Решение по иску о признании права собтвенности, включении имущества в наследственную массу



Дело № 2-1162/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2011 года

Советский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи           Мосиной Е.В.

при секретаре                                        Филатовой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивлева В.П. к администрации Советского района г.Челябинска, ТУ Росимущества по Челябинской области, Администрации г.Челябинска о признании права собственности, включении имущества в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л :

    Ивлев В.П. обратился в суд с иском к администрации Советского района г.Челябинска, ТУ Росимущества по Челябинской области, Администрации г.Челябинска о признании права собственности на жилой дом общей площадью 85,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> за И.А.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ, как возникшее при жизни, включении указанного имущества в наследственную массу (л.д.3-4).

    В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – И.А.Ф., после смерти которой осталось наследство в виде жилого дома общей площадью 85,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Он является наследником первой очереди и в 6-месячный срок подал заявление о принятии наследства нотариусу Мицуковой Т.М., которая ему устно отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, т.к. отсутствуют правоустанавливающие документы на это имущество. Понимая правомерность отказа, постановление об отказе в совершении нотариального действия, он не требовал. По данным государственного архива ОГУП «Обл.ЦТИ» жилой дом индивидуального жилого фонда по адресу: <адрес> – самовольно возведенный. Указанный дом строился силами и за счет средств его матери на земельном участке, предоставленном администрацией п.Смолино Советского района г.Челябинска для ведения личного подсобного хозяйства. Однако из-за своей малограмотности и юридической неосведомленности при жизни мать в установленном порядке право собственности на этот дом не зарегистрировала. Вышеуказанное самовольное строение находится в пределах границ земельного участка. Техническое заключение ОАО «*» от 17.01.2011г. свидетельствует, что самовольные строения соответствуют требованиям строительных норм и правил, следовательно, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушают их права и охраняемые законом интересы. Ссылаясь на ст.ст.8,12,218,222,1142 ГК РФ, просил исковые требования удовлетворить.

    В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд признать право собственности на жилой дом лит.А площадью 59,0 кв.м., фундамент пристроя площадью 27,1 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> за И.А.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ как возникшее при ее жизни и включить указанное имущество в наследственную массу после смерти И.А.Ф. (л.д.34-35).

    Истец Ивлев В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.65), просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.66).

    Представитель истца Давидович Б.А., действующий по доверенности (л.д.15), в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом уточнений по доводам, изложенным в заявлении.

    Представители ответчиков администрации Советского района г.Челябинска, ТУ Росимущества по Челябинской области, Администрации г.Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.58-59,60-61,62), причин неявки суду не сообщили. Возражений на исковые требования не представили.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области, третьи лица Горенштейн Л.А., Черепанов В.Н., нотариус нотариального округа г. Челябинска Мицукова Т.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.62,63,64), причин неявки суду не сообщили. Возражений на исковые требования не представили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, установленными ст. 12 ГК РФ, среди которых одним из способов защиты является признание права.

В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения, другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Ст.131 ГК РФ устанавливает, что право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно выписки из похозяйственной книги И.А.Ф. на праве пользования принадлежал земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 0,13 га, расположенный по адресу: <адрес>, назначение земельного участка - земли поселений, при этом основания для внесения в похозяйственную книгу записи о наличии права на земельный участок не указаны (л.д.6).

Из технических паспортов усматривается, что на земельном участке по <адрес> расположен жилой дом 1959 года постройки, лит.А и лит.а которого находятся в стадии разрушения конструктивных элементов, лит.а - фундамент. Дом фактически не используется. Разрешение на строительство лит. А площадью застройки по наружному обмеру 58,6 кв.м., лит.а площадью застройки по наружному обмеру 27,1 кв.м. не предъявлено (л.д.7-10). Данное обстоятельство подтверждено также справкой ОГУП «Обл. ЦТИ» (л.д. 14).

Истцом не оспаривается, что указанные строения являются самовольно возведенными.

Уведомление Росреестра по Челябинской области подтверждает отсутствие в ЕГРП сведений о государственной регистрации права на указанный объект (л.д.21).

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 указанной статьи.

Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано за указанными лицами, если сохранении постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно свидетельства о смерти И.А.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

В судебном заседании установлено, что истец Ивлев В.П. является сыном умершей И.А.Ф., наследником по закону, что подтверждается справкой нотариуса Мицуковой Т.М. (л.д.13).

          В соответствии со ст. 56- 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

    Доказательства представляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.

В соответствии с техническим заключением ОАО «*» от 17.01.2011г. основное здание (лит.А) находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, поскольку конструкции крыши демонтированы, перегородки частично демонтированы, имеются трещины в наружных стенах, повреждение балок перекрытия и деревянных надоконных перемычек, сверхнормативные прогибы перекрытия. Пристрой (лит.а) демонтирован (л.д. 12).

