Дело №2-1606/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года Советский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Щеркиной Т.Р.,
при секретаре Агафоновой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сергеева К.В. о признании незаконным решения администрации города Челябинска об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании администрации города Челябинска предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Сергеев К.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Челябинска от 17.02.2011г. № об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании администрации г.Челябинска в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства из состава муниципальных земель г.Челябинска, расположенный в Курчатовском районе г.Челябинска, кадастровый квартал №, обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), площадью 1500 – 2000 кв.м.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является инвалидом *, имеет двух несовершеннолетних детей. 01.02.2011г. он обратился с заявлением на имя Главы администрации г.Челябинска Давыдова С.В. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом ГУАиГ администрации г.Челябинска от 17.02.2011г. № ему было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, им не представлены документы, подтверждающие льготы и необходимость в улучшении жилищных условий, не представлены схема расположения земельного участка, характеристика предложений по строительству объекта, предусмотренные решением ЧГД №13/3 от 29.05.2006г. Считает отказ незаконным, так как он является инвалидом * и имеет право на первоочередное предоставление земельного участка путем заключения договора купли-продажи без проведения торгов. Пункт 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления заявителем в органы местного самоуправления, которые им были представлены. В заявлении им указана характеристика земельного участка: земельный участок для осуществления индивидуального жилищного строительства из состава муниципальных земель г.Челябинска, расположенный в <адрес>, обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) площадью 1500-2000 кв.м.; характеристика осуществления строительства: минимальное расстояние между фронтальной границей участка и основным строением в сохраняемой застройке - в соответствии со сложившейся линией застройки; при реконструкции и новом строительстве – 5м, минимальное расстояние от границ землевладения до строений, а так же между строениями; от границ соседнего участка до основного строения - 3 м, постройки для содержания скота и птицы - 4м, других построек: бани, гаража, сарая - 1 м, окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек на соседних участках - 6 м, от основных строений до отдельно стоящих хозяйственных и прочих строений на участке в соответствии со СНИП 2.07.01-89, приложение 1 и СП 30-102-99, высота строений: для всех основных строений предельное количество этажей -3, для всех вспомогательных строений высота от уровня земли до верха плоской кровли не более 4м, до конька скатной кровли не более 7 м, как исключение: шпили, башни, флагштоки без ограничения. Оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка нарушает его права, предусмотренные ч.14 ст.17 ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Ссылаясь на ч.14 ст.17 ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ», п.17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ст.ст.245-258 ГПК РФ, Сергеев К.В. просил заявленные требования удовлетворить.
Заявитель Сергеев К.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, просил о рассмотрении дела без его участия с участием представителя Абдувалиева Р.А. (л.д.32).
Представитель заявителя Абдувалиев Р.А., действующий по доверенности № от 30.03.2011г. (л.д.20), в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, дополнил, что орган местного самоуправления потребовал от заявителя предоставления документов, не предусмотренных законом, а именно: документов о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, считает, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не имеет значения для предоставления земельного участка заявителю как инвалиду, наличие инвалидности у заявителя дает ему право на приобретение земельного участка в первоочередном порядке, а у органа местного самоуправления возникает в связи с этим обязанность предоставить заявителю в первоочередном порядке земельный участок без проведения торгов, Сергеев К.В. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, сведения о жилищных условиях заявителя он предоставлять не намерен, поскольку считает, что данное обстоятельство не имеет значения для разрешения этого спора.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Челябинска Берешкеев С.В., действующий по доверенности № от 15.11.2010г. (л.д.22), в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, пояснил, что земельный участок заявителю может быть предоставлен в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ, если заявитель нуждается в улучшении жилищных условий, каких – либо документов о том, что заявитель является нуждающимся в улучшении жилищных условий Сергеевым К.В. при обращении в орган местного самоуправления представлено не было.
