решение по заявлению об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты



Дело № 2- 826/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.В.

при секретаре Зулкарнаевой Д.А.,

с участием прокурора Деминой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горшкова В.В. о признании протокола от 31.01.2011г. проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу Горшкова В.В. и решения избирательной комиссии г. Челябинска от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу недействительными, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты,

У С Т А Н О В И Л :

Горшков В.В. обратился в суд с заявлением о признании протокола от 31.01.2011г. проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу Горшкова В.В. и решения избирательной комиссии г. Челябинска от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу недействительными, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты.

В обоснование заявленных требований заявителем указано, что 13.01.2011г. обратился в избирательную комиссию г. Челябинска с заявлением о согласии баллотироваться в порядке самодвижения кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному округу г. Челябинска. 27.01.2011г. представил в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации - финансовый отчет, подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения. 31 января 2011 года рабочей группой избирательной комиссии была проведена проверка подписей избирателей, по результатам которой из 273 представленных подписей избирателей признаны недействительными 30 подписей по причинам: дата внесения подписи выполнена не собственноручно избирателем, не оговоренные исправления в дате внесения подписи, нет даты внесения подписи лица осуществлявшего сбор подписей избирателей, сведения об избирателях внесены не лицом, осуществляющим сбор подписей и не самим избирателем, о чем составлен итоговый протокол проверки подписных листов. Считает, что проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформление подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателей и их подписей, осуществленная избирательной комиссией г. Челябинска с помощью системы ГАС «Выборы», целью которой было выявление имевших место неправильностей в соблюдении порядка сбора подписей избирателей была проведена с явными нарушением закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области». 31.01.2011г. решением избирательной комиссии г. Челябинска от 31.01.2011г. на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было принято решение «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу ». Просит признать вышеуказанные протокол и решение избирательной комиссии недействительными, обязав избирательную комиссию зарегистрировать кандидатом в депутаты, ссылаясь на нарушение избирательной комиссией его права на участие в выборах.

Заявитель Горшков В.В. и его представитель адвокат Котельников М.Г. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме.

Представитель Избирательной комиссии г. Челябинска Просвирнина Н.Н. в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась, представив письменный отзыв, где указано на обоснованность выводов комиссии при признании 30 подписей недействительными и итогового протокола, а также решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Горшкова В.В. в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу ». Основанием для отказа явилось превышение установленной Законом Челябинской области предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей, подвергшихся проверке. Также указано, что указано на количество подписей избирателей, необходимых для регистрации его в качестве кандидата – 249, не меньше которых необходимо было представить для регистрации в качестве кандидата. Также представителем указано на обязанность самого претендента в кандидаты в депутаты осуществить проверку представляемых в избирательную комиссию подписных листов.

Заслушав участников процесса, мнение прокурора, полагавшего возможным отказать заявителю в удовлетворении требований, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 20 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона.

В соответствии с п.п. 2, 5 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, кандидата на должность выборного должностного лица кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию (комиссию муниципального образования) следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной комиссией муниципального образования; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 настоящего Закона; документ, подтверждающий открытие специального счета либо письменное уведомление кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, и выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.

Пунктами 1, 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», пунктом 6 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» предусмотрено проведение избирательной комиссией до регистрации кандидатов, списков кандидатов проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата.

В судебном заседании установлено, что 13.01.2011г. Горшков В.В., Председатель Совета Челябинского городского общественного движения «Горожане», уведомил Избирательную комиссию города Челябинска о выдвижении своей кандидатуры в депутаты Челябинской городской Думы по ленинскому одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения.

27.01.2011г. в 13час. 50мин. кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу Горшковым В.В. в Избирательную комиссию города Челябинска были представлены избирательные документы для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному избирательному округу: документ, подтверждающий открытие специального счета, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата – 56 подписных листов, 273 заявленные подписи избирателя, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, что подтверждается справкой о приеме документов для регистрации кандидата в депутаты Челябинской городской Думы.

