решение по иску о признании решения недействительным



Дело № 2-886/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2011 года

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Мосиной Е.В.

с участием прокурора Деминой Н.А.

при секретаре Филатовой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова А.А. к Избирательной комиссии г.Челябинска о признании решения недействительным,

У С Т А Н О В И Л :

Богданов А.А. обратился в суд с иском к Избирательной комиссии г.Челябинска о признании решения Избирательной комиссии г.Челябинска от 04.02.2011г. №62/622 «Об отказе в регистрации Богданова А.А. кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу №14» недействительным и его отмене, признании 25 подписей (итоговый протокол проверки от 03.02.2011г.) действительными и подлежащими учету в подписных листах.

Свои требования мотивировал тем, что он в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области представил все необходимые документы в Избирательную комиссию г.Челябинска для регистрации его кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы. Избирательная комиссия г.Челябинска своим решением №62/622 от 04.02.2011г. отказала ему в регистрации в качестве кандидата, признавая недостоверными подписи избирателей по адресам: ул. 1-ая Трубосварочная, д.2, ул.Батумская, д.14, ул.Масленникова, д.8Б (всего 25 подписей) по причине: неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей. Однако, Избирательная комиссия г.Челябинска не приняла к сведению при рассмотрении вопроса его уведомление от 03.02.2011г., в котором пояснено, что персональные данные на сборщика подписей имеются в подписных листах, данные имелись в избирательной комиссии на момент проверки подписных листов, но учтены не были. Просит признать вышеуказанное решение Избирательной комиссии г.Челябинска недействительным, отменить его и признать 25 подписей (итоговый протокол проверки от 03.02.2011г.) действительными и подлежащими учету в подписных листах.

Заявитель (истец) Богданов А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица (ответчика) Избирательной комиссии г.Челябинска Просвирина Н.Н., действующая по доверенности (л.д.37), в судебном заседании с требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, суду пояснила, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Богданова А.А. в качестве кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14 является законным и обоснованным. Основанием для отказа явилось: превышение установленной Законом Челябинской области предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке. Предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, в соответствии с Федеральным законом и Законом Челябинской области составляет 10%. В результате проведенной проверки в подписных листах, представленных Богдановым А.А., признаны недействительными 15,5% подписей избирателей, т.е. более 10% недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, что является превышением установленной Законом Челябинской области предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке. Таким образом, Избирательной комиссией г.Челябинска произведен мотивированный отказ в регистрации кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14. Оспариваемое Решение прав и законных интересов Богданова А.А. не нарушает.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Избирательной комиссии г.Челябинска от 20.12.2010г. №50/533 назначены дополнительные выборы депутатов Челябинской городской Думы по Калининскому одномандатному избирательному округу №4, Ленинскому одномандатному избирательному округу №14, Металлургическому одномандатному избирательному округу №21, Тракторозаводскому одномандатному избирательному округу №31 на 13 марта 2011г.

Статьей 20 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. №36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» (в ред. Закона Челябинской области от 29.03.2007 N 106-ЗО) предусмотрено, что регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 3 статьи 19 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 или 16-2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 2, 5 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, кандидата на должность выборного должностного лица кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию (комиссию муниципального образования) следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной комиссией муниципального образования; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 настоящего Закона; документ, подтверждающий открытие специального счета либо письменное уведомление кандидата об отказе в создании избирательного фонда и открытии специального счета. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, и выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.

Пунктами 1, 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», пунктом 6 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» предусмотрено проведение избирательной комиссией до регистрации кандидатов, списков кандидатов проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата.

В судебном заседании установлено, что 21.01.2011г. Богданов А.А., преподаватель ФГОУ СПО Южно-Уральский государственный технический колледж, уведомил Избирательную комиссию г.Челябинска о выдвижении своей кандидатуры в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14 в порядке самовыдвижения, что подтверждается справкой №16 о приеме документов о самовыдвижении кандидата в депутаты Челябинской городской Думы (л.д.20).

31.01.2011г. кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14 Богдановым А.А. в Избирательную комиссию г.Челябинска были представлены избирательные документы для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному избирательному округу: документ, подтверждающий открытие специального счета, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (3 папки, 48 подписных листов, 265 заявленных подписей избирателей), протокол об итогах сбора подписей избирателей двух экземплярах в соответствии с подпунктами 2, 5 статьи 23 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. №36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области», что подтверждается справкой №26 о приеме документов для регистрации кандидата в депутаты Челябинской городской Думы (л.д.21).

03.02.2011г. рабочей группой Избирательной комиссии г.Челябинска в присутствии Богданова А.А. проведена проверка подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата, о проведении которой Богданов А.А. был уведомлен 02.02.2011г., о чем свидетельствует его подпись в получении указанного извещения и не оспаривается сторонами (л.д.22).

В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области».

