным нарушением градостроительных правил и исключает признание права собственности на самовольно возведенное строение. Таким образом, исковые требования Третьякова А.И. о признании права собственности на самовольную постройку - мансарду общей площадью 87,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат. То обстоятельство, что самовольно произведенная реконструкция здания выполнена в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, с обеспечением надежности и устойчивости строительных конструкций; соответствует санитарным и гигиеническим требованиям; собственники и пользователи соседних участков не возражают против возведенной мансарды (л.д. 14, 15, 40, 81, 52, 53, 61, 80, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 97, 98), при отсутствии разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не являются основанием для удовлетворения требований истца. На основании изложенного, руководствуясь ст.193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Третьякова А.И. о признании права собственности на самовольную постройку - мансарду общей площадью 87,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, под лит.А, включающую помещение № площадью 84,5 кв.м., помещение № площадью 1,7 кв.м., помещение № площадью 1,6 кв.м.; определении общей площади нежилого здания (магазина), расположенного по адресу: <адрес> равной 169,3 кв.м. – отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение. Председательствующий: Чертовикова Н.Я.