29.01.2011г. в 11час. 00мин. рабочей группой Избирательной комиссии города Челябинска в присутствии Горшкова В.В. проведена проверка подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата, о проведении которой Горшков В.В. был уведомлен 27.01.2011г., о чем свидетельствует его подпись в получении указанного извещения и не оспаривается сторонами.

В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области».

При проверке подписных листов, что зафиксировано в ведомости проверки подписных листов от 29.01.2011 г., подписанной членами избирательной комиссии Жолобовым П.П., Клюевой Л.М., Головиной Т.В. (обладающими решающим право голоса, согласно решению городской Думы третьего созыва от 23.09.2008 г. , решению городской Думы четвертого созыва от 21.12.2010г. ) установлено, что в 8 подписях избирателей в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подписи , 2), в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подписи , 4, 5) даты внесения проставлены не собственноручно избирателем, 6 подписей избирателей в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подписи , 5) выполнены избирателями с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист, которые специально не оговорены, чем нарушены п.п. 7 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. -ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» во взаимосвязи с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в подписном листе (подписи подписей) не указана или не внесена собственноручно дата заверения подписного листа лицом, проводившим сбор подписей, чем нарушены п.п. 9 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. -ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области», 2 подписи избирателя в подписном листе (подписи , 4), сведения о которых внесены в подписной лист не самим избирателем и не лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, чем нарушены п.п. 12 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. «О муниципальных выборах в Челябинской области» во взаимосвязи с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Согласно Итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу Горшкова В.В. от 31.01.2011г. на проверку были представлены 273 заявленных подписи избирателей. Данный протокол подписан руководителем рабочей группы по проверке подписей избирателей Сикорской Т.Д. Протокол получен заявителем 31.01.2011 г.

В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и абц. 3 п. 7 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также Государственную автоматизированную систему РФ «Выборы» (ГАС «Выборы»). Справка, подписанная работником информационного центра избирательной комиссии, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенная председателем комиссии муниципального образования, является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

При проверке подписных листов с использованием автоматизированной системой ГАС «Выборы», что отражено в таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу Горшкова В.В., установлено, что в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подпись ), неверно указано место жительства избирателя, в подписном листе (подпись ) неверно указана фамилия избирателя, в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подпись ) неверно указаны паспортные данные избирателя, в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подпись ) содержатся данные об избирателях, не зарегистрированных на данном избирательном участке, в подписном листе (подпись ) содержатся данные о гражданине лишенном активного избирательного права на основании п. 3 ст. 4 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Решением избирательной комиссии г. Челябинска от 31.01.2011г. Горшкову В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу , в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества проверенных подписей, на основании подп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В соответствии со ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» в поддержку выдвижения кандидата по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов по единому избирательному округу, а также кандидатов на должности выборных должностных лиц по муниципальному избирательному округу в порядке, установленном настоящим Законом необходимо собрать подписи избирателей не менее 1% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с Федеральным законом. Поскольку число избирателей Ленинского одномандатного избирательного округа № 14 составляет 24859 избирателей, для регистрации кандидатом по данному избирательному округу кандидату необходимо собрать и представить в избирательную комиссию не менее 249 подписей избирателей.

В соответствии с подп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичные требования содержатся в ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области».

Действующее законодательство о выборах не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на более или менее значимые, в зависимости отчего и определять последствия этих нарушений.

Основанием для отказа в регистрации кандидата Горшкову В.В. явилось несоответствие установленных законом требований по оформлению подписных листов.

Обязанность по надлежащему оформлению и составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и представлению его в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещаемую посредством прямых выборов должность в представительном органе местного самоуправления.

Судом установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты необходимо представить в избирательную комиссию 249 подписи избирателей. Горшковым В.В. было представлено 273 подписи избирателей в свою поддержку. В результате их проверки 30 подписей избирательной комиссией г. Челябинска признаны недействительными.

