Дело № 2- 415/2011 Именем Российской Федерации 25 апреля 2011 года г. Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Захаровой О.В. при секретаре Зажимаевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Челябинск» о понуждении к исполнению обязательства в натуре, У С Т А Н О В И Л : Челябинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к ответчику администрация муниципального образования «город Челябинск» о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ и обязании произвести перенос свалки твердых бытовых отходов на расстоянии 15 км от контрольной точки аэродрома Челябинск (вне полос воздушных подходов) либо не менее 30 км ( в полосах воздушных подходов). В обоснование иска указано, что Челябинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов. В ходе проверки установлено, что на участке площадью 85га, находящемся в границах улиц <адрес>, размещается городская свалка твердых бытовых отходов. Данный участок согласно постановлению Главы г.Челябинска № от 06.10.2003г. «Об организации учета образования, переработки и размещения отходов потребления на территории города Челябинска предоставлен МУП «Гор. Экоцентр» для организации работ, связанных с размещением (хранением) отходов на территории, занятой под городскую свалку, которая является единственным объектом размещения твердых бытовых отходов в г.Челябинске. Данная свалка твердых бытовых отходов находится на расстоянии 10,49 км. от контрольной точки аэродрома г.Челябинска. На свалке осуществляется складирование твердых бытовых отходов 1-4 класса опасности, в том числе, бытовой мусор в виде пищевых отходов кухонь и организации общественного питания, общий процент которых в составе твердых бытовых отходов составляет 35-45% от общего количества. Согласно данным эколого-орнитологического обследования аэропорта г.Челябинска, за период обследования на территории аэродрома зарегистрировано 77 видов птиц. Обследованием установлено, что большое количество чаек концентрируется на городской свалке, расположенной около 10 км. юго-восточнее аэропорта. Из заключения по результатам натурного обследования свалки от 04.10.2010 г., проведенного Управлением Росприроднадзора по Челябинской области с участием Челябинского транспортного прокурора установлено, что на свалке складируются отходы в том числе пищевые, в связи с чем на обследуемом объекте концентрируется огромное количество птиц. Считает, что перелеты птиц, происходящие на территории аэродрома г.Челябинска в районах взлета и посадки воздушных судов, создают сложную орнитологическую обстановку, которая создает реальную угрозу безопасности полетов и может повлечь катастрофу воздушного судна на взлетно-посадочных режимах с массовой гибелью людей, включая пассажиров и работников аэропорта г.Челябинска, являющихся неопределенным кругом лиц. В последующем заявленные требований уточнены, в соответствии с которыми истец просит обязать ответчика в срок до 01.01.2012г. произвести перенос свалки твердых бытовых отходов, в соответствии с требованиями ст. 58, 59 Федеральных правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. №, на расстояние не мене 15 км. от контрольной точки аэродрома Челябинск (вне полос воздушных подходов) либо не менее 30 км (в полосах воздушных подходов), произведя рекультивацию земель в месте сегодняшнего нахождения свалки в срок до 1 января 2012 года. В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора полностью поддержала уточненные требования, основания и доводы, изложенные в поданном заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Челябинск», действующий в рамках своих полномочий, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что перенос свалки не входит в вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, которые отнесены к вопросам местного значения городского округа. Представитель третьего лица МУП «Гор.ЭкоЦентр» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию ответчика, размещение бытовых отходов на свалке осуществляется МУП «Гор.ЭкоЦентр» на основании Постановления Главы Города Челябинска. Представители третьих лиц Управления Росимущества по Челябинской области, Правительство Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания. Выслушав участников процесса, исследовав все материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно решению Советского районного суда г. Челябинска от 26.05.2008 г., вступившем в законную силу 29.07.2008 г. (л.д.163-170) на участке площадью 85 га, находящемся в границах улиц <адрес> размещается городская свалка твердых бытовых отходов, используемая для данных целей с 1949 г. Данный участок согласно Постановлению Главы Города Челябинска № от 06.10.2003 г. «Об организации учета образования, переработки и размещения отходов потребления на территории Челябинска» (л.д.46-48) предоставлен МУП «Гор.ЭкоЦентр» для организации работ, связанных с размещение (хранением) отходов на территории, занятой под городскую свалку, которая является единственным объектом размещения твердых бытовых отходов в г.