Дело 2-66/2011 г. РЕШЕНИЕ. Именем Российской Федерации. 19 января 2011 года. Советский районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего: Сапрыкиной Г.Н. при секретаре: Зажимаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаревой О.А. к Администрации г. Челябинска о взыскании убытков, УСТАНОВИЛ: Бондарева О.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Челябинска о взыскании убытков в размере <данные изъяты> руб. В обоснование иска указала, что являясь законным представителем малолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 20.12.2007г. была вынуждена водить его в Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Какаду» (далее по тексту ЧДОУ детский сад «Какаду»), в связи с не предоставлением Администрацией г. Челябинска направления в муниципальный детский сад. Полагает, что гарантированная Конституцией РФ функция государства по обеспечению права каждого гражданина на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность его, предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. А органы местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обязаны обеспечить предоставление бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Обратившись в Управление образования Центрального района г. Челябинска с заявлением о предоставлении путевки в детский сад - 09.10.2006г., по достижению ребенком возраста 11 месяцев, не получила путевки в муниципальное детское дошкольное учреждение в течение 2-х лет, в связи с необходимостью трудоустройства на работу, вынуждена была водить малолетнего сына с февраля 2008г. в ЧДОУ детский сад «Какаду», находящийся в непосредственной близости от места жительства. В связи с тем, что данный детский сад является негосударственным, вынуждена была производить оплату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. За период с февраля 2008г. по 14.07.10г. расходы составили <данные изъяты> руб. Считает, что ответственность за убытки, которые она вынуждена была понести должен нести ответчик - орган местного самоуправления не обеспечивший наличие муниципальных дошкольных образовательных учреждений на доступном для истца расстоянии от места жительства. В ходе рассмотрения дела судом истица уточняла исковые требования неоднократно, уменьшила их (л.д. 89-90 том 1, 153-155 том 1, 2-4 том 2). С учетом последнего уточнения, просила взыскать с ответчика убытки в размере <данные изъяты>., из расчета разницы между произведенной ею оплаты за посещение ЧДОУ детский сад «Какаду» с февраля 2008г. по сентябрь 2010г. (время, когда малолетний стал посещать муниципальный детский сад) за минусом компенсации, которая предоставляется родителям детей, посещающих ЧДОУ, за период с августа 2009г. по июль 2010г., а также за минусом субвенций, предоставленных ЧДОУ по заключенному с Управлением образования г. Челябинска муниципального контракта. Под убытками истица полагает разницу между фактически понесенными расходами и теми затратами, которые истица должна была бы понести за содержание своего ребенка в детском муниципальном садике. Заявленные требования подтверждает письменным расчетом (л.д. 5 том 2). В судебное заседание истица Бондарева О.А. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом (л.д.6 том 2). Представитель истца – Батенева О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 42 том 1), в судебном заседании поддержала исковые требования по заявленным основаниям. Представитель ответчика Администрации г. Челябинска - Кондрашова Л.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 150 том 1), исковые требования не признала, представила письменный отзыв (л.д. 9-12 том 2), доводы которого поддержала. Полагает, что предусмотренные федеральными законами «Об образовании», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» нормы, свидетельствуют, что полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления образования подразумевают обязанность обеспечивать обучение учащихся (воспитанников) Вопросы содержания детей, их медицинское обслуживание, питание не относятся к вопросам местного значения. В соответствии с Уставом, ЧДОУ детский сад «Какаду» оказывает услуги по реализации общеобразовательных программ в области дошкольного образования детей. В связи с чем, Управлением по делам образования г. Челябинска, начиная с 2008г. и по настоящее время, заключаются муниципальные контракты с ЧДОУ детский сад «Какаду» об оплате указанных услуг за счет средств бюджета города. Оснований для ответственности Администрации г. Челябинска не имеется, так как истицей не доказано нарушение Администрацией г. Челябинска ее прав, ненадлежащего исполнения Администрацией г. Челябинска своих обязанностей. Представитель третьего лица ЧДОУ детский сад «Какаду» - заведующая Басанько А.Ю., действующая на основании решения № 8 уполномоченного органа (л.