Согласно Итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14 Богданова Александра Александровича от 03.02.2011г. по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14 Богданова А.А. от 03 февраля 2011г. Богдановым А.А. на проверку были представлены 265 (двести шестьдесят пять) заявленных подписей избирателей. Данный протокол подписан руководителем рабочей группы по проверке подписей избирателей Сикорской Т.Д. Протокол получен заявителем 03.02.2011 г. (л.д.26).

В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и абц. 3 п. 7 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также Государственную автоматизированную систему РФ «Выборы» (ГАС «Выборы»). Справка, подписанная работником информационного центра избирательной комиссии, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенная председателем комиссии муниципального образования, является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

В результате проведенной проверки в представленных подписных листах признаны недействительными 41 (сорок одна) подпись избирателя (15,5% от числа проверенных подписей), расположенных в папке № 1 в подписных листах № 2, 3, 5, 7; в папке № 2 в подписных листах №1, 3, 8, 11; в папке № 3 в подписных листах № 2, 4, 11, 12, 16, 17.

В соответствии с п.п. 9 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области признаны недействительными 25 (из 265) подписей избирателей, расположенные в папке №1 в подписном листе №5 (записи № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), в подписном листе №7 (записи № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), в папке № 2 в подписном листе №8 (записи № 1, 2, 3, 4, 5) как все подписи избирателей в подписном листе, поскольку сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

Решением Избирательной комиссии г.Челябинска №62/622 от 04.02.2011г. Богданову А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14, в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества проверенных подписей, на основании п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (л.д.5-6).

В соответствии со ст. 22 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» в поддержку выдвижения кандидата по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов по единому избирательному округу, а также кандидатов на должности выборных должностных лиц по муниципальному избирательному округу в порядке, установленном настоящим Законом необходимо собрать подписи избирателей не менее 1% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с Федеральным законом, поскольку число избирателей Ленинского одномандатного избирательного округа № 14 составляет 24 859 избирателей, для регистрации кандидатом по данному избирательному округу кандидату необходимо собрать и представить в избирательную комиссию не менее 249 подписей избирателей (л.д.34).

В соответствии с п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основах гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичные требования содержатся в ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области».

Судом установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты необходимо представить в избирательную комиссию 249 подписи избирателей. Богдановым А.А. было представлено 265 подписей избирателей в свою поддержку. В результате их проверки 41 (15,5%) подпись избирательной комиссией г. Челябинска признаны (недостоверными) недействительными, из которых 25 подписей – по основаниям, как неполные сведения о лице, осуществившим сбор подписей, что подтверждается ведомостями проверки подписных листов (л.д.27,28).

В силу п. 44 ст. 2 Федерального закона РФ от 12.06.2002г. N 67-ФЗ недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.

Согласно ч.9 ст.23 Закона Челябинской области от 29.06.2006г. №36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» (в ред. Закона Челябинской области от 29.03.2007 N 106-ЗО) предусмотрено, что недействительными подписями считаются все подписи избирателей в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) кандидата (уполномоченного представителя избирательного объединения), либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, собиравшим подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, что подтверждается заключением эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии (в ред. Закона Челябинской области от 29.04.2010 N 574-ЗО).

При исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, судом установлено, что в папке №1 от 31.01.2011г. на листах №5,7, подписи №1-10, в папке №2 от 31.01.2011г. на листе №8, подписи №1-5 имеются неполные сведения о лице, осуществившим сбор подписей – К.Л.Н. а именно: в графе «подписной лист удостоверяю» не указаны дата рождения, адрес места жительства К.Л.Н.

Доводы заявителя о том, что Избирательной комиссией г.Челябинска произведен немотивированный отказ в регистрации кандидатом в депутаты Челябинской городской Думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14 несостоятельны, поскольку не подтверждены доказательствами.

Ссылка заявителя на малозначительность и формальность допущенных им нарушений при заполнении подписных листов не может быть принята во внимание, поскольку каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае нарушения порядка заполнения подписных листов, избирательное законодательство не содержит.

Доводы заявителя и ссылку на уведомление (л.д. 8) о данных К.Л.Н. не могут быть приняты судом в качестве основания для признания действительными и подлежащими учету в подписных листах 25 подписей, поскольку действующее законодательство содержит запрет на внесение изменений в подписные листы.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого решения Избирательной комиссии г. Челябинска № 62/622 от 04.02.2011г. «Об отказе в регистрации Богданова А.А. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14» недействительным, и его отмене, а, следовательно, и признания 25 подписей (итоговый протокол проверки от 03.02.2011г.) действительными и подлежащими учету в подписных листах.

Нарушений в части процедуры проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и в части принятия решения об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении требований Богданова А.А. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Богданова А.А. о признании решения Избирательной комиссии г.Челябинска № 62/622 от 04.02.2011г. «Об отказе в регистрации Богданова А.А. кандидатом в депутаты Челябинской городской думы по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 14» недействительным и его отмене, признании 25 подписей (итоговый протокол проверки от 03.02.2011г.) действительными и подлежащими учету в подписных листах отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 5 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий: Е.В. Мосина