Решение по иску о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия



Дело № 2-914/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи          Мосиной Е.В.,

при секретаре                                      Филатовой Е.Ю.,

с участием прокурора                         Жинжиной Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курчатовского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор Курчатовского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (далее по тексту – КУиЗО г.Челябинска) о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия (л.д.2-4).

    Свои требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Курчатовского района г.Челябинска проверкой установлено, что на территории Курчатовского района г.Челябинска находятся колодцы, которые относятся к сети внутриквартальной ливневой канализации и являются безхозяйными. Согласно ответа заместителя Главы администрации Курчатовского района г.Челябинска администрацией района письмом направлена информация в УЖКХ Администрации г.Челябинска для решения вопроса о признании колодцев безхозяйным имуществом и принятии их в муниципальную собственность.

    Отсутствие приказа председателя КУиЗО г.Челябинска о принятии объектов в муниципальную собственность, а также позиция органов местного самоуправления о возможности принятия безхозяйных колодцев в муниципальную собственность подтверждает бездействие органов местного самоуправления в решении данного вопроса. Колодцы предназначены для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем, подлежат включению в реестр муниципальной собственности г.Челябинска. Бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в не включении колодцев в реестр муниципальной собственности и в не регистрации собственности муниципалитета на указанное имущество, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится обслуживание колодцев, не отслеживается их техническое состояние, в результате чего в случае хищения канализационных люков могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей, гибели лиц.

     Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по невключению колодцев внутриквартальной ливневой канализации, расположенных по адресу: <адрес>, обязать КУиЗО г.Челябинска включить в реестр муниципальной собственности указанные колодцы, обязать Администрацию г.Челябинска зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные колодцы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Помощник прокурора г.Челябинска Жинжина Т.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в заявлении.

    Представитель ответчика КУиЗО г.Челябинска Мискина О.А., действующая по доверенности (л.д.43,52), в судебном заседании считала требования прокурора незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению, поскольку суд признает в порядке ст.225 ГК РФ, ст.ст.290-293 ГПК РФ ГПК РФ объекты безхозяйными и право муниципальной собственности на них, а не прокурор. После признания в судебном порядке объектов безхозяйными, они могут быть включены в реестр муниципальной собственности на основании решения Челябинской городской Думы от 23.05.2000г. №55/8 «Об утверждении Положения о реестре муниципальной собственности», согласно п.1.4.5 которого, объектами учета Реестра являются отдельные объекты муниципальной собственности в виде движимого и недвижимого имущества. Следовательно, до момента признании судом объекта безхозяйным, он таковым не является, значит отсутствует правовое основание для включения сведений об объекте в реестр. Полагает, что отсутствует необходимая совокупность доказательств, позволяющая считать требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Считает, что прокурором не доказано, что нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, на граждан незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, не доказан факт нарушения конкретной нормы права, не представлено доказательств наличия бездействия.

Представитель ответчика Администрации г.Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.65), причин неявки суду не сообщил. Возражений на исковые требования не представил.

Представитель третьего лица администрации Курчатовского района г.Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.66), причин неявки суду не сообщил. Возражений на исковые требования не представил.

Выслушав прокурора, представителя ответчика КУиЗО г.Челябинска, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании п.1 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением №3 к постановлению №3020-1.

В силу ч.1 п.4 ст.9 Устава г.Челябинска (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 22.04.2008г. N 31/17) к вопросам местного значения города Челябинска относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

П. 12 ст.36 Устава г.Челябинска устанавливает, что Администрация г.Челябинска ведет учет и реестр муниципального имущества.

Согласно пп. 1.6, 2.1, 2.5-2.5.5 Положения о реестре муниципальной собственности, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 23.05.2000г. №55/8, держателем реестра является КУиЗО г. Челябинска. Под ведением реестра понимается процедура сбора, регистрации и обработки информации об объектах муниципального имущества.

Основаниями включения или исключения объектов из Реестра являются:

-закон или иной правовой акт РФ;

-постановление Правительства РФ;

-правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправлении г. Челябинска;

-решения судебных органов;

-договор гражданско- правового характера;

-приказ председателя комитета.

Из Положения о КУиЗО г.Челябинска следует, что КУиЗО г.Челябинска является структурным подразделением органа местного самоуправления- Администрации г. Челябинска, наделенным правами юридического лица.

Судом установлено, что на территории Курчатовского района г.Челябинска находятся колодцы внутриквартальной ливневой канализации, расположенные по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что колодцы внутриквартальной ливневой канализации, расположенные по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности не числятся (л.д.67,68).

01.03.2010г., 22.11.2010г. администрация Курчатовского района г.Челябинска обращалась в Администрацию г.Челябинска с заявлением о принятии в состав муниципальной собственности безхозяйного имущества – инженерных сетей (электроснабжения и ливневой канализации), в том числе колодцев внутриквартальной ливневой канализации, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.6,25).

В соответствии с п.п.1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Поскольку указанные выше объекты расположены в административных границах муниципального образования – г.Челябинск, необращение администрации г.Челябинска в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о принятии данных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ.

В судебном заседании установлено, что отсутствие принятия соответствующего решения по вопросу включения колодцев внутриквартальной ливневой канализации, расположенных по адресу: <адрес> свидетельствует о бездействии КУиЗО г.Челябинска, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности свидетельствует о бездействии Администрации г. Челябинска, которыми нарушаются законные права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится обслуживание колодцев, не отслеживается их техническое состояние, в результате чего в случае хищения канализационных люков могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей, гибели лиц.

Доводы представителя КУиЗО г.Челябинска о том, что бездействия не допущено, права неопределенного круга лиц не нарушены, в связи с чем, требования прокурора являются необоснованными, суд считает несостоятельными.

Таким образом, факт бездействия КУиЗО г.Челябинска по невключению колодцев внутриквартальной ливневой канализации, бездействия Администрации г. Челябинска по нерегистрации права муниципальной собственности колодцев, расположенных по адресу: <адрес> нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Однако, исходя из положений п.3 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ст. 225 ГК РФ, судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества и в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, не предусмотрен.

Поскольку в отношении имущества, не являющегося муниципальной собственностью органы местного самоуправления не имеют права владения, пользования и распоряжения, а в судебном заседании установлено отсутствие колодцев в реестре муниципальной собственности, на них не может быть возложена обязанность по государственной регистрации права муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Управлении Росреестра по Челябинской области без соблюдения процедуры, установленной действующим законодательством.

Оценив доказательства в их совокупности при установленных обстоятельствах, суд находит иск прокурора Курчатовского района г.Челябинска обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Курчатовского района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по невключению в реестр муниципальной собственности колодцев внутриквартальной ливневой канализации, расположенных по адресу: <адрес>

В удовлетворении исковых требований прокурора Курчатовского района г.Челябинска об обязании КУиЗО г.Челябинска, Администрации г.Челябинска совершить действия по включению колодцев внутриквартальной ливневой канализации, расположенных по адресу: <адрес> в реестр муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий:                                                             Е.В. Мосина