Решение по иску о признании права собственности



Дело № 2-1414/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 г.                                                                                    г. Челябинск

     Советский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи       Чертовиковой Н.Я.

при секретаре                              Якубовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Челябинска, действующего в интересах Дробот И.Л., к администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска о признании права собственности,

установил:

    Прокурор г. Челябинска, действующий в интересах Дробот И.Л., обратился с иском (с учетом уточнений л.д.161-163) к администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска о признании права муниципальной собственности на дом <адрес>; обязании Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска включить в реестр муниципальной собственности дом <адрес>; обязании администрацию г. Челябинска зарегистрировать право муниципальной собственности на дом <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав не недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование иска указано, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес> находилось на балансе ГП «<данные изъяты>» и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 1992 г. № 689 передано в государственную собственность Челябинской области. В силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности» указанное общежитие подлежит включению в муниципальную собственность. Однако, до настоящего времени указанное общежитие в муниципальную собственность не принято, находится на балансе ЗАО «Обувная фирма «Юничел», что лишает граждан, занимающих жилые помещения в данном общежитии, права на заключение договоров социального найма жилых помещений и приватизацию.

    Помощник прокурора города Челябинска Демина Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

    Истица Дробот И.Л. в судебном заседании иск поддержала.

    Представитель ответчика администрации г. Челябинска - Лукьянова М.П., действующая на основании доверенности (л.д. 143), представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска – Мискина О.А., действующая на основании доверенности (л.д.159), исковые требования признали.

Представитель третьего лица ЗАО «Обувная фирма «Юничел» - Копанов А.В., действующий на основании доверенности (л.д.49), возражал против удовлетворения исковых требований. Представил возражения на исковое заявление, в которых указано, что здание общежития изначально было построено для нужд Челябинского обувного объединения. Общежитие строилось с целью обеспечения временным жильем работников обувной фабрики в период их работы на предприятии. После приватизации Челябинского обувного объединения, правопреемником которого стало ЗАО «Обувная фирма «Юничел», статус общежития был сохранен, оно используется в соответствии с Жилищным Кодексом РФ для временного проживания работников обувной фабрики и имеет важное социальное значение для предприятия. Согласно ст.18 Закона РФ от 04 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке. В соответствии с договором от 30 сентября 1992 г. о досрочном выкупе арендованного имущества, объекты социально – бытового назначения, в том числе и спорное общежитие, были сохранены в хозяйственном ведении ЗАО «Обувная фирма «Юничел». Здание общежития содержится за счет средств ЗАО «Обувная фирма «Юничел». Нарушений прав жильцов на приватизацию не имеется, статус общежития сохранен, общежитие используется по назначению, что исключает приватизацию жилых помещений.

Представители третьих лиц Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 166-167).

Выслушав помощника прокурора г. Челябинска, истицу Дробот И.Л., представителей администрации г. Челябинска - Лукьянову М.П., Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска Мискину О.А., третьего лица ЗАО «Обувная фирма «Юничел» Копанова А.В., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

     Дробот И.Л. проживает в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 171), обратилась к прокурору с заявлением, в котором просила осуществлять защиту ее права на жилище.

Суд полагает, что прокурор в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе был, действуя в интересах гражданки Дробот И.Л., обратиться в суд с иском о признании муниципальной собственностью общежития, в котором проживает Дробот И.Л.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности» и приложения №3 к данному Постановлению жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе он находиться, относиться к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ № 2265 от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 г.

Судом установлено, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, в составе имущественного комплекса государственного предприятия «Челябинское промышленно-торговое обувное объединение» передано в государственную собственность Челябинской области в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 1992 г. № 689 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Челябинской области» (л.д. 191-197).

На основании договора от 30 сентября 1992 г. о досрочном выкупе арендованного имущества, заключенного между Челябинским областным комитетом по управлению государственным имуществом с одной стороны и Челябинским арендным промышленно-торговым обувным объединением (обувная фирма «Юничел»), <данные изъяты> с другой стороны, государственное имущество, а именно обувная фирма «Юничел», <данные изъяты> выкуплено трудовыми коллективами (л.д. 24-30).

