Дело № 2-1302/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2011 года г.Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Зайнетдиновой С.А.,
при секретаре Шапкиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой Л.В. к ОАО «Аэрофлот- Российские авиалинии» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Панова Л.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» о взыскании компенсации морального вреда в размере 60 000 руб.
В обосновании исковых требований указала, что 24 ноября 2010г. между ней и ответчиком был заключен договор воздушной перевозки пассажиров на рейс №, вылетающий по маршруту Москва (Шереметьево)- Челябинск (Баландино) 26.12.2010г. в 22-30 час. Договор воздушной перевозки был оплачен ею в сумме 5 199 руб. 50 коп. 26.12.2010г. рейс № из Москвы не вылетел по вине ответчика. Утренний рейс 27.12.2010г. до Челябинска пассажиров рейса № на борт не взял по причине загруженности рейса. Место на борту было предоставлено ей 30.12.2010г. на рейс, вылетающий до Челябинска в 06 час. 55 мин. Считает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, поскольку за время нахождения в аэропорту с 26.12.2010г. по 30.12.2010г. она вынуждена была спать на полу, не имела возможности соблюдать правила личной гигиены, не имела возможности нормально спать и питаться, находилась в состоянии стресса, плакала, переживала. Моральный вред оценивает в размере 60 000 руб.
Истец Панова Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, на удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что рейс был отменен в связи с плохими погодными условиями. Неблагоприятные погодные условия были в период с 26.12.2010 года по 29.10.2010 года. В этот период истице было выдано четыре талона на питание, гостиничным номером истица не обеспечивалась.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования, подлежащие частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что между Пановой Л.В. и ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» был заключен договор воздушной перевозки по маршруту Москва – Челябинск рейсом № 26.12.2010г., что подтверждается авиабилетом №.
26.12.2010г. ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» время вылета рейса № перенесло в связи с неблагоприятными метеоусловиями аэропорта Шереметьево, препятствующими вылету, а именно переохлажденный дождь и гололед, что подтверждено выпиской из Дневника погоды в аэропорте Шереметьево за период с 26.12.2010г. по 29.12.2010г., телеграммами, актами.
Панова Л.В. была доставлена в Челябинск рейсом № лишь 30.12.2010г.
Согласно ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
На основании ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый 1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.3 ст. 401 ГК РФ).
Согласно п. 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007г. № перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что задержка рейса № 26.12.2010г. до 30.12.2010г. произошла в связи с неблагоприятными метеоусловиями, препятствующими вылету.
Разрешая требования истца о взыскании морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (п. 92) перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и/или акустической информацией:
о времени отправления и прибытия воздушных судов;
о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;
о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;
о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;
о способе проезда до ближайшего населенного пункта между аэропортом и между аэропортами.
Согласно п. 99 вышеуказанных Правил при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
организация хранения багажа.
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Рассматривая заявленные требования, суд руководствуется положениями гражданского законодательства, регулирующего основания возмещения морального вреда.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается справкой, а также не оспаривается ответчиком, что в связи с задержкой рейса в период с 26.12.2010 года по 29.12.2010 года истице было выдано лишь четыре ваучера на горячие питание, гостиницей не предоставлялась (л.д.28).
Как следует из искового заявления истицы, что она была вынуждена видеть на полу, в течение длительного времени соблюдать правила личной гигиены, спать на голом полу.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик не оказал услуги предусмотренные п. 92, 99 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", в связи с чем суд признает доказанным факт нравственных страданий истицы и причинную связь между действиями ответчика и страданиями истца.
Доказательств, позволяющих установить иное, ответчиком представлено не было.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из требований ст. ст. 1100, 1101 ГК РФ, учитывая, что истице был причинен вред, повлекший нравственные страдания, в виде душевных волнений и негативных переживаний, чувства неопределенности и дискомфорта.
С учетом указанных обстоятельств, а также требований разумности и справедливости суд полагает подлежащей взысканию компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пановой Л.В. удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» в пользу Пановой Л.В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий Зайнетдинова С.А.