Дело № 2- 1122/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2011 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.В.
при секретаре зажимаевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершения определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
Челябинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к ответчику ОАО «РЖД» об обязании оборудования двух лифтов в подвальном этаже пригородного вокзала станции Челябинск тамбур-шлюзами 1 типа с подпором воздуха при пожаре, в коридоре на первом, втором и третьем этажах вокзала разместить пожарные шкафы без выступа из плоскости стены.
В обоснование указано, что Челябинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в пригородном вокзале станции Челябинск, в ходе которой установлено, что в подвальном этаже перед двумя лифтами отсутствуют тамбур - шлюзы 1 типа с подпором воздуха при пожаре, чем нарушены требования п.3 ППБ01-03, п.7.23, 7.26 СНиП 21-01-97. В коридоре на первом, втором и третьем этажах вокзала размещены пожарные шкафы, выступающие из плоскости стены, что не отвечает требованиям п. 6.26 СНиП 21-01-97. Считает, что невыполнение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению пожарной безопасности может привести к наступлению неблагоприятных последствий, посетителей железнодорожного вокзала Челябинск, круг которых не определен.
В последующем Челябинским транспортным прокурором уточнены первоначальные требования, заявлено об обязании ОАО «РЖД» оборудовать входы перед двумя лифтами в подвале пригородного вокзала станции Челябинск тамбур-шлюзами 1 типа с подпором воздуха при пожаре.
В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора полностью поддержала заявленные и уточненные исковые требования, основания и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «РЖД в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями, указав на то, что индивидуальное здание пригородного вокзала спроектировано, построено и принято в эксплуатацию в соответствии с требованиями пожарной безопасности, о чем имеются все необходимые согласования. Кроме того, акт ВО, которым установлены нарушения является недопустимым, так как составлен лицом, при отсутствии таковых полномочий.
Выслушав участников процесса, исследовав все материалы дела, суд полагает, что заявленные и уточненные требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 27.01.2011 г. начальником 1-й пожарной команды ст.Челябинск Челябинского отряда Ведомственной охраны филиала ФГП «ВО ЖДТ России на ЮУЖД» Н.В.П. проведена проверка соблюдения пожарной безопасности в здании пригородного вокзала станции Челябинск. О выявленных нарушениях составлен акт. В ходе проверки установлено, что в подвальном этаже перед двумя лифтами не предусмотрены тамбур- шлюзы 1 типа с подпором воздуха при пожаре. Перед лифтом в подвальном этаже вокзала не выполнен в полном объеме комбинированный знак пожарной безопасности. В коридоре на первом, втором и третьем этажах вокзала размещены пожарные шкафы, выступающие из плоскости стены (л.д.12-13). Ссылок на нарушение какого-либо действующего закона, нормативного акта, либо установленных стандартов и правил, данный акт не содержит.
ОАО «РЖД» принадлежит часть пригородного вокзала с подземными тоннелями, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, 07.02.2008г.
Судом установлено, что здание пригородного вокзала ст. Челябинск построено в соответствии с «Рабочим проектом развития пригородной зоны ж.д. вокзала на ст. Челябинск. Пригородный вокзал. Приложение к общей пояснительной записке 043.05-ОП31», разработанный филиалом Челябжелдорпроект ОАО «РЖД» в 2005 г., а также с техническими условиями Р-87-01/06-05-ТУ «Развитие пригородной зоны ж.д. вокзала на ст. Челябинск пригородный вокзал с подземными переходами. Пожарная безопасность», составленными научно-производственной фирмой «Р-Скиф» в 2005 г. Согласно сводному заключению Управления Главгосэкспертизы России по Челябинской области № по проекту развития пригородной зоны железнодорожного вокзала на ст. Челябинск от 19.04.2006г. здание пригородного вокзала класса ф. 3.3 по функциональной пожарной безопасности, II степени огнестойкости. Проектом предусмотрены требования норм противопожарной безопасности строительных конструкций и безопасной эвакуации людей при возникновении пожара. Проектом предусмотрен внутренний противопожарный водопровод. Наружное пожаротушение предусмотрено из проектируемых пожарных гидрантов, установленных на проектируемой закольцовке. На системе предусмотрены: система пожарной сигнализации, система противодымной защиты, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, эвакуационное освещение согласно техусловиям, разработанным НПФ «Р-Скиф» ТУ-87-01/06-05-ТУ.
Сдача объекта в эксплуатацию произведена на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта «пригородный вокзал с подземными тоннелями, с дренажной и канализационной насосным станциями и навесам существующими платформами» от 23.07.2007г. здание вокзала принято в эксплуатацию без замечаний, объект выполнен в соответствии с проектом, соответствует строительно-техническим, санитарно- эпидемиологическим, экологическим, противопожарным нормам, а также условиям безопасного труда работающих и готов к вводу в эксплуатацию. Данный акт подписан представителем органов ведомственного пожарного надзора на железнодорожном транспорте – главным инспектором надзора на ЮУЖД К.Ю.М.
Какого-либо отступления при строительстве, либо приемке в эксплуатацию от утвержденного проекта в части пожарной безопасности объекта, судом не установлено, доказательств обратного прокурором не представлено.
Учитывая индивидуальность проекта и здания пригородного вокзала на ст.Челябинск, принятого в эксплуатацию в 2007 г. и наличие в тот период установленных ППБ и СНиП 21-07-97, на несоответствие которых ссылается в заявленных требованиях прокурор, требуя от ответчика совершения действий по их устранению, прокурором не представлено доказательств недостаточности имеющихся альтернативных мер пожарной безопасности с учетом выполнения дополнительных компенсирующих мероприятий, рекомендованных в технических условиях Р-87-01/-06-05-ТУ 2005 пожарная безопасность.
В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 27.06.2009г. №50 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» права, обязанности и ответственность работников ведомственной охраны, а также гарантии их личной безопасности определяются Федеральным законом "О ведомственной охране" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.11,12 ФЗ от 14.04.1999 г. №77-ФЗ «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны не уполномочены на проведение мероприятий по контролю пожарной безопасности.
Таким образом, представленный Прокуратурой акт № проведения мероприятий по контролю от 27.01.2011 г., составленный начальником 1-ой пожарной команды Н.В.П., не может быть принят судом как доказательство необходимости проведения определенных мероприятий в здании пригородного вокзала, в виду его малой информативности, и составления лицом, не являющимся государственным инспектором, а также специалистом в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны возложена на руководителей организаций, которые, в силу ст. 38 указанного Закона обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Между тем, Прокуратурой не представлено достоверных и допустимых доказательств нарушений ответчиком норм Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
При указанных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Челябинского транспортного прокурора об обязании ОАО «РЖД» оборудовать входы перед двумя лифтами в подвале пригородного вокзала станции Челябинск тамбур-шлюзами 1 типа с подпором воздуха при пожаре.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 103, 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершения определенных действий - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней, через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п О.В.Захарова
.
.
.