Проверяя доводы заявителя Горшкова В.В. о необоснованности признания недействительными 30 подписей, а также для установления достоверности сведений об избирателях, достоверности и действительности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, судом допрошен в качестве специалиста – <данные изъяты> К.В.Н.

При исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, с учетом мнения специалиста К.В.Н., судом установлено, что рабочая группа не вправе была признавать недостоверной подпись избирателя в подписном листе (подпись ) по основанию, что сведения об избирателе внесены не лицом, осуществляющим сбор подписей и не самим избирателем, поскольку, как сделан вывод эксперта, сведения об избирателе и подпись, внесены самим избирателем.

При этом специалистом К.В.Н. в отношении подписи избирателя в подписном листе (подпись ) не подтверждена принадлежность внесенных сведений об избирателе как лицу, осуществляющим сбор подписей, так и самому избирателю.

Возражений по заключению специалиста от участников процесса не поступило, выводы специалиста судом могут быть признаны обоснованными и достоверными, на которых следует основываться при оценке оспариваемых заявителем подписей избирателей.

Также учитывая возражения заявителя, несмотря на указание в ведомости проверки подписных листов подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу от 29.01.2011 г. как недостоверной подписи в подписном листе , ввиду неоговоренных исправлений в дате внесения подписи, судом установлена действительность указанной подписи избирателя, также подлежащая включению в количество достоверных подписей, так как в данной подписи избирателя какие-либо исправления визуально не установлены.

Довод заявителя о действительности 6 подписей избирателей в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подпись ), в подписном листе (подписи , 5) выполненные избирателями с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист, которые оговорены сборщиком подписей, является несостоятельным.

Согласно абз.3 п.6 ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» во взаимосвязи с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно, следовательно, как следует из правового смысла указанных норм и внесенные избирателем в эту дату исправления должны быть оговорены самим избирателем, в противном случае они обоснованно могут быть отнесены к неоговоренным и, в соответствии с п.п.7 п.9 ст.23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» данные подписи являются недействительными.

Таким образом, в отношении остальных 28 подписей результаты проверки подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы.

Ссылка заявителя на малозначительность и формальность допущенных им нарушений при заполнении подписных листов не может быть принята во внимание, поскольку каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае нарушения порядка заполнения подписных листов, избирательное законодательство не содержит.

Исходя из позиции заявителя Горшкова В.В. о достоверности подписи в подписном листе (подпись ), суд отмечает, что, даже в случае признания ее судом достоверной, оставшиеся 246 (273 – 28 – 1) подписи не позволяли избирательной комиссии в соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принять решение о регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты в связи с тем, что этого количества подписей недостаточно для регистрации заявителя кандидатом, необходимое количество которых составляет 249.

Таким образом, доводы Горшкова В.В. в этой части признаны судом несостоятельными, так как противоречат требованиям избирательного законодательства и являются необоснованными.

Суд, учитывая, что общее количество недостоверных подписей - 28 (с учетом признанных судом достоверными 2 подписей подписного листа (подпись ) и подписного листа (подпись )), что составляет 10,26% (28/273) от общего количества заявленных подписей, признает его определяющим моментом в отказе заявителю о признании решения Избирательной комиссии г. Челябинска от 31.01.2011г. незаконным, так как судом установлена обоснованность отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу , указанной избирательной комиссией со ссылкой на п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а именно выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего числа проверенных подписей.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии г. Челябинска от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу » недействительным, а, следовательно, и протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу Горшкова В.В. от 31.01.2011г., и обязании зарегистрировать Горшкова В.В. в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу .

Судом не установлено нарушений и в части процедуры проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и в части принятия решения об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении требований Горшкова В.В. следует полностью отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Горшкова В.В. о признании протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата депутата Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу Горшкова В.В. от 31.01.2011г. и решения избирательной комиссии г. Челябинска от 31.01.2011г. «Об отказе в регистрации Горшкова В.В. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу » недействительными, обязании зарегистрировать Горшкова В.В. в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому избирательному округу - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Челябинский областной суд, в течение 5 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, через Советский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п О.В. Захарова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а