Решение по иску о признании незаконным отказа в выделении государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат



        Дело №2-1509/11

                                                            РЕШЕНИЕ

                                          Именем Российской Федерации

        27 мая 2011 года Советский районный суд г.Челябинска в составе:

        председательствующего судьи Щеркиной Т.Р.,

        при секретаре                              Булавинцеве С.И.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рафикова Р.К. к Главному управлению МЧС России по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в выделении государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат,

                                                      УСТАНОВИЛ:

        Рафиков Р.К. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным решения оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в выделении государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат.

                В обоснование иска истец указал, что проходил службу в государственном учреждении <данные изъяты> Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области» с 16.10.1984г. по 17.11.2008г. в должности <данные изъяты>. Общая продолжительность службы в Государственной противопожарной службе составила 26 лет 02 месяца, из которых 20 лет 04 месяца службы на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета и 5 лет 10 месяцев службы на должностях, финансируемых за счет средств областного бюджета. Во время прохождения службы решением жилищно-бытовой комиссии от 10.04.1995 года <данные изъяты> Главного Управления федеральной противопожарной службы по Челябинской области он и его семья в составе трех человек были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и были поставлены с 10 апреля 1995 года в очередь на получение жилья за номером . При увольнении со службы жильем обеспечен не был и до настоящего времени проживает с семьей в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>, который по заключению от 18 ноября 2010 года Межведомственной комиссии Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области был признан ветхоаварийным жилым домом, не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, и непригодным для проживания. Постановлением Главы Верхнеуфалейского городского округа от 23.11.2010 года дом, в котором он проживает, признан непригодным для проживания (ветхоаврийным). По данным Верхнеуфалейского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ» процент износа данного жилого дома на конец 2009 года составлял 68%. После увольнения со службы он состоит в списках очередников Федерального ведомства на получение жилья. 20 сентября 2010 года он обратился с заявлением на имя начальника Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области ФИО1 о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Решением жилищной комиссии Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области от 28 октября 2010 года он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 10.04.1995 года. Комиссия решила ходатайствовать перед начальником Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о включении его в список на получение Государственного жилищного сертификата, как гражданина, уволенного со службы по достижению предельного возраста и состоящего после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений в Федеральном органе для отселения из ветхоаварийного жилья. Рассмотрев его заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», начальник Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области 08.02.2011г. направил ему письменный отказ за в выделении Государственного жилищного сертификата. Основанием для отказа в выделении мне Государственного жилищного сертификата послужило разъяснение Министерства регионального развития Российской Федерации в лице Государственного учреждения «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» от 19.11.2004г. по Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Согласно данному разъяснению для получения субсидии по государственному жилищному сертификату гражданину необходимо 10 лет служить на должностях, финансируемых из средств федерального бюджета и быть уволенным с этих должностей. Он же (истец) был уволен с должности государственной противопожарной службы, финансируемой из областного бюджета, хотя имеет продолжительность службы на должностях содержащихся за счет средств федерального бюджета более 20 лет. Считает, что вышеуказанное разъяснение является ничем иным, как дополнительным условием для предоставления гражданину государственного жилищного сертификата, которое не предусмотрено федеральным законодательством, и потому решение Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области об отказе в выдаче ему Государственного жилищного сертификата, основанное на данном разъяснении, является незаконным. На него, как на гражданина, уволенного со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющего продолжительность службы на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета более 20 лет, распространяются действия президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», он имеет право на участие в данной подпрограмме, так как относится к категории граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении предельного возраста пребывания на службе и имеющим общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет. Общая продолжительность его службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий составляет согласно выписке из архивного дела о прохождении службы в Государственной противопожарной службе с 16.10.1984г. по 17.11.2008г., включая периоды военной службы по призыву, 26 лет 02 месяца, из них на должностях за счет средств федерального бюджета 20 лет 04 месяца, за счет средств областного бюджета 5 лет 10 месяцев.

            Полагает, что относится к категории граждан, которые имеют право на получение государственного жилищного сертификата, и соответствует всем предъявляемым законом для этого условиям: является нуждающимся в получении жилого помещения, имеет общую суммарную продолжительность службы в Государственной противопожарной службе на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета более 20 лет и относится к категории граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством и Указом Президента Российской Федерации, подпадают под действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты». Так как он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет после 1 марта 1995 года, а именно 10 апреля 1995 года, считает, что ему должно быть предоставлено жилое помещение федерального жилищного фонда в соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ.

