решение по заявлению о признании распоряжения недействительным, обязании совершить действия



Дело № 2-472/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года

Советский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Мосиной Е.В.

при секретаре Филатовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбачевских И.С. о признании распоряжения недействительным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Горбачевских И.С. обратилась в суд с заявлением о признании распоряжения заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» недействительным, обязании Администрацию г. Челябинска утвердить схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования.. (л.д.3-6, 46-49,140-144).

Свои требования мотивировала тем, что 01.02.2010 года она по договору купли-продажи приобрела в собственность квартиру <адрес>, расположенную на земельном участке размером 689 кв.м. <адрес> является двухквартирным домом усадебного типа. 25.03.2010 года она обратилась в Администрацию г.Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома, приложив весь необходимый пакет документов. 17.06.2010 года было принято распоряжение заместителя Главы города- председателя КУИЗО г.Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» с приложением схемы границ участка.

Полагает, что данное распоряжение нарушает ее права, поскольку границы участка были сформированы так, что надворные постройки, входная группа в ее квартиру, согласно схеме, расположены на землях общего пользования, площадь земельного участка значительно меньше, чем была предоставлена собственнику квартиры изначально. Также считает, что распоряжение было вынесено незаконно, т.к. <адрес> является двухквартирным домом усадебного типа, а распоряжение вынесено в отношении <адрес> как многоквартирного дома. Поскольку распоряжение от 17.06.2010 года нарушает ее права, просила признать его недействительным, обязать Администрацию г. Челябинска утвердить схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования.

Заявитель Горбачевских И.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска Бочарова Ю.Г., действующая на основании доверенности (л.д.154), в судебном заседании заявленные требования считала необоснованными и суду пояснила, что Горбачевских И.С. обратилась в Администрацию г. Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> соответствии с п. 16, 18 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска, утв. решением Челябинской городской Думы , поэтому ссылки заявителя на п. 5, 6, 7 ЗК РФ и на п. 8 вышеуказанного Порядка необоснованны, т.к. касаются порядка предоставления земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества за исключением жилых домов. Также считает, что заявителем не представлено документов, подтверждающих, что под дом был отведен земельный участок площадью 689 кв.м., либо 660 кв.м. Договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность не является правоустанавливающим документом на земельный участок. Решение Исполкома и решение также не являются правоустанавливающими документами о предоставлении конкретного земельного участка. ЖК РФ не обязывает орган местного самоуправления формировать земельный участок под многоквартирным домом исходя из фактического землепользования. Границы сформированного земельного участка были согласованы с собственником квартиры <адрес>. Формирование земельного участка большей площади, о которой указывает заявитель, будет противоречить сложившейся линии застройки. Считает, что Распоряжение заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, права заявителя не нарушает. Требование об обязании Администрации г.Челябинска утвердить схему расположения земельного участка их земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования считала заявленными необоснованно.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Челябинска, заинтересованное лицо Чалышева Е.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д.165,169). Возражений на заявленные требования не представили.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, свидетелей, исследовав все материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что дом <адрес> состоит из 2-х квартир под и , переданных по договорам безвозмездной передачи в собственность граждан 31.10.2002г. и 22.05.2003г. соответственно, согласно которых лицам, включенным в указанные договоры, переданы жилые помещения с надворными постройками и сооружениями в доме усадебного типа, расположенного на земельном участке площадью 660 кв.м. (л.д. 13, 15).

На основании договора купли-продажи от 01.02.2010г. Горбачевских И.С. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается указанным договором, свидетельством о государственной регистрации права собственности, выпиской из ЕГРП (л.д.14, 24, 28).

Собственником квартиры <адрес> является Чалышева Е.И. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения с надворными постройками в собственность граждан от 22.05.2003 года, что подтверждается указанным договором, свидетельством о государственной регистрации права собственности, выпиской из ЕГРП (л.д.12, 13, 25).

Из материалов дела следует, что 31.03.2010г. заявитель Горбачевских И.С. обратилась в Администрацию г.Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома как собственник квартиры <адрес> (л.д. 11). Данный факт в судебном заседании не оспаривается.