Дополнением от 19.04.2011г. к техническому заключению от 17.01.2011г. установлено, что в здании произведена частичная разборка чердачного перекрытия - убран утеплитель, разобрана деревянная обрешетка и деревянная дранка с элементами штукатурки, в результате которых исключаются сверхнормативные нагрузки на балки перекрытия и перемычки над оконными и дверными проемами, вызванные скоплением снега на перекрытии и замачиванием утеплителя. Дом находится в ограниченно- работоспособном состоянии и требует восстановительного ремонта, не угрожает жизни и здоровью людей (л.д. 41).

Главным управлением архитектуры и градостроительства выдана справка о соответствии «Правовому зонированию территории г. Челябинска» индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д.11).

Согласно письма ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» в связи с нахождением в стадии разрушения конструктивных элементов жилого здания (лит. А) и пристройки (лит. а) дать оценку самовольно возведенных строений на соответствие санитарных норм и правил не представляется возможным (л.д.20).

По смыслу ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольно возведенное строение может быть признано за лицом, осуществившем ее строительство, в случае наличия в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка, где осуществлена постройка, и при условии, что сохранение постройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд полагает, что истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не доказан факт возведения И.А.Ф. спорного объекта недвижимости, нахождения у нее на каком-либо вещном праве земельного участка.

Ссылки на показания собственников смежных участков Горенштейн Л.А. и Черепанова В.Н. об отсутствии нарушения их прав самовольно возведенными строениями суд не может принять в качестве основания для удовлетворения исковых требований, поскольку, как указано выше, для признания права собственности в порядке ст. 222 ГК РФ необходима совокупность обстоятельств, установленных п. 3 данной статьи.

Таким образом, суд считает, что сам по себе факт возведения самовольной постройки не является достаточным основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на нее.

Доводы истца о возникновении у И.А.Ф. при жизни права собственности на самовольную постройку суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права, поскольку, как отмечено выше, право собственности не возникает с момента ее создания, даже при условии возведения строения И.А.Ф., хотя таких доказательств суду не представлено, а может возникнуть только на основании решения суда при соблюдении требований, установленных действующим законодательством.

Доводы истца о возникновении права собственности у И.А.Ф. на самовольно возведенное строение в связи с наличием права пользования земельным участком по <адрес> со ссылкой на ранее действовавшее законодательство суд считает несостоятельными.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участком и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

Как усматривается из материалов дела по данным технического учета и технической инвентаризации И.А.Ф. не указана в качестве владельца домовладения по адресу: <адрес>, данный дом является самовольно возведенным.

Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении И.А.Ф. на каком-либо предусмотренном законом праве земельного участка, на котором самовольно возведено строение, о приобретении этого строения в результате сделки, об оплате налога на земельный участок и строение, страховых взносов по обязательному страхованию недвижимого имущества, а также доказательств того, что при жизни И.А.Ф. заявляла о своих правах на жилой дом и земельный участок.

Также истцом не представлено доказательств существования земельного участка по <адрес> как объекта права.

Из уведомления Росреестра по Челябинской области следует, что в ЕГРП сведения о регистрации прав на земельный участок по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д.22), доказательств о постановке на кадастровый учет, формировании границ суду не представлено.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи. Иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.

Доводы истца о нарушении его прав суд считает несостоятельными, не основанными на доказательствах.

Суд считает, что истцом не соблюдены требования действующего законодательства, необходимые для защиты гражданских прав, и заявлен иск о признании права собственности за И.А.Ф., возникшее при жизни, в качестве упрощенного способа приобретения права собственности в обход установленных градостроительным законодательством процедур, в том числе получения разрешения на строительство.

Исходя из норм действующего законодательства, признание права собственности на самовольную постройку является исключительным способом защиты гражданских прав, который может быть применен только при отсутствии возможности получить необходимые для строительства разрешения или в случае лишения истца по независящей от него причине возможности получить правоустанавливающие документы на объект недвижимости.

Таким образом, суд считает, что истцом Ивлевым В.П., в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств нарушения его гражданских прав, подлежащих судебной защите, и, поскольку право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, а в предусмотренном законом случаях в ином установленном законом порядке, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, оснований для удовлетворения исковых требований о признании возникшего при жизни права собственности на жилой дом площадью 59 кв.м., фундамент пристроя площадью 27,1 кв.м. по адресу: <адрес>, за И.А.Ф., включении указанного имущества в наследственную массу не имеется.

*

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Ивлева В.П. о признании права собственности за И.А.Ф., возникшее при жизни на жилой дом площадью 59 кв.м., фундамент пристроя площадью 27,1 кв.м. по адресу: <адрес>, включении указанного имущества в наследственную массу отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:                                             Е.В. Мосина