Дело № 2- 826/2011 Именем Российской Федерации 14 февраля 2011 года г. Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Захаровой О.В. при секретаре Зулкарнаевой Д.А., с участием прокурора Деминой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горшкова В.В. о признании протокола от 31.01.2011г. проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу № Горшкова В.В. и решения избирательной комиссии г. Челябинска № от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № недействительными, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, У С Т А Н О В И Л : Горшков В.В. обратился в суд с заявлением о признании протокола от 31.01.2011г. проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу № Горшкова В.В. и решения избирательной комиссии г. Челябинска № от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № недействительными, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты. В обоснование заявленных требований заявителем указано, что 13.01.2011г. обратился в избирательную комиссию г. Челябинска с заявлением о согласии баллотироваться в порядке самодвижения кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному округу № г. Челябинска. 27.01.2011г. представил в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации - финансовый отчет, подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения. 31 января 2011 года рабочей группой избирательной комиссии была проведена проверка подписей избирателей, по результатам которой из 273 представленных подписей избирателей признаны недействительными 30 подписей по причинам: дата внесения подписи выполнена не собственноручно избирателем, не оговоренные исправления в дате внесения подписи, нет даты внесения подписи лица осуществлявшего сбор подписей избирателей, сведения об избирателях внесены не лицом, осуществляющим сбор подписей и не самим избирателем, о чем составлен итоговый протокол проверки подписных листов. Считает, что проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформление подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателей и их подписей, осуществленная избирательной комиссией г. Челябинска с помощью системы ГАС «Выборы», целью которой было выявление имевших место неправильностей в соблюдении порядка сбора подписей избирателей была проведена с явными нарушением закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области». 31.01.2011г. решением избирательной комиссии г. Челябинска № от 31.01.2011г. на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было принято решение № «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу №». Просит признать вышеуказанные протокол и решение избирательной комиссии недействительными, обязав избирательную комиссию зарегистрировать кандидатом в депутаты, ссылаясь на нарушение избирательной комиссией его права на участие в выборах. Заявитель Горшков В.В. и его представитель адвокат Котельников М.Г. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме. Представитель Избирательной комиссии г. Челябинска Просвирнина Н.Н. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась, представив письменный отзыв, где указано на обоснованность выводов комиссии при признании 30 подписей недействительными и итогового протокола, а также решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Горшкова В.В. в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу №». Основанием для отказа явилось превышение установленной Законом Челябинской области предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей, подвергшихся проверке. Также указано, что указано на количество подписей избирателей, необходимых для регистрации его в качестве кандидата – 249, не меньше которых необходимо было представить для регистрации в качестве кандидата. Также представителем указано на обязанность самого претендента в кандидаты в депутаты осуществить проверку представляемых в избирательную комиссию подписных листов. Заслушав участников процесса, мнение прокурора, полагавшего возможным отказать заявителю в удовлетворении требований, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 20 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона. В соответствии с п.п. 2, 5 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, кандидата на должность выборного должностного лица кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию (комиссию муниципального образования) следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной комиссией муниципального образования; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 настоящего Закона; документ, подтверждающий открытие специального счета либо письменное уведомление кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, и выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Пунктами 1, 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», пунктом 6 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» предусмотрено проведение избирательной комиссией до регистрации кандидатов, списков кандидатов проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата. В судебном заседании установлено, что 13.01.2011г. Горшков В.В., Председатель Совета Челябинского городского общественного движения «Горожане», уведомил Избирательную комиссию города Челябинска о выдвижении своей кандидатуры в депутаты Челябинской городской Думы по ленинскому одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения. 27.01.2011г. в 13час. 50мин. кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № Горшковым В.В. в Избирательную комиссию города Челябинска были представлены избирательные документы для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному избирательному округу: документ, подтверждающий открытие специального счета, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата – 56 подписных листов, 273 заявленные подписи избирателя, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, что подтверждается справкой № о приеме документов для регистрации кандидата в депутаты Челябинской городской Думы. 29.01.2011г. в 11час. 00мин. рабочей группой Избирательной комиссии города Челябинска в присутствии Горшкова В.