Решение по иску о признании права собственности на долю в праве на квартиру в порядке наследования



Дело 2-1505/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи    Щеркиной Т.Р.,

при секретаре:                  Булавинцеве С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торбан Н.А. к администрации города Челябинска о признании права собственности на долю в праве на квартиру в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Торбан Н.А. обратилась в суд с иском к администрации города Челябинска о признании права собственности на <данные изъяты> долю в праве на квартиру в доме по <адрес> в порядке наследования.

В обоснование иска истец указала, что является дочерью ФИО1, умершей 05.09.2009г. ФИО1 являлась родной сестрой ФИО2, умершего 09.02.2009г. После смерти ФИО2 осталось наследственное имущество в виде <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру в доме по <адрес>. Наследниками после его смерти являлись его сестра ФИО1 и брат ФИО3, который в установленном порядке наследство не принял. Решением Советского районного суда г.Челябинска от 02.07.2010г., вступившим в законную силу 02.07.2010г., в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Торбан Н.А., администрации Советского района г.Челябинска, Инспекции федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Челябинска, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области о восстановлении срока для принятия наследства после смерти ФИО2 было отказано. ФИО1 при жизни с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО2 к нотариусу не обратилась по состоянию здоровья, однако наследство приняла фактически, поскольку являлась собственником другой <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру в доме по <адрес>, была зарегистрирована и фактически в ней проживала, а также совместно с ней (истцом) несла бремя содержания квартиры. ФИО1 умерла 05.09.2009г. Она (истец) обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, было заведено наследственное дело за 2010 год. Но в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти матери, принявшей при жизни фактически наследство после смерти ФИО2, нотариусом было отказано, так как ФИО2 на момент смерти проживал и был зарегистрирован в доме – интернате для престарелых и инвалидов по адресу: <адрес>. Она (истец) является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру на основании договора от 28.10.1999г. безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан. При жизни ФИО1 после ее смерти и в настоящее время она зарегистрирована в указанной квартире, производит в квартире уборку, текущий ремонт, оплачивает коммунальные платежи, то есть фактически приняла <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру, принятую ФИО1 после смерти ее брата ФИО2 Ссылаясь на ст.ст.209,213,218,1142,1153 ГК РФ, истец просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Истица Торбан Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

       Представители ответчиков администрации города Челябинска, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили. Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по Челябинской области просил о рассмотрении дела без его участия (л.д.28-29).

Выслушав истца, исследовав все материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истица является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру в доме по <адрес> на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 28.10.1999г. Собственниками оставшихся других <данные изъяты> долей в праве собственности на указанную квартиру по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 28.10.1999г. являлись мать истца ФИО1 и дядя истца ФИО2 по <данные изъяты> доле в праве собственности каждый (л.д.5,6,10,18). Договор поставлен на учет в <данные изъяты> 29.11.1999г. (л.д.11). ФИО1 и ФИО2 являлись родными братом и сестрой (л.д.6,8,12-14,15-17). 09.02.2009г. умер ФИО2 (л.д.9). После его смерти наследственное дело не заводилось (л.д.12-14). Фактически наследство после смерти ФИО2 приняла ФИО1 но при жизни наследственных прав на это имущество она не оформила (л.д.12-14). 05.09.2009г. ФИО1 умерла (л.д.7). Установлено также, что после смерти ФИО1 04.02.2010г. заведено наследственное дело за 2010 год по заявлению истца. На момент смерти ФИО1 проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе с ней по данному адресу проживала и проживает в настоящее время истец Торбан Н.А. (л.д.31,32). Кроме того, установлено, что истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятия наследства после смерти ФИО2 по истечении установленного законом срока. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 ей было отказано (л.д.19).

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении Торбан Н.А. (л.д.5), свидетельством о рождении ФИО1 (л.д.6), свидетельством о смерти ФИО1 (л.д.7), свидетельством о рождении ФИО2 (л.д.8), свидетельством о смерти ФИО2 (л.д.9), справкой о заключении брака ФИО8 и ФИО1 (л.д.10), договором от 28.10.1999г. (л.д.11), справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» от 15.03.2010г. о собственниках квартиры в доме по <адрес> (л.д.18), справкой нотариуса от 18.02.2010г. (л.д.19), справкой ТСЖ «<данные изъяты>» от 28.12.2010г. (л.д.20), справками ТСЖ «<данные изъяты>» , от 02.03.2011г. о зарегистрированных в спорной квартире лицах (л.д.31,32).

Кроме того, эти обстоятельства подтверждаются вступившим 10.09.2010г. в законную силу решением Советского районного суда г.Челябинска от 02.07.2010г., и в силу ст.61 ГПК РФ не подлежат вновь доказыванию и оспариванию при рассмотрении данного дела, поскольку в деле участвуют те же лица (л.д.12-14,15-17).

В силу ст.130 ГК РФ квартира в доме по <адрес> является недвижимым имуществом. Право собственности на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином реестре учреждениями юстиции (ст.131 ГК РФ).

В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно Федеральному закону РФ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация права собственности на недвижимое имущество с сентября 1998 года производится Южноуральской регистрационной палатой, правопреемником которой является Управление Росреестра по Челябинской области. Такой регистрации права собственности на <данные изъяты> долю в праве на квартиру в доме по <адрес>, которую ФИО1. унаследовала после смерти брата ФИО2, при жизни не оформила, и такая возможность ею утрачена в связи со смертью. Отсутствие же в Едином государственном реестре прав записей о регистрации права собственности на <данные изъяты> долю в праве на квартиру в доме по <адрес> на имя наследодателя, фактически являвшегося при жизни собственником этого имущества, служит препятствием в оформлении наследственных прав для истца Торбан Н.А., которая является наследником первой очереди после смерти ФИО1.

Требование истца о признании за ней в порядке наследования права собственности на <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру в доме по <адрес>, которую фактически при жизни унаследовала ее мать ФИО1 после смерти своего брата ФИО2, но не оформила своих наследственных прав, подлежит удовлетворению на основании п.2 ст. 218 ГК РФ, поскольку истец является наследником первой очереди после смерти ФИО1 и приняла наследство.

В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав производится путем признания права.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд считает возможным признать право собственности на <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру в доме по <адрес> за истцом в порядке наследования.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

       РЕШИЛ:

Признать за Торбан Н.А. право собственности на <данные изъяты> долю в праве на квартиру в доме по <адрес> в порядке наследования.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:                                      Т.Р. Щеркина