д. 72 том 1), считает заявленные истицей исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснила, что оплата за оказанные услуги ЧДОУ детский сад «Какаду», аналогично предоставляемым в муниципальном учреждении, значительно выше в связи с арендой помещения, полной оплатой тепло, энергоресурсов, холодного и горячего водоснабжения. Оплата, которая производится Управлением по делам образования, образовательных услуг, не компенсирует произведенные затраты ЧДОУ, в связи с чем, ЧДОУ несет убытки. Представители третьих лиц Управления по делам образования Центрального района г. Челябинска - начальник Управления Тротт К.Г. и действующая на основании доверенности Скрипникова О.Т.(л.д.149 том 1), Управления по делам образования г. Челябинска - Орел А.Е., действующий на основании доверенности (л.д. 1 том 2), в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что Конституция РФ гарантирует бесплатное дошкольное образование, которое малолетний сын истицы получал в ЧДОУ детский сад «Какаду»; так как оказанные услуги ЧДОУ детский сад «Какаду» по реализации общеобразовательных программ в области дошкольного образования детей оплачены за счет средств бюджета города. Кроме того, полагают, что истица, не доказала причинение убытков по вине ответчика, так как обратившись в Управление образования Центрального района г. Челябинска не лишена была возможности обратиться в Управление образования Калининского района г. Челябинска, на территории которого имеется большое количество МОУ, в которые истица также могла устроить своего ребенка. Третье лицо, привлеченный к участию в деле по инициативе суда Бондарев О.Б., в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв (л.д. 7 том 2), согласно которого поддержал исковые требования Бондаревой О.А.. Оформление в частный детский сад ребенка было вынужденным, поскольку путевка в муниципальный детский сад не была предоставлена, он был уволен из ВС и находился в поисках работы, в марте 2008г. устроился на работу, жена была без работы. После устройства жены на работу появилась возможность оплачивать частный детский сад, путевку в муниципальный детский сад ждали до 2010г. Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Указанные полномочия п.п. 39 п. 4 статьи 36 Устава г.Челябинска отнесены к полномочиям Администрации города Челябинска. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В соответствии со ст. 8 Закона «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. В силу ст. 12 Закона «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Пунктом 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666 установлено, что дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В силу ст. 18 «Дошкольное образование» Закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Согласно ст. 52 Закона «Об образовании» родители несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения. При этом родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Обязательным, в силу ст. 43 Конституции РФ, а также п.З ст. 19 Закона «Об образовании», является только основное общее образование. Указанный закон отделяет от образования содержание учащихся (воспитанников). В ч.1 ст. 12 предусмотрено, что образовательное учреждение в рамках образовательного процесса обеспечивает не только реализацию образовательных программ и воспитание, но и содержание воспитанников. Другими нормами устанавливаются обязанности образовательного учреждения по организации питания и медицинского обслуживания в образовательном учреждении (подп. 19 п.2 ст.32; п.4, абз.2 п. 5 ст.51). Таким образом, анализ норм законодательства в совокупности, позволяет сделать вывод, что полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления образования (будь то общего, дошкольного или дополнительного) подразумевают обязанность обеспечивать обучение учащихся (воспитанников). Содержание детей, их медицинское обслуживание, питание и иные услуги, оказываемые в учреждении, не относятся к вопросам местного значения. Относятся к компетенции самого образовательного учреждения. В судебном заседании установлено, что истица Бондарева О.А. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7 том 1). ФИО1 зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д. 53 том 1). 20.12.2007г., 31.03.2008г., 01.09.2008г., в декабре 2008г., 01.03.2009г., 01.06.2009г. между ЧДОУ детский сад «Какаду» и Бондаревой О.А., законным представителем ребенка ФИО1, заключены договоры, согласно которым ЧДОУ предоставляет комплексные услуги по содержанию детей, а родитель оплачивает указанные услуги ежемесячно (п.1.1., 4.1. договора) (л.д. 8-9, 10-12, 13-16, 17-19, 20-22, 24-29 том 1). Согласно условий договоров, в обязанности родителя входит внесение платы за содержание ребенка в ЧДОУ Детский сад «Какаду». Кроме представленных договоров содержание вносимой родительской оплаты в ЧДОУ Детский сад «Какаду» подтверждено калькуляцией стоимости услуги, являющейся приложением к Положению о ценообразовании ЧДОУ Детский сад «Какаду» (л.д. 86-88) и комплексной услугой «Содержания, развития, обучения детей» и «Содержания и образования детей» (л.д. 12, 16, 22, 26-29, 162-164 том 1). Оплата оказанных услуг подтверждается квитанциями (л.д.96-128 том 1). Из представленной калькуляции стоимости услуги, являющейся приложением к Положению о ценообразовании ЧДОУ Детский сад «Какаду» (л.