При приватизации государственного имущества, взятого в аренду трудовым коллективом Челябинского арендного промышленно-торгового обувного объединения (обувной фирмы «Юничел»), общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, не включено в состав выкупаемого имущества (л.д. 36-40).

В соответствии п. 1.2. договора от 30 сентября 1992 г. о досрочном выкупе арендованного имущества, объекты социально – бытового назначения, не вошедшие в состав выкупаемого имущества, до их приватизации сохранены в хозяйственном ведении (л.д. 26-28). В настоящее время общежитие, расположенное по адресу: <адрес> находиться на бухгалтерском балансе ЗАО «Обувная фирма «Юничел» (л.д. 11,185).

По сообщению Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> в реестре государственной собственности Челябинской области отсутствует (л.д. 23,172).

Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в реестре муниципальной собственности данное общежитие так же отсутствует (л.д. 22,173).

Не значиться спорное общежитие и в реестре федерального имущества (л.д. 186).

В соответствии с решением Челябинской городской Думы № 55/8 от 23 мая 2000 г. «Об утверждении Положения о реестре муниципальной собственности» собственником реестра является муниципальное образование - город Челябинск. Держателем реестра является комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города (п.1.6).

Под ведением реестра понимается процедура сбора, регистрации и обработки информации об объектах муниципального имущества (п.2.1)

Основаниями для включения или исключения объектов из реестра, согласно п.2., являются: закон или иной правовой акт Российской Федерации; постановление Правительства Российской Федерации; решения или иные правовые акты органов государственной власти и управления Челябинской области и органов городского самоуправления Челябинска; решение судебных органов; договор гражданско-правового характера; приказ председателя комитета.

В соответствии с ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст.2 Федерального закона №122-ФЗ от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

          Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, в силу перечисленных нормативных правовых актов является муниципальной собственностью, в связи с чем исковые требования о признании права муниципальной собственности на указанное общежитие, включении данного здания в реестр муниципальной собственности и обязании администрацию г. Челябинска обратиться с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя третьего лица ЗАО «Обувная фирма «Юничел» Копанова А.В. о том, что право Дробот И.Л. на приватизацию жилого помещения не нарушено, основано на неверном толковании норм права.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 04 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в данном общежитии, должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Сохранение за жилыми помещениями, расположенными в спорном общежитии, в том числе комнатой в которой живет Дробот И.Л., статуса специализированных жилых помещений, является нарушением прав Дробот И.Л. на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.

Ссылка представителя третьего лица ЗАО «Обувная фирма «Юничел» Копанова А.В. на то, что здание общежития изначально было построено для нужд Челябинского обувного объединения, с целью обеспечения временным жильем работников обувной фабрики в период их работы на предприятии, в настоящее время используется для временного проживания работников обувной фабрики и имеет важное социальное значение для предприятия, содержится за счет средств ЗАО «Обувная фирма «Юничел», не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку перечисленные обстоятельства юридического значения для рассматриваемого дела не имеют.

     Несостоятельна ссылка представителя третьего лица ЗАО «Обувная фирма «Юничел» Копанова А.В. на ст.18 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и п. 1.2. договора от 30 сентября 1992 г. о досрочном выкупе арендованного имущества, согласно которым, спорное общежитие, по мнению представителя, находиться в хозяйственном ведении ЗАО «Обувная фирма «Юничел», поскольку собственником данного имущества – муниципальным образованием город Челябинск решение о передаче указанного имущества в хозяйственное ведение ЗАО «Обувная фирма «Юничел» не принималось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

           Исковые требования прокурора г. Челябинска, действующего в интересах Дробот И.Л., к администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска удовлетворить.

            Признать за муниципальным образованием г. Челябинск право муниципальной собственности на дом по <адрес>

    Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска включить в реестр муниципальной собственности дом <адрес>.

    Обязать администрацию г. Челябинска зарегистрировать право муниципальной собственности дом <адрес> в Управлении Росреестра по Челябинской области.

            Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Челябинска.

            Председательствующий                                              Чертовикова Н.Я.