В. проведена проверка подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата, о проведении которой Горшков В.В. был уведомлен 27.01.2011г., о чем свидетельствует его подпись в получении указанного извещения и не оспаривается сторонами. В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области». При проверке подписных листов, что зафиксировано в ведомости проверки подписных листов от 29.01.2011 г., подписанной членами избирательной комиссии Жолобовым П.П., Клюевой Л.М., Головиной Т.В. (обладающими решающим право голоса, согласно решению городской Думы третьего созыва от 23.09.2008 г. №, решению городской Думы четвертого созыва от 21.12.2010г. №) установлено, что в 8 подписях избирателей в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подписи №, 2), в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подписи №, 4, 5) даты внесения проставлены не собственноручно избирателем, 6 подписей избирателей в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подписи №, 5) выполнены избирателями с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист, которые специально не оговорены, чем нарушены п.п. 7 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. №-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» во взаимосвязи с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в подписном листе № (подписи № подписей) не указана или не внесена собственноручно дата заверения подписного листа лицом, проводившим сбор подписей, чем нарушены п.п. 9 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. №-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области», 2 подписи избирателя в подписном листе № (подписи №, 4), сведения о которых внесены в подписной лист не самим избирателем и не лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, чем нарушены п.п. 12 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № «О муниципальных выборах в Челябинской области» во взаимосвязи с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Согласно Итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № Горшкова В.В. от 31.01.2011г. на проверку были представлены 273 заявленных подписи избирателей. Данный протокол подписан руководителем рабочей группы по проверке подписей избирателей Сикорской Т.Д. Протокол получен заявителем 31.01.2011 г. В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и абц. 3 п. 7 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также Государственную автоматизированную систему РФ «Выборы» (ГАС «Выборы»). Справка, подписанная работником информационного центра избирательной комиссии, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенная председателем комиссии муниципального образования, является основанием для признания подписей избирателей недействительными. При проверке подписных листов с использованием автоматизированной системой ГАС «Выборы», что отражено в таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № Горшкова В.В., установлено, что в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подпись №), неверно указано место жительства избирателя, в подписном листе № (подпись №) неверно указана фамилия избирателя, в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подпись №) неверно указаны паспортные данные избирателя, в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подпись №) содержатся данные об избирателях, не зарегистрированных на данном избирательном участке, в подписном листе № (подпись №) содержатся данные о гражданине лишенном активного избирательного права на основании п. 3 ст. 4 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Решением избирательной комиссии г. Челябинска № от 31.01.2011г. Горшкову В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу №, в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества проверенных подписей, на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В соответствии со ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» в поддержку выдвижения кандидата по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов по единому избирательному округу, а также кандидатов на должности выборных должностных лиц по муниципальному избирательному округу в порядке, установленном настоящим Законом необходимо собрать подписи избирателей не менее 1% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с Федеральным законом. Поскольку число избирателей Ленинского одномандатного избирательного округа № 14 составляет 24859 избирателей, для регистрации кандидатом по данному избирательному округу кандидату необходимо собрать и представить в избирательную комиссию не менее 249 подписей избирателей. В соответствии с подп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Аналогичные требования содержатся в ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области». Действующее законодательство о выборах не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости отчего и определять последствия этих нарушений. Основанием для отказа в регистрации кандидата Горшкову В.В. явилось несоответствие установленных законом требований по оформлению подписных листов. Обязанность по надлежащему оформлению и составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и представлению его в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещаемую посредством прямых выборов должность в представительном органе местного самоуправления. Судом установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты необходимо представить в избирательную комиссию 249 подписи избирателей. Горшковым В.