решение по иску о признании незаконным бездействие, обязании создать условия инвалидам



<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело 2-264/11г.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации.

2 марта 2011г.

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего: Сапрыкиной Г.Н.,

при секретаре: Зажимаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Челябинска, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Челябинска о признании незаконным бездействие Администрации г. Челябинска, обязании Администрации г. Челябинска создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения, обязании Администрации г.Челябинска при заключении договоров на право осуществления пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования предусматривать обязанность перевозчика приобрести либо оборудовать необходимое количество транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и государственными стандартам для перевозки инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Челябинска, просил признать незаконным бездействие Администрации г. Челябинска, выразившееся в необеспечении условий для предоставления услуг общественного транспорта и по неорганизации обслуживания общественным транспортом маломобильных групп населения в границах муниципального образования - г.Челябинска; обязать Администрацию г.Челябинска произвести расчет количества транспортных единиц, исходя из нуждаемости в обеспечении транспортной доступности лиц, являющихся инвалидами-колясочниками и проживающих на территории городского округа; обязать Администрацию г.Челябинска, исходя из произведенного расчета, приобрести общественный транспорт, оборудованный для использования маломобильными группами населения.

В обоснование иска указал, что в настоящее время в г. Челябинске отсутствует городской специализированный общественный транспорт для перевозки инвалидов. Расходы на реализацию программ по беспрепятственному доступу инвалидов к транспортной инфраструктуре органами местного самоуправления г.Челябинска, в частности, на приобретение специализированного транспорта в городском бюджете на 2009-2010 г. не предусматривались.

Муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В последующем прокурор неоднократно уточнял требования и с учетом последних уточнений просил признать незаконным бездействие Администрации г. Челябинска, выразившееся в необеспечении условий для предоставления услуг общественного транспорта и по неорганизации обслуживания общественным транспортом маломобильных групп населения в границах муниципального образования - г.Челябинска; обязать Администрацию г.Челябинска создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения, обязать администрацию г.Челябинска при заключении договоров на право осуществления пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования предусматривать обязанность перевозчика приобрести либо оборудовать необходимое количество транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и государственными стандартам для перевозки инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора г. Челябинска Полежаева Т.В. на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Челябинска – Кондрашова Л.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что Решением Челябинской городской думы были утверждены правила организации транспортного обслуживания населения и порядок проведения конкурса.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав все материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Ст. 4 ГПК РФ, предусмотрено возбуждение гражданского дела в суде по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ст. 45 ГПК РФ, предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Председатель Челябинской региональной общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом «БраскО» Е.С.А. обратился в прокуратуру г. Челябинска по вопросу исполнения администрацией города Челябинска законодательства, направленного на обеспечение доступности общественного транспорта для инвалидов в г. Челябинске, для разрешения вопроса о приобретении для города «низкопольных» автобусов и троллейбусов, оборудованию остановочных платформ (л.д. 10-11).

Согласно ч.ч.1, 2 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п.п. 7 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения.

В силу ч. 2 ст. 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции, как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 указанного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Устава города Челябинска исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является администрация города Челябинска (далее - администрация города).

Согласно п. 22 ч. 4 указанной статьи Устава обеспечивает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, заключает договоры на транспортное обслуживание населения, утверждает маршруты и графики движения общественного транспорта.

Согласно информации заместителя Председателя Челябинской городской Думы от 31.05.2010г., 18.06.2010г. в настоящее время в г. Челябинске нет ни одной единицы общественного транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов-колясочников. Расходы на реализацию программ по беспрепятственному доступу инвалидов к транспортной инфраструктуре органами местного самоуправления г.Челябинска, в частности на приобретение специализированного транспорта в городском бюджете на 2009-2010 г. не предусматривались. В дальнейшем при формировании заказа на покупку общественного транспорта для города Челябинска Администрация города будет ходатайствовать о приобретении в том числе транспортных средств, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения (л.д. 12-13).

Из представленной УСЗН Администрации Советского района г. Челябинска информации следует, что по состоянию на 01.09.2010г. у УСЗН Администраций районов города состоят на учете 68950 инвалидов, из них инвалидов 1 группы – 5669 человек, 2 групп – 38005 человек, 3 группы – 25276 человек. Учет инвалидов колясочников ведется по мере их обращения.

В целях решения вопросов по обеспечению доступности городской среды для маломобильных групп населения города по решению Совета была разработана городская целевая программа «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в г. Челябинске на 2007-2008годы», утверждена решением Челябинской городской Думы от 28.11.2006г. .

В настоящее время разрабатывается проект программы по обеспечению доступности городской среды на 2011 -2015 годы.

Продолжает свою работу Служба «Социальное такси», которая осуществляет бесплатную доставку маломобильных инвалидов и сопровождающих их лиц к объектам социальной инфраструктуры города и обратно. За прошедший период текущего года Служба выполнила более 3400 индивидуальных и коллективных заявок от инвалидов (л.д.15-18).

Из объяснений С.И.С., главного специалиста Управления транспорта, следует, что работает в данной должности с марта 2010г., специализированный транспорт, приспособленный для инвалидов, не закупался. По состоянию на сегодняшний день специализированный транспорт для инвалидов, за исключением социального такси, отсутствует. Ни на одном городском маршруте специализированный транспорт не задействован. В 2009-2010г.г. денежные средства на приобретение специализированного транспорта в бюджете не предусматривались (л.д.19).

Таким образом, функции органов местного самоуправления по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования всеми видами городского транспорта на территории Челябинского городского округа не реализованы, что свидетельствует о бездействии администрации города Челябинска по данному вопросу.

Декларацией о правах инвалидов, утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1075 года, установлено, что инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких бы то ни было исключений и различий.

Ст. ст. 5, 8 Декларации определено, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность, а также на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Транспортные средства, предназначенные для перевозки инвалидов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 16.09.1997 № 307 об обеспечении беспрепятственного доступа в пассажирское помещение и безопасности поездки в нем инвалидов, и требованиям ГОСТ 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические условия», принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1995 № 634. Данные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

Неисполнение администрацией города Челябинска требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, а также вышеуказанных норм-гарантий влечет за собой нарушение прав и законных интересов данной категории граждан, лишает их возможности участия в жизни общества, осуществления полноценной жизни наравне с другими людьми.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Челябинска, выразившееся в необеспечении условий для предоставления услуг общественным транспортом маломобильных групп населения в границах муниципального образования –г.Челябинск. и по неорганизации обслуживания общественным транспортом маломобильных групп населения в границах муниципального образования - г.Челябинска; обязать Администрацию г. Челябинска создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения; обязать администрацию г.Челябинска при заключении договоров на право осуществления пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования предусматривать обязанность перевозчика приобрести либо оборудовать необходимое количество транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и государственными стандартам для перевозки инвалидов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Челябинска, выразившееся в необеспечении условий для предоставления услуг общественного транспорта и по неорганизации обслуживания общественным транспортом маломобильных групп населения в границах муниципального образования - г.Челябинска.

Обязать Администрацию г. Челябинска создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским общественным транспортом, путем включения в документацию при проведении торгов на право оказания услуг по перевозке пассажиров городским электрическим и (или) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим перевозку, в критерии их отбора, наличие транспортных средств, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения.

Обязать Администрация г.Челябинска при заключении договоров на право осуществления пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования предусматривать обязанность перевозчика приобрести либо оборудовать необходимое количество транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и государственными стандартам для перевозки инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Н. Сапрыкина.