        В судебном заседании истец Рафиков Р.К. заявленные исковые требования поддержал, при этом пояснил, что с 16.10.1984г. по 17.11.2008г. проходил службу в <данные изъяты>. Стаж службы в противопожарной службе составил 24 года и 2 месяца, из их 20 лет 4 месяца на должностях финансировавшихся из федерального бюджета, 5 лет 10 месяцев из областного бюджета. 17.11.2008г. уволился с должности, которая финансировалась из средств областного бюджета. С 10.04.1995г. стоял в очереди на улучшение жилищных условий. Ранее проживал в служебной квартире. В 2002 году приобрел жилой дом по <адрес> площадью 26,6 кв.м, в котором проживает до настоящего времени, является собственником этого жилого дома. В 2010 году этот дом признан ветхо-аварийным. В доме зарегистрированы и проживают он (истец), его жена ФИО2, дочь ФИО3 На момент приобретения жилого дома он состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. При увольнении со службы жилье не предоставлялось. Он был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, который был направлен в Уральский региональный центр. ГУ МЧС РФ в письме от 08.02.2011г. отказало в выдаче ГЖС.

        Представитель истца Беспалов А.Г., допущенный к участию в деле на основании письменного ходатайства истца (л.д.65), в судебном заседании позицию доверителя поддержал.

        Представитель ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области Романчуков Е.А., действующий на основании доверенности от 24.02.2010г. (л.д.62), в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что единственным препятствием для выдачи истцу ГЖС является увольнение истца с должности, финансируемой из областного бюджета, истец состоит в списках очередности нуждающихся в жилых помещениях до настоящего времени, признан нуждающимся с 1995 года.

        Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области, исследовав все материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

        Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма помимо указанных в ч.2 данной статьи категорий граждан предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Таким категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

        Федеральный закон РФ №69-ФЗ от 29.06.2004г. «О пожарной безопасности» (с послед. изм. и доп.) не предусматривает порядка предоставления работникам федеральной противопожарной службы и членам их семей жилых помещений.

        Статьей 8 указанного Закона предусмотрено, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

        В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

        Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

        Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», которым были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Правила), определен Порядок предоставления жилищных сертификатов.

        Согласно п/п «а» п.5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

        В соответствии с п.6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).

        Судом установлено и следует из материалов дела, что истец проходил службу в период с 10.1984г. по 01.1989г. в должности <данные изъяты> по охране <данные изъяты>» (федеральный бюджет);

        с 01.1989г. по 03.1990г. - в должности <данные изъяты>

        с 03.1990г. по 06.1993г. - в должности <данные изъяты>

        с 06.1993г. по 10.1994г. - в должности <данные изъяты>

        с 10.1994г. по 10.1995г. - в должности <данные изъяты>

        с 10.1995г. по 07.2002г. - в должности <данные изъяты>

        с 07.2002г. по 05.2004г. - <данные изъяты>

        с 05.2004г. по 12.2004г. - <данные изъяты>

        с 12.2004г. до момента увольнения - <данные изъяты>

        В период с ноября 1977г. по ноябрь 1979г. истец проходил службу в Вооруженных силах СССР в в/ч

        Выслуга лет истца по состоянию на 17.11.2008г. составила в календарном исчислении 26 лет 2 месяца 6 дней, в том числе за счет средств федерального бюджета истец содержался 20 лет 04 месяца; за счет средств областного бюджета – 05 лет 10 месяцев (л.д.42).

        Приказом ГУ «<данные изъяты>» от 17.11.2008г. <данные изъяты> Рафиков Р.К. с 31.12.2009г. уволен по достижении предельного возраста (л.д.41,43,47).

        Установлено также, что Рафиков Р.К. с 1985г. по 1997г. проживал в служебной квартире в доме по <адрес>, совместно с ним проживали жена ФИО2, дочь ФИО3 (л.д.39). Истец в настоящее время проживает и зарегистрирован в <адрес> в г. В.Уфалей <адрес>. Вместе с ним в доме проживают и зарегистрированы его жена ФИО2, дочь ФИО3 (л.д.25). Истец является собственником этого жилого дома на основании договора купли-продажи от 21.06.2002г. (л.д.33,36). По состоянию на 11.01.2010г. износ дома (лит.А) составил 68%, (лит.А1) - 66% (л.д.29).