В. было представлено 273 подписи избирателей в свою поддержку. В результате их проверки 30 подписей избирательной комиссией г. Челябинска признаны недействительными. Проверяя доводы заявителя Горшкова В.В. о необоснованности признания недействительными 30 подписей, а также для установления достоверности сведений об избирателях, достоверности и действительности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, судом допрошен в качестве специалиста – <данные изъяты> К.В.Н. При исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, с учетом мнения специалиста К.В.Н., судом установлено, что рабочая группа не вправе была признавать недостоверной подпись избирателя в подписном листе № (подпись №) по основанию, что сведения об избирателе внесены не лицом, осуществляющим сбор подписей и не самим избирателем, поскольку, как сделан вывод эксперта, сведения об избирателе и подпись, внесены самим избирателем. При этом специалистом К.В.Н. в отношении подписи избирателя в подписном листе № (подпись №) не подтверждена принадлежность внесенных сведений об избирателе как лицу, осуществляющим сбор подписей, так и самому избирателю. Возражений по заключению специалиста от участников процесса не поступило, выводы специалиста судом могут быть признаны обоснованными и достоверными, на которых следует основываться при оценке оспариваемых заявителем подписей избирателей. Также учитывая возражения заявителя, несмотря на указание в ведомости проверки подписных листов подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу № от 29.01.2011 г. как недостоверной подписи № в подписном листе №, ввиду неоговоренных исправлений в дате внесения подписи, судом установлена действительность указанной подписи избирателя, также подлежащая включению в количество достоверных подписей, так как в данной подписи избирателя какие-либо исправления визуально не установлены. Довод заявителя о действительности 6 подписей избирателей в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подпись №), в подписном листе № (подписи №, 5) выполненные избирателями с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист, которые оговорены сборщиком подписей, является несостоятельным. Согласно абз.3 п.6 ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» во взаимосвязи с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно, следовательно, как следует из правового смысла указанных норм и внесенные избирателем в эту дату исправления должны быть оговорены самим избирателем, в противном случае они обоснованно могут быть отнесены к неоговоренным и, в соответствии с п.п.7 п.9 ст.23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» данные подписи являются недействительными. Таким образом, в отношении остальных 28 подписей результаты проверки подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы. Ссылка заявителя на малозначительность и формальность допущенных им нарушений при заполнении подписных листов не может быть принята во внимание, поскольку каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае нарушения порядка заполнения подписных листов, избирательное законодательство не содержит. Исходя из позиции заявителя Горшкова В.В. о достоверности подписи в подписном листе № (подпись №), суд отмечает, что, даже в случае признания ее судом достоверной, оставшиеся 246 (273 – 28 – 1) подписи не позволяли избирательной комиссии в соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принять решение о регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты в связи с тем, что этого количества подписей недостаточно для регистрации заявителя кандидатом, необходимое количество которых составляет 249. Таким образом, доводы Горшкова В.В. в этой части признаны судом несостоятельными, так как противоречат требованиям избирательного законодательства и являются необоснованными. Суд, учитывая, что общее количество недостоверных подписей - 28 (с учетом признанных судом достоверными 2 подписей подписного листа № (подпись №) и подписного листа № (подпись №)), что составляет 10,26% (28/273) от общего количества заявленных подписей, признает его определяющим моментом в отказе заявителю о признании решения Избирательной комиссии г. Челябинска № от 31.01.2011г. незаконным, так как судом установлена обоснованность отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу №, указанной избирательной комиссией со ссылкой на п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а именно выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего числа проверенных подписей. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии г. Челябинска № от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу №» недействительным, а, следовательно, и протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу № Горшкова В.В. от 31.01.2011г., и обязании зарегистрировать Горшкова В.В. в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу №. Судом не установлено нарушений и в части процедуры проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и в части принятия решения об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты. При указанных обстоятельствах, в удовлетворении требований Горшкова В.В. следует полностью отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Горшкова В.В. о признании протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу № Горшкова В.В. от 31.01.2011г. и решения избирательной комиссии г. Челябинска № от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу №» недействительными, обязании зарегистрировать Горшкова В.В. в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу № - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Челябинский областной суд, в течение 5 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, через Советский районный суд г. Челябинска. Председательствующий: п/п О.В. Захарова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>а