Решение по иску о понуждении к исполнению обязательств



Дело № 2-202/2011 г.РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Челябинск 14 апреля 2011 года

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Зайнетдиновой С.А.

при секретаре Рзаевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карталинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к исполнению обязательств

УСТАНОВИЛ:

Карталинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») о понуждении к исполнению обязательств, а именно просил возложить обязанность на ОАО «РЖД» в лице Магнитогорской дистанции пути Орского отделению ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» исполнить обязанность в натуре и устранить нарушения: очистить площадку от разливов нефтепродукта, а именно собрать нефтепродукт с поверхности почвы, откачать из ямы емкости, вывезти загрязненный грунт и щебень на специализированные объекты, завести на обрабатываемую территорию плодородный слой.

В последствие уточнил исковые требования и просил обязать ОАО «РЖД» разработать проект рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды от загрязнения нефтепродуктами в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги. В срок до 01.11.2011 года выполнить работы по рекультивации земель, восстановлению объектов окружающей природной среды от загрязнения нефтепродуктами в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги в соответствии с разработанным и получившим положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологоческой экспертизы проектом рекультивации земель.

В обосновании исковых требований указал, что в хорде проверки по сообщению о наличии места разлива нефтепродукта было выявлено, что в полосе отвода железной дороги, обслуживаемой Магнитогорской дистанцией пути Орского отделения ЮУЖД на <адрес> имеется разлив нефтесодержащего продукта (предположительно жидкий битум) площадью около 300 кв.метров. Руководству указанной дистанции пути был выдан акт от 07 июля 2008 года, где отражены нарушения требований ст.39 и 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и предписано в срок до 01.09.2008 года устранить выявленные нарушения - очистить площадь от разлива нефтепродукта, трупов животных и отходов. Однако до настоящего времени нефтепродукт не удален. Просит обязать ОАО «РЖД» устранить выявленные нарушения.

Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, на удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что данные разлив наносит ущерб окружающей среде. Данный земельный участок принадлежит Российской Федерации. ОАО «РЖД» является арендатором данного земельного участка. В настоящее время ОАО «РЖД» добровольно приняло на себя обязательства несения значительных финансовых расходов по ликвидации загрязнения. В связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что 07 июля 200 года Зауральским межрайонным комитетом Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды республики Башкортостан была проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, лесных ресурсов и природопользования.

В ходе проверки выявлен разлив нефтепродукта (жидкий битум), в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги обслуживаемой Магнитогорской дистанцией пути Орского отделения ЮУЖД – филиала «РЖД». По итогам проверки руководству Магнитогорской дистанцией пути Орского отделения ЮУЖД – филиала «РЖД» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.2008 года (л.д.51-52)

Согласно акту проверки от 16 июля, составленному помощником Карталинского транспортного прокурора, начальником Магнитогорской дистанции пути Орского отделения ЮУЖД - филиала ОАО «РЖД», а также главным инженером, техником (эколог) Магнитогорской дистанции пути Орского отделения ЮУЖД - филиала ОАО «РЖД» и специалистом Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту было установлено, что по состоянию на 16 июля 2010 года в полосе отвода железной дороги, на участке закрепленном и обслуживаемым Магнитогорской дистанции пути Орского отделения ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» на <адрес> со стороны действующей линии железной дороги имеется место разлива (предположительно жидкий битум) на площадке около 9 кв.метрах (л.д.7)

Данные обстоятельства также подтверждаются фотоматериалами (л.д.60-64)

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, земельный участок занятый полосой отвода железной дороги ФГУП «ЮУЖД МПС РФ» общей площадью 485372 кв.м по адресу <адрес> Расположенного в границах участка, находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан (л.д.25)

По договору аренды от 01 января 2005 года вышеуказанный земельный участок был передан ОАО «РЖД» в аренду сроком с 01 января 2005 года по 31 декабря 2053 года (л.д.27-33)

Согласно п.6.4.2 вышеуказанного договора аренды арендатор обязан нести бремя содержания участка.

Пунктом 6.4.6 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на используемом земельном участке и прилегающих к нему территорий.

Согласно ст. 3 Закона РФ № 46-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;….обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;….

В силу ст.4 вышеуказанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы;…

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ.

Согласно п. 9 вышеуказанных Правил при обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.

Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.

Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно - эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проекта рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды от загрязнения нефтепродуктами в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги лежит на ОАО «РЖД», как арендаторе данного земельного участка.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом не представлены доказательства того, какая именно жидкость разлита и влияет ли она на окружающую среду, суд находит не состоятельными, поскольку согласно ответа начальника отдела охраны природы ЮУЖД от 29 ноября 2010 года передвижной экологической лабораторией отдела охраны природы были произведены химические исследования проб, отобранных с места разлива на <адрес>, результаты исследования показали, что в представленный в пробах материал в большом количестве содержит нефтепродукты.

Кроме того, представитель ответчика не отрицает тот факт, что в настоящее время ОАО «РЖД» добровольно приняло на себя обязательства несения значительных финансовых расходов по ликвидации загрязнения, в связи с чем начальнику службы пути ЮУЖД дано техническое задание на разработку проекта «Рекультивации территории загрязнения нефтепродуктами на <адрес>.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела судом данный проект разработан и выполнены работы по рекультивации земель и восстановлению объектов окружающей природы представителем ответчика суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что собственником данного земельного участка является Российская Федерация и данный земельный участок при создании ОАО «РЖД» не мог быть переда, суд находит не состоятельными, поскольку представителем ответчика не отрицается, что данный земельный участок с 1994 года находился в фактическом пользовании железной дороги. Кроме того, принимая 01 января 2005 года по акту приема-передачи земельного участка, арендатор (ОАО «РЖД») какие либо претензии о наличие разлива нефтепродуктов на данном участке не высказывал.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования Карталинского транспортного прокурора об обязать ОАО «Российские железные дороги» разработать проект рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды от загрязнения нефтепродуктами в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги и выполнить работы по рекультивации земель, восстановлению объектов окружающей природной среды от загрязнения нефтепродуктами в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги в соответствии с разработанным и получившим положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектом рекультивации земель, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку наличие на земельном участке в полосе отвода железной дороги источника загрязнения нефтепродуктами, наносит вред окружающей среде и нарушает права человека, гарантированный Конституцией РФ, на благоприятную окружающую среду, а также на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Обратное стороной ответчика не доказано.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Карталинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» разработать проект рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды от загрязнения нефтепродуктами в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги и выполнить работы по рекультивации земель, восстановлению объектов окружающей природной среды от загрязнения нефтепродуктами в полосе отвода железной дороги на <адрес> Южно-Уральской железной дороги в соответствии с разработанным и получившим положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектом рекультивации земель.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий Зайнетдинова С.А.