Распоряжением заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 416 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.9-10, 55-56).

Понятие жилого дома дано в ст. 16 ЖК РФ, под которым понимается индивидуально- определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

П. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» устанавливает, что многоквартирным домом признается совокупность 2-х и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен ст. 36 ЗК РФ.

Согласно п. 1, 2 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

П. 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями законодательства, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из материалов дела следует, что решением Исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов трудящихся от 30.11.1956г. ферросплавному, абразивному, электродному заводам и вольфрамовой фабрике отведен земельный участок для строительства индивидуальных жилых домов рабочих и служащих этих предприятий (л.д. 20), решением от 17.12.1956г. земельные участки распределены (л.д. 21).

В судебном заседании не оспаривается, что дом <адрес> возведен на выделенном решением Исполкома земельном участке. Также установлено, что в отношении земельного участка под домом <адрес> государственный кадастровый учет не проведен (л.д. 170-175).

Местоположение границ земельного участка, фактически используемого собственниками квартир и <адрес>, обозначено на схеме топографо- геодезических работ <данные изъяты> (л.д. 151-153).

Свидетели Н.Т.Ф.., Р.Н.М.., Г.Л.В.. подтвердили местоположение границ земельного участка фактически используемого жильцами дома <адрес>, существующих на местности более 15 лет, что также отражено в акте (л.д. 176).

Как указано выше, заявитель обратилась в Администрацию г.Челябинска с заявлением о формировании границ земельного участка, находящегося в составе общего имущества многоквартирного дома, как собственник квартиры <адрес>, представила все необходимые документы, в том числе свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры безвозмездной передачи квартир в собственность граждан и купли- продажи, свидетельство о праве на наследство, технические и кадастровый паспорта, протокол собрания собственников жилых и нежилых помещений дома, листы согласования границ земельного участка (л.д.11-38).

Данное заявление было в установленном законом порядке рассмотрено, на его основании было принято распоряжение заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 416 кв.м. на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» (л.д.9-10, 55-56).

В соответствии с п. 8 Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 29.05.2006 года , в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, и к соответствующей заявке не приложен кадастровый паспорт земельного участка, администрация города в лице комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

Суд полагает, что площадь земельного участка на схеме расположения земельного участка, утвержденной оспариваемым распоряжением от 17.06.2010г., составляющая 416 кв.м., не соответствует площади участка фактического землепользования и утверждение на схеме именно этой площади произведено без законного основания.

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что формирование земельного участка в существующих длительное время фактических границах сложившейся застройки территории невозможно.

Доводы представителя заинтересованного лица об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 416 кв.м. с учетом нормативов расчета площади земельных участков под многоквартирными домами, установленных СП 30-101-98 и СНиП 2.07.02-98, суд считает несостоятельными.

Представителем заинтересованного лица не представлено расчета земельного участка, расположенного по <адрес> в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, что при утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> не учтены проход и проезд, ведущие к входу в квартиру <адрес>, а также иные элементы территории, установленные п. 3.3 СП 30-101-98 (проезды и пешеходные дороги, ведущие к жилым зданиям, открытые площадки для временного хранения автомобилей, придомовые зеленые насаждения, площадки для отдыха и игр детей, хозяйственные и физкультурные площадки).

Суд полагает, что утверждение схемы расположения земельного участка по <адрес> без учета указанных элементов территории и фактического использования нарушают права заявителя.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования о признании недействительным распоряжения заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку суд считает, что распоряжение заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома» не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Горбачевских И.С., заявленные требования об обязании Администрации г.Челябинска утвердить схему расположения земельного участка их земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Горбачевских И.С. удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение заместителя Главы города- председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска от 17.06.2010 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> для постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома».

Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска утвердить схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов с целью дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет и передачи в общую долевую собственность владельцам жилых и нежилых помещений двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в границах и размерах фактического землепользования.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: Е.В. Мосина