Дело № 2-1484/2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2011 г. г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Захаровой О.В.
при секретаре Зажимаевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибановой Е.В. к администрации города Челябинска о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Грибанова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Челябинска, о возмещении ущерба, причиненного его автомобилю в результате падения дерева в размере 71227,05 руб.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что является собственником автомобиля «<данные изъяты>», г/н №. 07.09.2010 г. автомобиль находился на парковке вблизи домов № <адрес> ( № по <адрес>), № по <адрес>. В результате падения дерева, которое росло рядом с указанными домами, автомобилю истца «<данные изъяты>», г/н № причинены механические повреждения, согласно отчету ООО «<данные изъяты>» сумма восстановительного ремонта автомобиля составила 67160 руб., стоимость оплаты услуг оценщика -3500 руб., стоимость отправки телеграмм-567,05 руб.
В судебном заседании истец Грибанова Е.В. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, пояснив, что автомобиль на сегодняшний день восстановлен частично, в день произошедшего за управлением находилась её дочь ФИО1, которая только успела подъехать к парковке, и даже не смогла выйти из машины, так как произошло падение дерева.
Представитель ответчика администрации г.Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица ОАО «Жилкомсервис» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы, изложенные в представленном письменном отзыве о том, что земельные участки, на которых находятся многоквартирные дома № по <адрес> и № по <адрес>, не сформированы в соответствии со ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 г., и не перешли в общую долевую собственность собственников помещений в указанных многоквартирных домах, следовательно, данные земельные участки не являются оформленными в установленном законом порядке, то есть не подпадают под определение придомовой территории. Следовательно, деревья, расположенные в непосредственной близи многоквартирных домов, до формирования земельного участка находятся в муниципальной собственности. ООО «Жилкомсервис» является уполномоченной организацией на заключение от имени собственников договоров на обслуживание многоквартирных домов, а обслуживающей организацией является ООО «<данные изъяты>», в полномочия которого в соответствии с договорами на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов № по <адрес>, и № по <адрес>, обрезка деревьев и их содержание не входит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что Грибанова Е.В. является собственником автомобиля «<данные изъяты>», г/н № (л.д.6), который 07.09.2010 г. автомобиль истца находился на парковке вблизи с домом № по <адрес>. В результате падения ветки дерева, которое росло рядом с указанными домами, автомобилю «<данные изъяты>», г/н №, были причинены повреждения.
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями истца, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от10.09.2010 г., материалами проверки ОМ № 4 УВД по г. Челябинску по заявлению ФИО1, отчетом об определении стоимости ремонта транспортного средства.
Согласно отчету ООО «<данные изъяты>» № от 28.09.2010г. сумма восстановительного ремонта автомобиля составила 71277,05 руб., стоимость оплаты услуг оценщика -3500 руб., расходы на отправку телеграмм-567,05 руб. (л.д.10-26).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Свидетелем ФИО1, допрошенной в судебном заседании по ходатайству истца указано, что в вечернее время осенью 2010 г., она находилась за управлением автомобиля «<данные изъяты>», г/н №, принадлежащего её матери Грибановой Е.В., управляла по доверенности. Подъехав на парковку, которая расположена между домами № по <адрес> и № по <адрес>, собиралась выйти из автомобиля, но в этот момент услышала громкие звуки и поняла, что на машину что-то упало. Ветка, упавшая на автомобиль, имела длину 4-5 метров, в диаметре 10-15 см. В результате падения ветки на транспортное средство были повреждены задняя фара, помяты крыша и оба бампера, от разлетевшихся мелких сучков также возникли повреждения, которые все перечислены в акте осмотра. Считает, что падение произошло по причине того, что деревья вокруг дома старые, их содержанием никто не занимался.
Как следует из технических паспортов на жилые дома, между которыми находилось дерево, упавшая ветка которого причинила ущерб истцу, по <адрес> (<адрес>) земельный участок, на котором находится дом по площади соответствует площади застройки, то есть 454 кв.м, аналогичная ситуация и с земельным участком под домом № по <адрес>, площадью 342 кв.м, что позволяет сделать вывод, что деревья, растущие между данными домами не принадлежат собственникам многоквартирного дома, а являются муниципальным имуществом.
Ответчиком не представлено суду иных данных о причинах падения дерева, что позволяет сделать суду вывод о ненадлежащем его содержании и не проведении соответствующего комплекса работ по оценке состояния и ремонту зеленого насаждения.
На основании п.2.1 Инструкции по созданию и содержанию зеленых насаждений, являющейся приложением к Постановлению Главы города Челябинска от 02.12.2004 г. № 2200-п озелененные территории вместе с насаждениями, пешеходными и парковыми дорожками и площадками, малыми архитектурными формами и оборудованием, парковыми сооружениями выполняют природоохранные, средозащитные, рекреационные, средоформирующие и санитарно-защитные функции, являясь составной частью территории природного комплекса и зеленого фонда города.
