Дело № 2-2452/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2011 г. г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.
с участием прокурора Хабибуллина М.Р.
при секретаре Якубовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Челябинска, действующего в интересах Антоновича П.Н., к администрации г. Челябинска об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах Антоновича П.Н. к администрации г. Челябинска о предоставлении Антоновичу П.Н. жилое помещение, соответствующее техническим и санитарным нормам, в черте г. Челябинска общей площадью не менее 18 кв.м. на условиях социального найма (л.д. 3-5).
В обоснование иска указал, что Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Челябинска № от 17 июня 1992 г. несовершеннолетний Антонович П.Н., оставшийся без попечения родителей, определен на попечение детского государственного учреждения. Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Челябинска № от 15 февраля 2006 г. за Антонович П.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения. На основании Распоряжения Главы Администрации Ленинского района г. Челябинска № от 28 октября 2010 г. Антонович П.Н. состоит на учете в администрации Ленинского района г.Челябинска в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения в собственности или пользовании, Антонович П.Н. не имеет. В период с 07 сентября по 30 июня 2009 г. Антонович П.Н. обучался в профессиональном училище № г. Челябинска. По окончании обучения Антонович П.Н. вынужден проживать в Центре постинтернатной адаптации по адресу: <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания по 24 октября 2011 г. До настоящего времени право Антоновича П.Н. на внеочередное получение жилья, гарантированное ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, не реализовано, жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлено.
Истец Антонович П.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Помощник прокурора г.Челябинска Хабибуллин М.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации города Челябинска – Куранова М.А., действующая на основании доверенности (л.д.39), в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица администрации Ленинского района г.Челябинска - Куранова М.А., действующая на основании доверенности (л.д.41), исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление в котором указала, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания и др., либо после возвращений из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных норм. Антонович П.Н. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении как воспитанник детского учреждения на основании распоряжения администрации Ленинского района г. Челябинска от 28 октября 2010 г. №. В списке воспитанников детских учреждений Антонович П.Н. состоит под №5. Администрация <адрес>, администрация Ленинского района не отказывала в предоставлении жилого помещения вне очереди Антонович П.Н., поэтому исковые требования прокурора г. Челябинска удовлетворению не подлежат (л.д.30).
Суд, выслушав помощника прокурора г.Челябинска Хабибуллина М.Р., истца Антоновича П.Н., представителя ответчика и третьего лица Куранову М.А., исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Антонович П.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 марта 2004 г. мать Антоновича П.Н. – ФИО1 признана безвестно отсутствующей с 1994 года. Сведения об отце в книгу записей о рождении внесены по указанию матери (л.д.15,16).
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Челябинска № от 17 июня 1992 г. несовершеннолетний Антонович П.Н. определен на попечение детского государственного учреждения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.10).
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Челябинска № от 15 февраля 2006 г. за Антонович П.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения (л.д.11).
На основании распоряжения Главы администрации Ленинского района г. Челябинска № от 28 октября 2010 г. Антонович П.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, по списку воспитанников детских учреждений (л.д.12).
В период с 07 сентября по 30 июня 2009 г. Антонович П.Н. обучался в профессиональном училище № г. Челябинска. Приказом № от 30 июня 2009 г. отчислен в связи с окончанием учебного заведения с присвоением квалификации по профессии штукатур (л.д.20).
Иного жилого помещения на праве собственности или ином праве Антонович П.Н. не имеет (л.д.14,25).
С 09 декабря 2009 г. Антонович П.Н. проживает в Центре постинтернатной адаптации по адресу: <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания по 24 октября 2011 г. (л.д.9,19,21).
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди по договорам социального найма жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частью 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 названной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного Федерального Закона расходы по реализации мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите данной категории детей производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных источников, в том числе за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Согласно ст. 4 Устава Челябинской области, ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан.
Исполнительным и распорядительным органом местного самоуправления согласно ст. ст. 24, 36 Устава г. Челябинска является администрация г. Челябинска.
Оценив представленные доказательства, учитывая, что по окончании пребывания в образовательном учреждении жилое помещение вне очереди на условиях социального найма, не ниже установленных социальных норм, Антоновичу П.Н. не предоставлено, обязанность по предоставлению такого жилого помещения лежит на администрации г. Челябинска, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно решению Челябинской городской Думы третьего созыва от 25 октября 2005 г. № 7/9 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г.Челябинска составляет 18 кв.м. общей площади на человека.
Таким образом, Антоновичу П.Н. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, соответствующее техническим и санитарным нормам, не менее 18 кв.м в границах г.Челябинска.
Доводы ответчика о том, что в предоставлении жилого помещения Антоновичу П.Н. не отказано, не свидетельствует о необоснованности исковых требований. Антонович П.Н. жилого помещения не имеет, должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди по окончании образовательного учреждения, не обеспечение его жилым помещением существенно нарушает право указанного гражданина на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Челябинска, действующего в интересах Антоновича П.Н., к администрации г. Челябинска удовлетворить.
Обязать администрацию г. Челябинска предоставить Антоновичу П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Челябинска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Чертовикова Н.Я.