д. 86-88 том 1), оплата (стоимость) услуг по предоставлению дошкольного образования не предусмотрена. Согласно справки Управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска от 12.07.2010г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в очередности на устройство в детский сад Центрального района рег. № от 09.10.2006г. (л.д. 23, 196-201 том 1). Согласно справке ЧДОУ детский сад «Какаду» от 15.06.2010г., ФИО1 посещает ЧДОУ Детский сад «Какаду» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, за время посещения была произведена оплата за услуги в размере <данные изъяты> руб. В соответствии с Уставом ЧДОУ «Детский сад «Какаду» оказывает услуги по реализации общеобразовательных программ в области дошкольного образования детей (л.д. 73-85 том 1). В связи с чем, между Управлением по делам образования г. Челябинска, начиная с 30.04.2008г. и по настоящее время, и ЧДОУ детский сад «Какаду» заключаются муниципальные контракты об оплате услуг по реализации общеобразовательных программ в области дошкольного образования детей за счет средств бюджета города (л.д. 202-274 том 1).Исполнитель реализует следующие общеобразовательные программы в области дошкольного образования: программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (п.1.2). Согласно п.п.2.2,2.3 муниципальных контрактов стоимость услуги определяется в соответствии с количеством детей, которым будут оказаны услуги в соответствии с п. 1.1. Контракта (Приложение №1). Цена Контракта является фиксированной и не подлежит изменению в течение всего срока его действия. Приложением №1 к муниципальному контракту, указана стоимость услуг и количество детей (л.д.205 том 1). Платежными поручениями (л.д. 177-195 том 1) подтверждено, что УФК по Челябинской области (Комитет финансов г. Челябинска, Управление по делам образования г. Челябинска) компенсировали ЧДОУ детский сад «Какаду» услуги по реализации общеобразовательных программ и услуги по реализации общеобразовательных программ дошкольного образования за спорный период. Таким образом, представленные документы свидетельствуют о том, что расходы, понесенные ЧДОУ Детский сад «Какаду», связанные с предоставлением общеобразовательных программ оплачиваются из местного бюджета, следовательно ЧДОУ не взимает плату за услуги по реализации общеобразовательных программ в области дошкольного образования детей с родителей своих воспитанников. Представитель ЧДОУ Детский сад «Какаду» подтвердила в судебном заседании, что плата с родителей воспитанников за услуги по реализации общеобразовательных программ не взимается. В связи с большим числом воспитанников, находящихся в детском саду, чем количество предусмотренное Приложением к муниципальному контракту, ЧДОУ несет убытки, так как родителям воспитанников указанные расходы не предъявляются, в связи с чем, они относятся на убытки ЧДОУ. В связи с чем, суд полагает необоснованными доводы истицы о несении убытков по оплате общеобразовательной программы дошкольного образования. Доказательства того, что истицей понесены расходы по оплате общеобразовательной программы дошкольного образования, не представлено. Расходы, понесенные истицей по оплате ЧДОУ детский сад «Какаду» за содержание ребенка, его медицинское обслуживание, питание и иные услуги, оказываемые в учреждении, не являются обязательными расходами муниципального образования, относятся к компетенции самого образовательного учреждения, а, следовательно, и родителей. Доводы истицы о том, что о ненадлежащем исполнении ответчиком своей обязанности свидетельствует не предоставление путевки в муниципальное, либо государственное дошкольное учреждение, что привело к необходимости обращения в частное учреждение, где оплата за содержание значительно выше, чем в муниципальном, что также причинило убытки, судом проверены, установлено: «Порядком приема и отчисления воспитанников муниципальных образовательных учреждений Челябинского городского округа, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» утвержденным Приказом Управления образования по делам образования Администрации г. Челябинска от 23.05.2008г. № 809-у предусмотрено, что для устройства ребенка в МОУ родители (законные представители) обращаются в районный орган управления образования, который информирует их об общеобразовательных программах дошкольного образования, а также об имеющихся в МОУ свободных местах, ведет учет обращений граждан по устройству в МОУ и выдает направление в выбранное МОУ в порядке очередности (п.5). Устройство детей в МОУ города ведется в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) с учетом льгот по внеочередному и первоочередному приему воспитанников в образовательные учреждения при предоставлении соответствующих документов (п.7). Массовое комплектование МОУ детьми осуществляется ежегодно в срок со 2 по 27 июня (п. 14). Текущее комплектование осуществляется в течение года на освободившиеся места (п. 15). С 16 июня во всех РУО предоставляется информация родителям (законным представителям) о распределении мест (п.16). Согласно п.8 ч.10 «Порядка приема и отчисления воспитанников муниципальных образовательных учреждений Челябинского городского округа, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» в первоочередном порядке направления выдаются детям граждан, уволенных с военной службы (при увольнении граждан с военной службы предусмотрено право на устройство детей в детский сад не позднее месячного срока с момента обращения) (л.