Решение по иску о признании за умершей возникшее при жизни право собственности, включении имущества в наследственную массу



Дело 2-712/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 г. г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.

при секретаре Немеровец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова А.Е. к администрации Советского района г. Челябинска, Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Советскому району г. Челябинска о признании за умершей возникшее при жизни право собственности, включении имущества в наследственную массу,

установил:

Абрамов А.Е. обратился с иском (с учетом уточнений л.д.27) к администрации Советского района г. Челябинска о признании за умершей А.К.С. возникшее при жизни право собственности на жилой дом <адрес> под лит. А, а общей площадью 27,3 кв.м., с надворными постройками и сооружениями: сараем, баней, уборной, заборами; включении указанного имущества в наследственную массу.

В обоснование иска указал, что А.К.С. приходиться ему тетей. При жизни на основании договора купли-продажи от 09 октября 1962 г. она являлась собственником индивидуального жилого дома <адрес>, однако договор купли-продажи в органах технической инвентаризации не зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ А.К.С. умерла, истец является наследником, однако свидетельство о праве на наследство получить не может, поскольку право собственности наследодателя не зарегистрировано. Право собственности на дом, с надворными постройками и сооружениями возникло у умершей при жизни, признание права собственности за умершей необходимо истцу для оформления наследства.

Определением Советского районного суда г. Челябинска от 26 января 2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (л.д.1-2).

Истец Абрамов А.Е. в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.37,41). Его представитель Костарева Е.Б., действующая на основании доверенности (л.д. 23), исковые требования поддержала.

Представители ответчиков – администрации Советского района г.Челябинска, Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Советскому району г.Челябинска, третье лицо нотариус Савельева О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.38,39,40).

Выслушав представителя истца Костареву Е.Б., исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования частично.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. ст. 219, 131 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней и возникает с момента такой регистрации.Статьей 222 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Судом установлено, что А.К.С. на основании договора купли-продажи от 09 октября 1962 г. приобрела жилой дом <адрес> с надворной постройкой (л.д.5,6,7). Отметки о регистрации договора купли-продажи в органах технической инвентаризации не имеется (л.д. 5), согласно справке <данные изъяты> договор от 09 октября 1962 г. на учет не поставлен (л.д. 7).

Согласно техническому паспорту на индивидуальный жилой дом <адрес> составленному по состоянию на 12 февраля 1986 г. в данном домовладении помимо дома под лит. А, а, имелись сарай, уборная и заборы, отметок о самовольно возведенных строениях в техническом паспорте не имеется (л.д. 12-17).

Как следует из домовой книги, справки УФМС России по Челябинской области в Советском районе г.Челябинска от 25 января 2011 г. в жилом доме <адрес> А.К.С. была зарегистрирована по день смерти (л.д.19-20,28).

ДД.ММ.ГГГГ А.К.С., умерла (л.д.45). После ее смерти у нотариуса Савельевой О.В. заведено наследственное дело за 2008 г., наследником по завещанию является – Абрамов А.Е., который обратился с заявлением о принятии наследства (л.д.42-50), свидетельства о праве на наследство по завещанию на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> не выдавались, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие регистрацию при жизни права собственности наследодателя А.К.С. на указанное имущество (л.д.29).

В <данные изъяты> сведения о постановке на учет договора купли-продажи дома <адрес> отсутствуют (л.д. 7). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на указанный жилой дом не имеется (22,22об.).

Согласно техническому паспорту по состоянию на 02 февраля 2009 г. общая площадь дома <адрес> составляет 27,3 кв.м., дом состоит из лит. А, а. Так же в домовладении имеются сарай под лит. Г, уборная под лит. Г1, баня под лит. Г2, заборы (л.д.8-11). Согласно справке <данные изъяты> по состоянию на 10 марта 2009 г. баня под лит. Г2 является самовольным строением (л.д. 7).

Оценив имеющиеся в деле доказательства, учитывая, что срок регистрации права собственности приобретенного недвижимого имущества законом не установлен, дом <адрес> с сараем, уборной и заборами приобретен А.К.С. на основании договора купли-продажи от 09 октября 1962 г., но по объективным причинам (в связи со смертью) договор купли-продажи и право собственности на указанное имущество А.К.С. не зарегистрированы, суд пришел к выводу о том, что при жизни у А.К.С. возникло право собственности на указанное имущество, в связи с чем исковые требования о признании за умершей А.К.С. возникшее при жизни право собственности на жилой дом общей площадью 27,3 кв.м., сарай, уборную, заборы, подлежат удовлетворению. Статьей 1112 Гражданского кодекса РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Поскольку жилой дом <адрес> с надворными постройками сараем, уборной, заборами принадлежал А.К.С. на день смерти данное имущество подлежит включению в наследственную массу.

Вместе с тем, учитывая, что право собственности на самовольное строение не возникает, исковые требования о признании за умершей А.К.С. возникшее при жизни право собственности на баню под лит. Г2, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Абрамова А.Е. удовлетворить частично.

Признать за умершей ДД.ММ.ГГГГ А.К.С. возникшее при жизни право собственности на жилой дом <адрес> под лит.А, а, общей площадью 27,3 кв.м., с надворными постройками и сооружениями: сараем под лит.Г, уборной под лит. Г1, забором лит. 1, забором лит. 2. Включить указанное имущество в наследственную массу.

В удовлетворении исковых требований Абрамова А.Е. о признании за умершей ДД.ММ.ГГГГ А.К.С. возникшее при жизни право собственности на надворное строение - баню под лит.Г2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней.

Председательствующий Чертовикова Н.Я.