Решение по иску о признании недействительным предупреждения органа государственной власти



Дело № 2-3150/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 г.                                                           г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи           Захаровой О.В.

при секретаре                                         Зажимаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства СОК «Виктория» о признании недействительным предупреждения органа государственной власти

У С Т А Н О В И Л :

           Некоммерческое партнерство СОК «Виктория» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предупреждения временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области от 16.06.2011 г. .

В обоснование заявленных требований заявителем указано, что 16.06.2011 г. на основании проведенной проверки Некоммерческого партнерства СОК «Виктория» временно исполняющим обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области вынесено предупреждение за , в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность в срок до 31.08.2011г. пройти процедуру преобразования в автономную некоммерческую организацию, либо в хозяйственное общество в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Считает, что указанное предупреждение вынесено необоснованно, нарушает права заявителя, создает препятствия в реализации его прав и законных интересов, в виду того, что при его вынесении не была принята во внимание деятельность партнерства, осуществляемая в соответствии с п.3.2 Устава, из которой следует содействие, которое оказывает партнерство своим членам в достижении этих целей.

В судебном заседании представитель заявителя Некоммерческое партнерство СОК «Виктория» - Капралов А.А. полностью поддержал заявленные требования, а также доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области – ФИО1 выразила несогласие с заявленными требованиями, в виду того, что обжалуемое предупреждение является законным, носит рекомендательный характер и не влечет для заявителя негативных последствий, следовательно, его права не нарушены.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление Некоммерческого партнерства СОК «Виктория» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области 14.08.2007г. внесена запись о некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство Стрелково-охотничий клуб «Виктория» в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.

         Согласно п.1.1. Устава Некоммерческого партнерства Стрелково-охотничий клуб «Виктория», утвержденного протоколом внеочередного собрания членов Некоммерческого партнерства «Спортивный клуб «Стрелковый стенд» от 29.10.2007г., установлено, что Некоммерческое партнерство Стрелково-охотничий клуб «Виктория», является основанной на членстве некоммерческой организацией, утвержденной гражданами для содействия её членам в осуществлении деятельности по развитию физической культуры и спорта.

           В разделе 3 Устава приведены цели деятельности спортивного клуба – организация и развитие стрелково-стендовой стрельбы (спортинга) как вида спорта, альтернативного охоте, содействие гармоничному физическому развитию членов спортивного клуба и популяризация стрелково-стендовой и спортивно-охотничьей стрельбы среди населения России. Для достижения цели своей деятельности спортивный клуб осуществляет эксплуатацию стрелково-стендового комплекса с использованием стрелкового оружия, организацию стрелково-стендовой и спортивно-охотничьей стрельбы, приобретение, хранение и транспортирование стрелкового оружия и патронов к нему для осуществления уставных целей, организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий и соревнований, деятельность по оказанию спортивно-сервисных услуг для профессиональных спортсменов и любителей спорта, хозяйственную деятельность по содержанию, ремонту и обслуживанию, эксплуатации спортивных сооружений, оборудования, инвентаря, строительству, реконструкции и техническому оснащению сооружений спортивно-стрелкового и оздоровительного назначения, иную деятельность, не запрещенную законодательством и соответствующую уставным целям спортивного клуба.

Согласно акту проверки от 06.06.2011г., составленному по результатам проведенной Управлением Министерства юстиции РФ по Челябинской области плановой документарной проверки Некоммерческого партнерства СОК «Виктория» на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительным документам и законодательству РФ, заявителю было рекомендовано пройти процедуру преобразования в автономную организацию, либо хозяйственное общество в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Плановой проверкой Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области выявлено, что цели создания организации, изложенные в п.3.1 Устава Некоммерческого партнерства СОК «Виктория», а также деятельность, осуществляемая организацией, согласно представленным документам, не соответствует определению такой организационно-правовой формы как некоммерческое партнерство. В связи с выявленными в деятельности организации нарушениями законодательства РФ, в адрес организации вынесено предупреждение о недопустимости нарушения требованиям действующего законодательства РФ.

Как пояснено, представителем заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области в судебном заседании оспариваемое предупреждение информирует о выявленных нарушениях, которые НП СОК «Виктория» не должно допускать и носит рекомендательный характер, не влечет для заявителя негативных последствий, и нарушение его прав.

В соответствии с предупреждением от 16.06.2011 г., цели создания организации, изложенные в п.3.1 Устава (организация и развитие стрелково -стендовой стрельбы и спортивно - охотничьей стрельбы (спортинга) как вида спорта, альтернативной охоте, популяризации стрелково-стендовой стрельбы среди населения России), а также виды деятельности, отраженные в п.3.2 предполагают оказание услуг не только членам организации, то есть деятельность, осуществляемая организацией согласно представленным документам, не соответствует определению такой организационно-правовой формы как некоммерческое партнерство. Некоммерческому партнерству СОК «Виктория» рекомендовано пройти процедуру преобразования в автономную некоммерческую организацию, либо в хозяйственное общество в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Содержание п.3.2 Устава НП СОК «Виктория», приведенное заявителем в своем письменном заявлении в суд, которое не противоречит закону, не соответствует действительному содержанию пункта 3.2 действующей редакции Устава некоммерческого партнерства. Противоречивость изложенной позиции заявителем в ходе рассмотрения дела не устранена.

В силу п.2 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Пунктом 1 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ установлено, что некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п.2 ст.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

           По общему правилу, содержащемуся в п.1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

С этим связано положение п.5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, в соответствии с которым уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ.

Таким образом, содержание учредительных документов некоммерческой организации должно позволять точно определить цели ее деятельности, без чего невозможно дальнейшее осуществление контроля за этой деятельностью в пределах, указанных в законе.

Кроме того, каждую из организационно-правовых форм, предусмотренных законом для некоммерческих организаций, отличают присущие только данной форме специфические особенности, к числу которых также в первую очередь относится цель создания и деятельности организации, определяющая, таким образом, выбор организационно-правовой формы.

Согласно п.3 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч.4.1, п.5 ч.5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Как следует из содержания предупреждения от 16.06.2011г., вынесенного временно исполняющим обязанности начальника Управлением Министерства юстиции по Челябинской области, заявителю по итогам проверки рекомендовано пройти процедуру преобразования в автономную некоммерческую организацию, либо в хозяйственное общество в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Вынесенное государственным органом в адрес заявителя предупреждение содержит законное обоснование его вынесения, носит рекомендательный характер и не содержит указания на применение каких-либо санкций, следовательно, не влечет для заявителя негативных последствий. Организация вправе осуществлять деятельность и в избранной организационно-правовой форме после приведения данной деятельности и учредительных документов в соответствии с действующим законодательством РФ.

         В соответствии с п. 75 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных коммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, Управлением выбран способ реагирования не выявленные нарушения –вынесение предупреждения без указания о применении каких-либо санкций в случае его неисполнения.

        Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание от 16.06.2011г. не устанавливает для Некоммерческого партнерства СОК «Виктория» обязанности по преобразованию в иную организационно - правовую форму, а лишь носит рекомендательный характер.

При указанных обстоятельствах, судом не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области, в связи с чем, заявление Некоммерческого партнерства СОК «Виктория» является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 194-198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении заявления Некоммерческого партнерства СОК «Виктория» о признании недействительным предупреждения временно исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области от 16.06.2011 г. - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Челябинский областной суд, в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, через Советский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п                                                 О.В. Захарова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>