Представитель заинтересованного лица ГУАиГ г.Челябинска Иванов А.Г., действующий на основании доверенности 28.09.2010г. (л.д.21), в судебном заседании считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, пояснил, что заявление Сергеева К.В. о предоставлении земельного участка не содержит сведений о месте нахождения участка и его площади, что позволило бы проверить обремененность участка правами третьих лиц. Орган местного самоуправления не может самостоятельно определить испрашиваемый земельный участок, этот участок должен быть указан заявителем в заявлении, кроме того, заявитель не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Выслушав представителя заявителя Абдувалиева Р.А., представителей заинтересованных лиц администрации г.Челябинска Берешкеева С.В., ГУАиГ г.Челябинска Иванова А.Г., исследовав все материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сергеев К.В. является инвалидом * по общему заболеванию (л.д.10,24). 01.02.2011г. он обратился с заявлением на имя Главы администрации г.Челябинска о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства из состава муниципальных земель г.Челябинска, расположенного в <адрес>, кадастровый квартал №, обеспеченного объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), площадью 1500 – 2000 кв.м, как инвалиду *, имеющему на иждивении двух несовершеннолетних детей, к заявлению были приложены справка об инвалидности, копия паспорта на имя Сергеева К.В., схема кадастрового квартала из кадастровой карты города (л.д.7,23-26). Письмом № от 17.02.2011г. ГУАиГ г.Челябинска заявителю отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий, кроме того, из представленной схемы испрашиваемого земельного участка невозможно установить его конкретное место положения (л.д.8-9).
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением Сергеева К.В. о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома (л.д.7,23), письмом ГУАиГ г.Челябинска от 17.02.2011г. № (л.д.8-9), справкой МСЭ (л.д.10,24), объяснениями сторон в судебном заседании и никем не оспариваются.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с послед. изм. и доп.) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. №901 (с послед. изм. и доп.), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу приведенных норм следует, что возникновение права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства у инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, законодатель связывает с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) гражданами, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из смысла п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, проживание в квартире одной семьи, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не является.
Процедура оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г.Челябинска регламентирована Порядком, утвержденным Решением Челябинской городской Думы №13/3 от 29.05.2006г. (с послед. изм. и доп.).
В соответствии с п.п.40-44 Порядка гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обращается на имя Главы администрации с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального строительства. Заявление в течение 14 дней с даты регистрации рассматривается в Главном управлении архитектуры и градостроительства, которое является структурным подразделением администрации г.Челябинска.
Главное управление архитектуры и градостроительства в течение 10 дней принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо публикует в официальной печати сообщение о приёме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка без проведения торгов.
В случае невозможности оформления документов по причине несоответствия нормативным требованиям, нарушения требований законодательства заявителю направляется уведомительное письмо за подписью начальника Главного управления архитектуры и градостроительства.
В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Поскольку доказательств того обстоятельства, что Сергеев К.В. в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилых помещениях, в качестве такового принят на учет в органе местного самоуправления, в нарушение требований ст.ст.56, 57 ГПК РФ не представлено, то в силу вышеприведенных норм суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении Сергееву К.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, оформленное письмом ГУАиГ г.Челябинска № от 17.02.2011г., было принято полномочным органом в пределах его компетенции, это решение не противоречит требованиям действующего законодательства, а именно ст.30.1 ЗК РФ, ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании вышеуказанного решения недействительным.
Доводы представителя заявителя о том, что факт нуждаемости в жилых помещениях заявителя при разрешении вопроса о предоставлении ему как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имеет значения, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку эти доводы основаны на субъективном толковании норм материального права.
Так как не подлежит удовлетворению требование заявителя о признании незаконным решения администрации г.Челябинска, выраженное в письме Главного управления архитектуры и градостроительства № от 17.02.2011г., в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то не подлежит удовлетворению и требование об обязании администрации г.Челябинска предоставить Сергееву К.В. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства из состава муниципальных земель г.Челябинска, расположенный в Курчатовском районе города Челябинска, кадастровый квартал №, обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), площадью 1500 – 2000 кв.м.
Обязанность доказать факт нарушения прав заявителя оспариваемым решением в силу вышеприведенных положений ст.ст.56, 57 ГПК РФ лежит на заявителе.
Доказательств того обстоятельства, что оспариваемым решением нарушены какие-либо права заявителя, в нарушение требований ст.56,57 ГПК РФ Сергеевым К.В. и его представителем не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Сергееву К.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации города Челябинска, выраженное в письме Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г.Челябинска от 17.02.2011г. №, об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании администрации города Челябинска предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства из состава муниципальных земель г.Челябинска, расположенный в Курчатовском районе города Челябинска, кадастровый квартал №, обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение), площадью 1500 – 2000 кв.м отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья: Т.Р.Щеркина