        Кроме того, судом установлено, что по заключению межведомственной комиссии от 18.11.2010г. жилой дом по <адрес> находится в ветхоаварийном состоянии и не пригоден для проживания (л.д.31). Постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа от 23.11.2010г. жилой дом по <адрес> признан ветхоаварийным и непригодным для постоянного проживания (л.д.30).

        Судом также установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «<данные изъяты>» от 10.04.1995г. Рафиков Р.К. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи из 3 человек (л.д.17).

        Установлено, что жилищная комиссия ГУ МЧС России по Челябинской области на заседании 28.10.2010г. приняла решение, оформленное протоколом от 28.10.2010г., о согласии с решением <данные изъяты> о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с 10.04.1995г., и ходатайстве перед начальником ГУ МЧС России по Челябинской области о включении Рафикова Р.К. в список на получение ГЖС как уволенного со службы по достижению предельного возраста и состоящего после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе для отселения из ветхоаварийного жилья (л.д.45,48-51).

        Кроме того, судом установлено, что Рафиков Р.К. обратился 20.09.2010г. с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по Челябинской области с заявлением включить его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2020годы» для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья по государственному жилищному сертификату (л.д.14). Письмом от 08.02.2011г. Главного управления МЧС России по Челябинской области Рафикову Р.Х. отказано во включении в состав участников подпрограммы на получение ГЖС, поскольку, несмотря на то, что к моменту увольнения истец имел выслугу 20 лет, но был уволен с должности из государственной противопожарной службы, финансируемой из областного бюджета (л.д.15).

        На момент разрешения спора истец состоит в списке сотрудников Главного управления МЧС России по Челябинской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.48-52).

        Данные обстоятельства помимо указанных выше письменных доказательств подтверждаются объяснениями сторон в судебном заседании и никем не оспариваются.

        Указом Президента РФ от 28.06.1999г. №825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов ГПС ЧЧС РФ, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

        Пунктом 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

        Из содержания выписки из личного дела о прохождении службы Рафикова Р.К. в ГПС, следует, что выслуга лет истца по состоянию на 17.11.2008г., включая периоды военной службы по призыву, составила в календарном исчислении 26 лет 2 месяца 6 дней, из них за счет средств федерального бюджета - 20 лет 4 месяца, за счет средств областного бюджета – 5 лет 10 месяцев (л.д.42).

        Поскольку истец Рафиков Р.К. уволен со службы ГПС МЧС РФ по достижении им предельного возраста пребывания на службе, его суммарная продолжительность службы в ГПС МЧС РФ на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета составила 20 лет 4 месяца, то есть более 10 лет, истец после увольнения состоит в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти, то в силу п/п «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов суд приходит к выводу о том, что истец вправе участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с чем, решение Главного управления МЧС России по Челябинской области, оформленное письмом от 08.02.2011г. , об отказе истцу в выделении ГЖС противоречит вышеприведенным нормам и нарушает права истца и членов его семьи на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

        В силу ст.258 ГПК РФ суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд полагает, что допущенное нарушение прав и свобод истца не будет устранено путем возложения на Главное управление МЧС России по Челябинской области обязанности по выдаче ГЖС, поскольку порядок предоставления жилищных сертификатов определен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», которым были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Правила), данный порядок распространяется и на федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства РФ 17.12.2010г. №1050 (п.1 Постановления Правительства от 17.12.2010г. №1050).

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, участие в подпрограмме носит заявительный характер, граждане, указанные в п.5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее подразделения) или органы местного самоуправления, в которых он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, к которому прилагает необходимые документы. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 вышеназванных Правил.

Федеральные органы исполнительной власти представляют до 01 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Таким образом, истцу для реализации права на получение ГЖС необходимо соблюсти установленную законом процедуру обращения за получением ГЖС.

        Суд полагает, что допущенное нарушение прав и свобод истца будет устранено путем включения Рафикова Р.К. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».

        На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

        Признать незаконным решение Главного управления МЧС России по Челябинской области, оформленное письмом от 08.02.2011г., об отказе в выделении Государственного жилищного сертификата.

        Включить Рафикова Р.К. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».

        Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

        Председательствующий:                                           Т.Р. Щеркина