Челябинске. Согласно данным эколого-орнитологического обследования аэропорта г.Челябинска («Баландино») от 2007г., составленном заведующим лабораторией структуры и динамики наземных сообществ Ильменского заповедника УрО РАН, кандидатом биологических наук ФИО4, старшим научным сотрудником Челябинского государственного университета старшим научным сотрудником ФИО2, за период обследования на территории аэропорта зарегистрировано 77 видов птиц, большое количество чаек концентрируется на городской свалке, расположенной около 10 км. юго-восточнее аэропорта. Из заключения по результатам натурного обследования свалки от 04.10.2010 г., проведенного управлением Росприроднадзора по Челябинской области с участием Челябинского транспортного прокурора установлено, что на свалке складируются отходы, в том числе пищевые, в связи с чем на обследуемом объекте концентрируется огромное количество птиц (л.д.38-39), которые создают угрозу безопасности полетов воздушных судом. Прокуратурой представлен снимок со спутника на котором выведено соединение (контрольной точки) аэродрома г. Челябинска (Баландино) и центром свалки, расстояние по прямой линии составило 10.2 км с заданными координатами поиска по карте – долгота 61.434991 в.д., широта 55.223305 с.ш. Указанное измерение и его метод оспорен ответчиком ввиду несовпадения координат контрольной точки аэродрома, представленной Челябинским центром организации воздушного движения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиала «Аэронавигация Урала». Так, контрольная точка аэродрома (КТА) – точка определяющая географическое местоположение аэродрома. КТА располагается, как правило, вблизи геометрического центра аэродрома (при одной взлетно-посадочной полосе-в центре ВПП). КТА аэродрома Челябинск (Баладино) расположено в центре ИВПП и имеет следующие географические координаты : с5518,35 в06130.21. Иных измерений, позволяющих проверить точность представленный расчетов прокурором в суд не представлено. Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституции, Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В силу п. 24 ст.16 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 58,59 Постановления Правительства РФ от 11.03.20101 г. № «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного транспорта Российской Федерации» для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении не менее 30 км, а вне полос воздушных подходов - не менее 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц. Как следует из отзыва ответчика полномочия по переносу или созданию объектов размещения твердых бытовых не относятся к вопросу местного значения, также указано не невозможность исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Из имеющихся доказательств невозможно установить наложение границ земельного участка, в границах которого находится свалка, с земельным участком, являющимся приаэродомной территорией, в границах которого запрещено размещение объектов выбросов отходов. Местоположение земельного участка площадью 85 га, расположенного в границах улиц <адрес>, невозможно определить, по причине отсутствия в натуре такого земельного участка как объекта недвижимости. Решение о предоставлении земельного участка, а также разрешения на размещение объектов выбросов отходов на земельном участка на расстоянии в пределах приаэродомной территории на удалении от полос воздушных подходов менее 30 км., а вне полос воздушных подходов менее 15 км от контрольной точки аэродрома не принималось и не выдавалось в отношении граждан и юридических лиц. Размещение отходов на территории городской свалки по ул. <адрес> производится МУП «ГорЭкоЦентр» в соответствии с имеющейся разрешительной документацией, в том числе на основании требования технологического регламента по эксплуатации городской свалки, которым установлены работы по уплотнению отходов с помощью специализированной техники и ежесуточная изоляция слоем грунта толщиной 25 см складируемых отходов, что исключает возможность негативного влияния деятельности свалки на орнитологическую обстановку в аэропорту г.Челябинска. Опрошенный ранее свидетель ФИО3 пояснил, что работает в должности начальника аэродромной службы ОАО «Челябинское авиапредприятие», на территории аэропорта обитает большое количество птиц, которые гнездятся на всей территории, что угрожает безопасности полетов самолета при взлете и посадки, так как птицы могут попасть в двигатель, что может привести к возникновению авиакатастрофы. В аэропорту принимаются меры для отслеживания и отпугивания птиц, ограничения кормовой базы. При заходе самолета на посадку работниками аэропорта осматривается взлетная полоса, затем дается разрешение на посадку. Конкретно не может указать, откуда на территорию аэропорта залетают птицы. Опрошенный ранее свидетель ФИО4 пояснил, что является страшим научным сотрудником Ильменского заповедника. Проводил орнитологическое обследование территории Челябинского аэропорта, обследовав территорию в радиусе 10 километров, однако, исследование не проводилось именно на территории свалки. Было посчитано конкретное количество птиц, прилетающих на взлетно-посадочную полосу аэродрома со стороны свалки. Указал на то, что перенос свалки на допустимое расстояние в соответствии с Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 г. №138 ФЗ «Об утверждении федеральный правил использования воздушного пространства» не решит вопрос безопасности полетов, т.