Дело № 2-2319/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2011 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего: Родиной А.К.,
При секретаре: Шагеевой О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Лавровой Г.С. о признании неправомерным отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений,
У С Т А Н О В И Л:
Лаврова Г.С. обратилась в суд с требованиями:
- о признании незаконным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области от 29 марта 2011 года № № об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений;
- о возложении обязанности внести изменения в государственный кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № площадью 301,69 кв. метров в соответствующих координатах.
Указала, что на основании решения Центрального районного суда г. Челябинска от 24 ноября 2010 года является собственником земельного участка площадью 301,69 кв. метров по адресу: <адрес>, провела межевание данного участка. До момента установления прав заявителя на земельный участок он был поставлен на кадастровый учет на основании оценочной записи, при этом площадь участка названа как 251 кв. метр. В связи с тем, что Государственный кадастр недвижимости содержит запись о постановке участка на кадастровый учет, в осуществлении кадастрового учета участка было отказано. Лаврова Г.С. обратилась с заявлением о проведении кадастрового учета изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади участка. Оспариваемым решением ФГУ «ЗКП» по Челябинской области в проведении указанного вида работ было отказано по тому основанию, что заявитель не является надлежащим лицом, уполномоченным вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. С таким решением Лаврова Г.С. не согласна, данное решение препятствует ей в регистрации права собственности на земельный участок площадью 301,69 кв. метров, так как площадь участка, указанная в правоустанавливающем документе, не соответствует площади этого участка, названной в выписке из кадастрового паспорта 251 кв. метр.
Заявитель не приняла участия в судебном заседании, ее представитель поддержала заявленные требования. Пояснила, что первоначальная постановка участка на кадастровый учет была произведена на основании оценочной описи, при отсутствии на это заявления правообладателя. Оспариваемым решением нарушены положения ст. 36 Земельного кодекса РФ, так как заявитель лишена возможности оформить свои права на земельный участок, нарушена статья 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и статья 13 Гражданского кодекса РФ.
Представитель ФГУ «ЗКП» по <адрес> возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на правомерность оспариваемого решения, принятие такого решения ввиду обращения с заявлением о проведении учета кадастровых изменений ненадлежащего лица. Указала, что поскольку права на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации, вынесение решения о признании за Лавровой Г.С. права собственности на земельный участок не свидетельствует о том, что заявитель является собственником данного участка. Полагает, что в настоящем случае с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости должен обратиться орган местного самоуправления. Указала, что основанием для отказа в учете изменений участка явилось обращение в кадастровый орган неуполномоченного лица. Вместе с тем, координаты участка, приведенные в межевом деле, не соответствуют необходимой системе координат, внести изменения в государственный кадастр недвижимости на основании данных координат не представляется возможным, в случае удовлетворения требований решение суда в данной части будет неисполнимым. Считает, что стороной истца на названо норм закона, нарушенных органом по кадастровому учета при вынесении отказа.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление Лавровой Г.С. подлежащим частичному удовлетворению.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и законные интересы.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 указанного выше Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Кодекса обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении дела установлено, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Челябинска от 24 ноября 2010 года за Лавровой Г.С. признано право собственности на земельный участок, площадью 301,69 кв. метров по адресу: <адрес> (л.д. 6, 7).
09 февраля 2011 года Лаврова Г.С. обратилась в ФГУ «ЗКП» по Челябинской области с заявлением о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет. Решением от 28 февраля 2011 года в осуществлении кадастрового учета земельного участка было отказано по тому основанию, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № площадью 251 кв. метр по адресу: <адрес>. Заявителю рекомендовано доработать межевой план земельного участка, после чего обратиться с заявлением об учете изменений объекта недвижимости (л.д. 8).
17 марта 2011 года Лаврова Г.С. обратилась в ФГУ «ЗКП» по Челябинской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, представила межевой план, выполненный в связи с уточнением местоположения границы и площади участка с кадастровым номером № (л.д. 30, 35, 36, 39-48).
