Дело № 2-2312/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2011 г. г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.
при секретаре Якубовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хуббихужина Р.К. об обязании включить в список граждан, пострадавших на Производственном объединении Маяк для получения жилищного сертификата,
установил:
Хуббихужин Р.К. обратился с заявлением об обязании администрацию Советского района г. Челябинска включить Хуббихужина Р.К. и членов его семьи в список граждан, пострадавших от аварии на Производственном объединении «Маяк» (далее по тексту ПО «Маяк») для получения жилищного сертификата (л.д.4).
В обоснование требований указал, что относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. Постановлением главы администрации Советского района г. Челябинска от 23 декабря 2004 г. № его жена с семьей из четырех человек, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, за время нахождения на учете, жилыми помещениями не обеспечивались. 25 мая 2011 г. обратился в администрацию Советского района г. Челябинска с заявлением о включении в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» для получения жилищного сертификата. Ответом администрации Советского района г. Челябинска от 03 июня 2011 г. во включении в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» для получения жилищного сертификата, отказано в связи с тем, что до 01 марта 2005 г. заявитель не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жлищных условий по льготному основанию. Отказ не соответствует тербованиям закона, поскольку Правилами, устанавливающими единый порядок предоставления субсидии для получения жилищного сертификата предусмотрено, что субсидия предоставляется гражданам до 01 марта 2005 г. вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Определением суда от 29 июня 2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области (л.д.54).
Заявитель Хуббихужин Р.К., представитель заявителя Тарасова Л.Л., действующая на основании доверенности (л.д.16), в судебном заседании настаивали на удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица – администрации Советского района г. Челябинска – Седелкова В.А., действующая на основании доверенности (л.д. 21), возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что порядок формирования списка граждан, получателей субсидии и подготовки выпуска жилищных сертификатов, прописан в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 866, которое после издания Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 г., утратило силу. В связи с тем, что постановление, регламентирующее формирование списков, утратило силу, списки не формируются.
Заинтересованные лица - Министерство по радиационной и экологической безопасности по Челябинской области, ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены (л.д.100-102).
Выслушав заявителя Хуббихужина Р.К., его представителя Тарасову Л.Л., представителя администрации Советского района г. Челябинска Седелкову В.А., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемые в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействии), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча установлено, что действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан, эвакуированных (переселенных), а так же добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в следствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе находившихся в состоянии внутриутробного развития. Статьей 6 того же Федерального закона установлено, что гражданам, указанным в пункте 3 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 ч. 1 ст. 13 данного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет поле 01 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена елевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы. Установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами впуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №.
В силу п.п. «е» п. 5 Правил впуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии со ст. 14,15,16,17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча.
Судом установлено, что Хуббихужин Р.К. в 1957 году эвакуирован из населенного пункта Герасимовка, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В подтверждение указанного факта ему выдано удостоверение установленного образца (л.д.7-12,14,29-31,67).
На основании Распоряжения Главы администрации Советского района г. Челябинска от 23 декабря 2004 г. № Хуббихужин Р.К. составом семьи из четырех человек поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, за время нахождения на учете жилым помещением не обеспечивался (л.д.22). В настоящее время в связи со смертью ФИО4 семья Хуббихужиных состоит на учете нуждающихся в составе трех человек – на учете состоят заявитель Хуббихужин Р.К., его дочь ФИО3, сын ФИО1 (л.д. 66).
Хуббихужин Р.К., члены его семьи ФИО2, ФИО1 недвижимого имущества на праве собственности не имеют (л.д.79,81,82).
Хуббихужин Р.К. обращался в администрацию Советского района г. Челябинска с заявлениями о включении в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» для получения жилищного сертификата (л.д. 23,70,72).
Ответом от 03 июня 2011 г. администрация Советского района г. Челябинска отказала Хуббихужину Р.К. во включении в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» для получения жилищного сертификата, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых Вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», выдача государственных жилищных сертификатов гражданам, пострадавшим от аварии на ПО «Маяк», осуществляется в случае, если они признаны нуждающимися и состоят на учете в улучшении жилищных условий по льготным основаниям: «граждан пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф» до 01 марта 2005 г. В связи с тем, что Хуббихужин Р.К. на учете нуждающихся в жилье по категории, пострадавших вследствие аварии на ПО «Маяк», не состоит и не может состоять, так как удостоверение о праве на льготы выдано ему только 26 апреля 2005 г., законных оснований для включения в список получателей государственных жилищных сертификатов не имеется (л.д.5,73).
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что Хуббихужин Р.К. и члены его семьи имеют право на включение в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк», для получения жилищного сертификата, поскольку Хуббихужин Р.К. и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г., Хуббихужин Р.К. имеет право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, то обстоятельство, что Хуббихужин Р.К. и члены его семьи не поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготным основаниям до 01 января 2005 г. не является основанием для отказа во включении его и членов его семьи в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк», для получения жилищного сертификата в связи со следующим.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свободы человек и гражданина независимо от пола, рас, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Как следует из Постановления Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009 г. № 17-П по делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г., так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты. Учитывая позицию Конституционного суда РФ по данному вопросу, а так же то обстоятельство, что гарантии, в равной мере обеспечивающие предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г., так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты, отсутствуют, отказ во включении в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк», по тому основанию, что гражданин не поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному основанию до 01 января 2005 г., не соответствует требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Советского района г. Челябинска включить Хуббихужина Р.К. и членов его семьи в список граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк», для получения жилищного сертификата.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий: Чертовикова Н.Я.