к. птицы смогут преодолевать и более дальнее расстояние до аэропорта. В соответствии со п.3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Функции по организации работ, связанных с размещением (хранением_ отходов на территории, занятой под городскую свалку возложены на «МУП «ГорЭкоЦентр» с 01.01.2004 г. в соответствии с Постановлением Главы города Челябинска № от 06.10.2003 г. В соответствии с п. 25 ст. 9 Устава г.Челябинска ( в ред. от 13.05.2010 г.) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения г.Челябинска. Представителем ответчика указано на то, что ведутся соответствующие работы по организации надлежащего размещения образующихся на территории города отходов, а именно разработана Городская целевая программа по оздоровлению окружающей среды на 2007-2010 г.г., принимаются меры по строительству мусоросортировочного комплекса, обустройству отвечающего экологическим требованиям полигона на территории <адрес> и т.п. Сроки исполнения требований прокурора, а также способ путем рекультивации земельного участка, использующегося как свалка истцом не обоснованны. Доводы прокурора о нахождении свалки твердых бытовых отходов на расстоянии 10.49 км. от контрольной точки аэродрома г. Челябинска является несостоятельным, т.к. прокурором не представлено допустимых, достоверных и относимых доказательств в подтверждении данного довода. Доводы прокурора о необходимости переноса свалки твердых бытовых отходов в виду сложной орнитологической ситуации и создания реальной угрозы безопасности полетов не нашел своего подтверждения в судебном заседании, ввиду того, что истцом в нарушение ст.56,57 ГПК РФ не представлено в суд доказательств сложной орнитологической ситуации на момент рассмотрения дела. Представленный истцом отчет эколого-орнитологического обследования аэропорта г.Челябинска («Баландино») от 2007г. не является актуальным на момент рассмотрения дела, так как не содержит исследовательских данных о неизменности сложной орнитологической ситуации спустя более 3-х лет. Вывоз отходов с территории города – это одно из необходимых условий жизнедеятельности, что является общеизвестным. Размещение отходов на территории городской свалки производится МУП «ГорЭкоЦентр» в соответствии с действующим законодательством, на основании технологического регламента по эксплуатации городской свалки, которым установлены работы по уплотнению отходов с помощью специализированной техники и ежесуточной изоляции слоем грунта толщиной 25 см складируемых отходов, что исключает возможность негативного влияния деятельности свалки на орнитологическую обстановку аэропорта г.Челябинска. Между МУП «ГорЭкоЦентр» и ООО <данные изъяты> заключен договор № от 01.01.2009 г. на выполнение планировочных работ на территории под свалкой, в соответствии с которым ОО <данные изъяты> осуществляет ежесуточную работу с помощью специализированной техники по укладке, уплотнению отходов, формированию и уплотнению изоляционного слоя с толщиной грунта 0.25 м как по технологической площади, так и по площади сформированных отходов. Таким образом, судом установлено, что деятельность МУП «ГорЭкоЦентр» по размещению отходов на земельном участке площадью 85 га, расположенном в границах улиц <адрес> осуществляется на законных основаниях, с использованием разрешительной и нормативной документации. Возникновение свалки предшествовало строительству аэродрома Челябинска (Баландино) и доказательств влияния именно свалки на орнитологическую ситуацию, угрожающую безопасности полетов в районе аэродрома, прокурором не представлено и судом не установлено. Прокурором, пользующимся правами истца при обращении в суд с заявленными требованиями неверно избран способ защиты нарушенного права, предусмотренный ст.12 ГК РФ. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Челябинского транспортного прокурора. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Челябинск» об обязании произвести перенос свалки твердых бытовых отходов на расстояние не менее 15 км от контрольной точки аэродрома Челябинск (вне полос воздушных подходов) либо не менее 30 км (в полосах воздушных подходов) в срок до 1 января 2012 года - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней, через Советский районный суд г. Челябинска. Председательствующий: п/п О.В.Захарова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>а