Решением № № от 29 марта 2011 года (оспариваемое решение) в осуществлении кадастрового учета изменений было отказано, поскольку с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, не являющееся собственником или иным законным владельцем земельного участка (л.д. 31-33).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 3 ст. 20 указанного выше Федерального закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе, в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона).
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Аналогичное положение закона содержится в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом первым статьи 8 Гражданского кодекса РФ установлена возможность возникновения прав и обязанностей, в том числе, на основании судебного решения.
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются вступившие в законную силу судебные акты.
В силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9-12 п. 1 ст. 20 настоящего закона. А именно, в случаях, если:
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенных положений закона в государственной регистрации прав, установленных вступившим в законную силу решением суда, не может быть отказано по основанию отсутствия у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества. Регистратор не вправе сомневаться в наличии прав на объект недвижимости у лица, права которого установлены судебным постановлением, вступившим в законную силу. Отсутствие государственной регистрации таких прав влечет за собой невозможность распорядиться объектом недвижимости, передать такой объект по наследству, но не свидетельствует об отсутствии у лица прав на данное имущество.
При рассмотрении дела представителем ФГУ «ЗКП» по Челябинской области не оспаривалось, что в материалы учетного дела Лавровой Г.С. было представлено решение суда о признании права собственности заявителя на земельный участок, в отношении которого представлено заявление об учете изменений. Данное решение содержится в копии учетного дела, представленного ФГУ «ЗКП» по Челябинской области в рамках рассмотрения настоящего дела по запросу суда (л.д. 49-51).
При проведении проверки представленных Лавровой Г.С. документов ФГУ «ЗКП» по Челябинской области было получено сообщение Росреестра по Челябинской области об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок кадастровый номер № по адресу: <адрес> (л.д. 37, 38). Следовательно, противоречий между зарегистрированными права и правами, установленными решением суда, не имелось.
При таких обстоятельствах, ФГУ «ЗКП» по Челябинской области был сделан ошибочный вывод о том, что с заявлением о кадастровом учете изменений обратилось ненадлежащее лицо. Оспариваемое решение не соответствует требованиям названных выше положений закона, нарушает права и законные интересы Лавровой Г.С., поэтому его следует признать незаконным.
Суд не может согласиться с доводами представителя кадастрового органа о том, что в данном случае с заявлением об учете изменений объекта должен обратиться орган местного самоуправления, поскольку решением суда установлен новый собственник земельного участка. Соответственно, с момента вступления решения суда в законную силу орган местного самоуправления не вправе распоряжаться данным объектом недвижимости, в том числе, подавать заявление о кадастровом учете изменений объекта.
В силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
Оспариваемое решение является неправомерным, нарушает право Лавровой Г.С. на осуществление учета изменений земельного участка, препятствует заявителю зарегистрировать право собственности на земельный участок, что подтверждается уведомлением о приостановлении государственной регистрации по основанию отсутствия в ГКН сведений о земельном участке площадью 301,69 кв. метра (л.д. 11, 12). В связи с этим, на ФГУ «ЗКП» по Челябинской области необходимо возложить обязанность осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> связи с уточнением местоположения границ и площади данного участка на основании заявления Лавровой Галины Сергеевны.
В то же время оснований для понуждения ФГУ «ЗКП» по Челябинской области уточнить местоположение границ и площадь участка определенным образом (в приведенных заявителем координатах и площади) не имеется. Настоящим решением установлена незаконность отказа органа по кадастровому учету в осуществлении учета изменений участка с кадастровым номером № только по основанию обращения с заявлением ненадлежащего лица. Тогда как описание местоположения границ земельного участка, его площадь, их соответствие требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» не было предметом настоящего судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Лавровой Г.С. частично.
Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области от 29 марта 2011 года № № об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Возложить на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области обязанность осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> связи с уточнением местоположения границ и площади данного участка на основании заявления Лавровой Г.С..
В удовлетворении остальной части требований Лавровой Г.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Родина А.К.