д.136 том 1). Бондарев О.Б., отец ФИО1, уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждено копией трудовой книжки (л.д.167-173 том 1). Однако, за предоставлением направления в МОУ в первоочередном порядке истица и её супруг имеющий право на льготу, как участник боевых действий, не обратились, соответствующие документы не предоставили, в этом случае истица была бы обеспечена местом в дошкольном учреждении во внеочередном порядке, что предусмотрено «Порядком приема и отчисления воспитанников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования Челябинского городского округа». Бондарева О.А. состояла на учете в Управлении образования Центрального района г.Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ По информации Управления образования Центрального района г. Челябинска Бондарева О.А. обратилась к ним ДД.ММ.ГГГГ - за справкой о состоянии на учете. Иных требований, в том числе о предоставлении места в МДОУ, Бондаревой О.А. не заявлялось. Место жительство истицы территориально приближено к Калининскому району города, на территории которого имеется большое количество МОУ, в которые истица также имела возможность устроить своего ребенка. Для этого она могла встать на учет в Управление образования Калининского района г.Челябинска. Согласно информации, представленной Администрации г. Челябинска, осенью 2008г. Управление образования Калининского района, согласно достигнутой устной договоренности между начальником Управления по делам образования г. Челябинска Кузнецовым А.И., начальниками управления образования Калининского и Центрального районов, готово было предоставить всем родителям детей в возрасте 3-4 лет, состоящим на очереди в Управлении образования Центрального района, места в открывшемся дошкольном отделении МОУ СОШ № 36, а также в МДОУ №9, 219 Калининского района (л.д.8 том 2). Подтверждением тому являются представленные Списки детей, состоящих на учете в Управлении образования Центрального района г. Челябинска в районе Тополиной аллеи, распределенных по муниципальным дошкольным образовательным учреждениям Калининского района г. Челябинска (л.д.196-201 том 1). Однако в период с 2005 г. по 2010 г. истица в указанное Управление не обращалась. Обратилась она туда только в августе 2010 г., после чего ей было выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ для устройства ребенка в МДОУ №. В настоящее время ФИО1 посещает муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №, с ДД.ММ.ГГГГ, родительская оплата за содержание ребенка в детском саду составляет <данные изъяты> руб. в месяц. В соответствии с п. 1 ст. 52.2 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» назначена компенсация части родительской платы в размере 20%, что подтверждено справками (л.д. 157-158 том 1). Таким образом, реализацию права на обращение в Управление истица реализовала по своему усмотрению, обратившись только в Управление Центрального района, Управление Калининского района не обращалась, документы, гарантирующие первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном учреждении не предоставила, за получением мета не обращалась, обратившись осенью 2010 года получила направление в муниципальное дошкольное учреждение. Оснований для вывода о причинении убытков, как полагает суд, не имеется. Заключение Бондаревой О.А. в феврале 2008г. договора с ЧДОУ Детский сад «Какаду», расположенного в непосредственной близости от ее места жительства, имеющего повышенный уровень комфортности и условий содержания воспитанников, свидетельствует о реализации истицей выбора в соответствии со ст. ст. 52 Закона «Об образовании» и не свидетельствует о нарушении её прав. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истицей не доказаны основания для ответственности ответчика, а именно: не представила доказательства ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком, нарушения ответчиком её права; доказательства наличия убытков и их размера; наличие причинной связи между действиями ответчика и наступившими для истца негативными имущественными последствиями. Органом местного самоуправления исполнены обязательства по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. В связи с чем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Бондаревой О.А. к Администрации г. Челябинска о взыскании убытков в размере <данные изъяты>., следует отказать. В силу ст. 103 ГПК РФ с истца подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Бондарева О.А. к Администрации г. Челябинска о взыскании убытков в размере <данные изъяты>. отказать. Взыскать с Бондарева О.А. госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: Г.Н. Сапрыкина.