Дело № 2-1569/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2011 г. г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Чертовиковой Н.Я.
при секретаре Якубовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завьялова А.А. к администрации г. Челябинска, администрации Советского района г. Челябинска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Завьялов А.А. обратился в суд с иском администрации г.Челябинска, администрации Советского района г.Челябинска об обязании ответчиков заключить с ним договор социального найма жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что является участником боевых действий в Чечне в период с 1991 по 1996 гг, <данные изъяты>. Проживал и был зарегистрирован по месту жительства в квартире матери по адресу: <адрес>, однако совместное проживание с ним по причине <данные изъяты> невозможно, мать его выселила в 2009 году на основании решения суда. На основании ст. 14, 23.2 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на получение муниципального жилья как участник боевых действий. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 г. по причине заболевания нуждается в дополнительной жилой площади. Неоднократно обращался в администрацию г. Челябинска, администрацию Советского района г. Челябинска с заявлением о предоставлении жилья, но получал отказы. Ответчики обязаны предоставить ему жилье по социальному найму, в связи с чем обратился с настоящим иском.
Истец Завьялов А.А., его представитель Сорока В.Л., действующая на основании доверенности (л.д.99), в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Завьялов А.А. дополнил, что до 01 января 2005 г. не встал на учет для получения жилого помещения в порядке, установленном ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», так как не знал закон. С заявлением об обжаловании отказов администрации г. Челябинска, администрации Советского района г. Челябинска в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался.
Представитель ответчика администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 89).
Представитель ответчика администрации Советского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен (л.д.88). Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражение указано, что жилье по договору социального найма в силу ст. ст. 49, 51 Жилищного кодекса РФ предоставляется гражданам, которые являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения и признаны малоимущими в установленном порядке. Завьялов А.А. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> обеспечен жильем более установленной нормы. Не является Завьялов А.А. и малоимущим, поскольку исходя из представленных им документов среднемесячный доход за последние 12 месяцев на каждого члена семьи превышает установленную величину прожиточного минимума. Ссылки на закон «О ветеранах» так же необоснованны, поскольку в соответствии с указанным Законом меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны. Иные приравненные к ним категории граждан, в частности ветераны боевых действий, права на получение субсидии в порядке, установленном названным Законом, не имеют (л.д. 91-92).
Выслушав Завьялова А.А., его представителя Сорока В.Л., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 4 названного Закона к инвалидам боевых действий относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.
Согласно справке войсковых частей Завьялов А.А. в периоды с 21 марта 1995 г. по 20 мая 1995 г., с 03 мая 1996 г. по 12 августа 1996 г. выполнял специальные задачи в зоне военного конфликта на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа (л.д. 9, 34). Является <данные изъяты>, имеющим право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 45).
Статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки инвалидов войны, к которым, в том числе, отнесено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Из пояснений Завьялова А.А. следует, что на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. он не встал.
Учитывая приведенные правовые нормы, а так же то обстоятельство, что до 01 января 2005 г. истец Завьялов А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не встал, его доводы об обеспечении жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», не состоятельны.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ социальное жилье из муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Частью 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Челябинской области «О порядке определения размера дохода приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 25 августа 2005 г. № 400-ЗО, в соответствии с которым на орган местного самоуправления возложены обязанности по определению размера дохода приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для признания граждан малоимущими в целях принятия на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела администрацией Советского района г. Челябинска 09 марта 2011 г. Завьялову А.А. отказано в признании его малоимущим, поскольку среднемесячный доход каждого члена семьи за последнее 12 месяцев превышает установленную величину прожиточного минимума (л.д. 19). Указанное решение Завьяловым А.А. не обжаловано.
Согласно Решению Челябинской городской думы от 25 октября 2005 г. № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования» на территории г. Челябинска установлена учетная норма площади в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека. Нуждающимися в жилье признаются как собственники, так и наниматели жилых помещений при условии обеспеченности их жилым помещением площадью менее учетной нормы.
Администрацией Советского района г. Челябинска 13 мая 2010 г. Завьялову А.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что он обеспечен жилым помещением площадью более учетной нормы (л.д. 20). Указанное решение Завьяловым А.А. так же не обжаловано.
В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований суд может только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая положения ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ суд полагает, что для предоставления жилого помещения требуется совокупность условий – признание в порядке, установленном жилищным законодательством гражданина малоимущим и нуждающимся в представлении жилого помещения. Поскольку ни малоимущим, ни нуждающимся Завьялов А.А. в установленном порядке не признан, требований о признании его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не заявляет, оснований для вынесения решения об обязывании орган местного самоуправления предоставить Завьялову А.А. жилое помещение по договору социального найма не имеется.
То обстоятельство, что истец Завьялов А.А. <данные изъяты>, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (л.д. 4-8), не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку постановка на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма носит заявительный характер, тогда как Завьялов А.А. пояснил в судебном заседании, что с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в связи с <данные изъяты> не обращался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Завьялова А.А. к администрации г. Челябинска, администрации Советского района г. Челябинска об обязании ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий: Чертовикова Н.Я.