Местоположение и границы озелененных территорий определяются генеральным планом развития города и градостроительным зонированием его территорий с учетом исторически сложившихся планировки и природных компонентов - рельефа, акваторий и зеленых насаждений (п.2.2 Инструкции).
Содержание озелененных территорий организаций и ведомств возлагаются на юридические и физические лица, в ведении которых находится данный объект. При этом категория содержания озелененной территории определяется органом управления зеленым фондом в зависимости от места расположения, функции и значимости объекта озеленения (п.2.6 Инструкции).
Согласно "Классификации работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов и других населенных пунктов РФ" (ГоскомЖКХ РФ, 1991 г.) при капитальном ремонте зеленых насаждений должны проводиться следующие работы - валка сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней; подготовка посадочных мест с заменой растительного грунта и внесением органических и минеральных удобрений, посадка деревьев и кустарников, устройство новых цветников; устройство газонов с подсыпкой растительной земли и посевом газонных трав (п.п.1 п.2.11 Инструкции).
Содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка передвижных малых форм в летнее и зимнее время. Содержание зеленых насаждений включает - 1) текущий ремонт; 2) работы по уходу за деревьями и кустарникам, цветниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов неморозостойких пород, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, вырубка сухих и аварийных деревьев и др. (п.п.1,2 п.2.12 Инструкции).
Согласно ответу Комитета по Управлению имущество и земельным отношениям г. Челябинска, заявление на формирование границ земельных участков под многоквартирными жилыми домами № и № по <адрес> в Комитет не поступали, соответственно, границы земельных участков не сформированы.
В соответствии с п.7 Правил охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске (утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. № 27/2) зеленые насаждения – деревья, кустарники, расположенные на муниципальных землях, в соответствии с гражданским законодательствам являются недвижимым имуществом и находятся в собственности муниципального образования. Земли общего пользования, занятые зелеными насаждениями, находятся в муниципальной собственности.
При передаче во временное пользование, аренду озелененных территорий общего пользования должно обеспечиваться сохранение зеленых насаждений. К пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений, оформляемые договором на содержание зеленых насаждений. Собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий принимают на себя обязательства по охране и содержанию зеленых насаждений. Закрепление зеленых насаждений за гражданами и юридическими лицами производится органом управления зеленым фондом и оформляется охранным свидетельством.
Согласно п.26 ст.9 Устава города Челябинска (утвержденного Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 27.02.2007 г. № 19/23) к вопросам местного значения города Челябинска в том числе относится организация благоустройства и озеленения территории города Челябинска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Челябинска.
Администрация города Челябинска обладает правами юридического лица (п.3 ст.36 Устава). Администрация города осуществляет полномочия собственника муниципального имущества в порядке, установленном решением городской думы, контроль владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом; осуществляет муниципальный земельный контроль использования земель города, ведет кадастр землеустроительной и градостроительной документации; осуществляет планирование и реализацию мероприятий по охране окружающей среды на территории города; организует благоустройство и озеленение территории города, использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; (п.6, 19, 20, 25 ст.36 Устава).
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств об ином балансодержателе территории, на которой располагалось упавшее на автомобиль истца, дерево, и не являющейся муниципальными землями, администрацией г. Челябинска, которая осуществляет муниципальный земельный контроль использования земель города, ведет кадастр землеустроительной и градостроительной документации и должна располагать указанными данными, суду не предоставлено.
Таким образом, обязанность по возмещению убытков лежит в полном объеме на ответчике администрации г.Челябинска как на собственнике объекта озеленения (дерева).
Согласно п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п.2 ст.15 ГК РФ размер убытков в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления события. При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Указанное обстоятельство позволяет потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны.
При указанных обстоятельствах с ответчика в пользу истца полежит взысканию в счет возмещения ущерба стоимость восстановительного ремонта автомобиля «<данные изъяты>», г/н № в размере 67160 руб., стоимость услуг по оценке- 3500 руб., расходы на отправку утелграмм-567, 05 руб., всего 71227,05 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2336,82 руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 194-198, 233-235 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Грибановой Е.В. к администрации города Челябинска о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с администрации города Челябинска в пользу Грибановой Е.В. в счет возмещения ущерба в размере 71227,05 руб., компенсацию судебных расходов в сумме 2336,81 руб., всего 73563 рубля 86 копеек за счет казны муниципального образования.
Ответчик, который не присутствовал в судебном заседании, вправе подать в Советский районный суд г. Челябинска, вынесший заочное решение, заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в его удовлетворении.
Председательствующий: п/п О.В. Захарова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>