приговор Бадашкеев Б.И.



ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

город Улан- Удэ 11 августа 2010 года

Судья Советского районного суда города Улан- Удэ РБ Бадашкеев Б.И.,

с участием государственных обвинителей - помощников прокурора Советского района города Улан-Удэ Бородиной А.С., Алиевой И.А.,

подсудимой Козыриной О.С.,

защитника - адвоката Жалсараева Б.Б., представившего удостоверение и ордер,

потерпевшего Х.,

при секретарях Михайловой Г.А., Абашеевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Козыриной О.С., ранее не судимой

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Козырина О.С. совершила покушение на убийство Х., не доведя свой преступный умысел до конца, по независящим от нее обстоятельствам, при следующих обстоятельствах.

Около 05 часов в апреле 2010 года у Козыриной О.С., находившейся в состоянии алкогольного опьянения в квартире, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений возник преступный умысел на убийство Х. Реализуя свои преступные намерения, Козырина О.С., используя нож в качестве орудия преступления, с целью убийства, нанесла им удар в область расположения жизненно-важных органов Х. - в грудную клетку спереди, причинив ему: торакоабдоминальное проникающее колото-резаное ранение грудной клетки слева с повреждением диафрагмы, сквозным ранением желудка, печени, забрюшинной гематомой, осложненное гемоперитонеумом, геморрагическим шоком 2 степени, расценивающееся как причинившее тяжкий вред здоровью, опасный для жизни.

Козырина О.С. не смогла довести свой преступный умысел до конца по не зависящим от нее обстоятельствам, в связи с тем, что она была застигнута во время совершения преступления другим лицом, и скрылась с места происшествия, после чего Х. была оказана медицинская помощь.

Подсудимая вину по предъявленному ей обвинению по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ признала частично, пояснив, что убивать Х. не хотела, и суду показала, что ночью в апреле 2010 года она, ее муж и ее сестра Г., и коллега мужа Х. распивали спиртные напитки у них на квартире. Под утро к ним присоединилась соседка Н. Когда пиво закончилось, Г. и Н. пошли в магазин за пивом, муж пошел вынести ведро с мусором. Она и Х. остались дома. Когда Х. подсел к ней и пытался поцеловать, на что она пояснила, что против этого, тогда Х. попытался обнять ее, на что она его оттолкнула, и он несильно ударил ее правой рукой по лицу. Она пыталась убежать, но Х. не давал, при этом ее не удерживал, тогда она, испугавшись, схватила нож и нанесла удар, спонтанно и не сильно, только чтобы наказать его, однако «нож вошел в его тело как в масло». Убивать Х. не хотела, но понимала, что наносит удар ножом в расположение жизненно важных органов - в область сердца. В момент, когда она вынула из тела Х. нож и бросила нож на пол, в квартиру вошел муж, далее она побежала к соседке, чтобы вызвать скорую. От удара Х. у нее на лице образовался небольшой синяк, но в медицинские или иные учреждения она не обращалась.

Несмотря на частичное признание вины в совершении преступления подсудимой, ее вина нашла свое полное подтверждение в исследованных в судебном заседании доказательствах.

Так, потерпевший Х. показал, что ночью, в апреле 2010 года распивал спиртные напитки в гостях у М. Кроме них была жена Козырина, и сестра Г. Совместно выпив две бутылки водки и две бутылки пива по 2,5 и 1,5 литра, он опьянел, в следствии чего, подробностей произошедшего не помнит.

В связи с этим, по ходатайству государственного обвинителя, в порядке ст. 281 УПК РФ, в части оглашены показания потерпевшего Х., данные на предварительном следствии, согласно которым в ночь в апреле 2010 года, находясь у гостях у М., у него с Козыриной произошла ссора, входе которой Козырина сказала, что ударит его, на что он ответил: «На, бей!». Она взяла в руку нож и нанесла удар клинком в грудь, от чего он потерял сознание. Считает, что Козырина чуть не убила его, так как нанесла удар ножом в область расположения сердца, но ему вовремя оказали медицинскую помощь. Кроме того, обнять ее он не пытался, ударов ей не наносил, сопротивление в момент удара не оказывал. Остальные подробности произошедшего не помнит вследствие нахождения в состоянии опьянения.

Оглашенные показания потерпевший Х. полностью подтвердил, пояснив, что простил подсудимую за содеянное, просил строго не наказывать.

Свидетель Г. показала, что ночью, в апреле 2010 года она, ее сестра Козырина О.С., муж сестры и коллега Х. распивали спиртные напитки у них на квартире. Под утро к ним присоединилась соседка Н. Когда пиво закончилось, она и Н. пошли в магазин за пивом, М. пошел вынести ведро с мусором, Козырина и Х. остались дома. По возвращении из магазина на лестнице встретили М., который бежал им навстречу и кричал: «Вызывайте скорую!». Войдя в квартиру обнаружили Х., сидящего в углу, при этом Козырина выбежала из квартиры, но вскоре вернулась и пояснила, что нечаянно порезала Х., когда он стал приставать к ней.

По ходатайству государственного обвинителя, с согласия сторон, в связи с существенными противоречиями, на основании ч. 3 ст. 281 УПК РФ были оглашены в части показания Г., данные ей в ходе предварительного следствия. Так, при допросе в качестве свидетеля Г. показала, что непосредственно сразу после произошедшего, когда Х. лежал на диване в квартире, и ему оказывали помощь, Козырина пояснила, что порезала его, о том, что Х. приставал к ней, Г. узнала гораздо позже со слов сестры.

Оглашенные показания Г. подтвердила, однако пояснила, что о данном факте следователь ее не спрашивал. Добавила, что на утро у сестры был небольшой синяк на лице.

Свидетель М. показал, что подсудимая Козырина О.С. - его супруга, а потерпевший Х. - коллега. В апреле около 10 часов вечера к нему в гости пришел Х., дома находились Козырина О.С. и Г. Стали выпивать спиртное. Под утро к ним присоединилась соседка Н.. Когда пиво закончилось, Г. и Н. пошли в магазин за пивом, он пошел вынести ведро с мусором. Когда он через пять минут вернулся, увидел, что на кухне в углу стоит жена - Козырина О.С., напротив нее Х., при этом Козырина вынула из тела Х. кухонный нож и выбежала из квартиры, бросив нож на пол. Х. сел за стол и сказал: «Все нормально! Я сам виноват!», у него из раны бежала кровь. Тогда он побежал к соседям, чтобы вызвать «скорую». Уже в «скорой» Козырина пояснила, что Х. приставал к ней, она его оттолкнула, а потом взяла нож. У Козыриной на лице была гематома.

Козырину О.С. может охарактеризовать только с положительной стороны, как спокойного человека, заботящегося о нем.

По ходатайству государственного обвинителя, с согласия сторон, в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ были оглашены показания свидетелей Н. и Ц., данные ими на предварительном следствии.

Свидетель Н., показывала, что в апреле 2010 года около 05 часов была в гостях у соседей Козыриной О.С., М. и Г., кроме хозяев был мужчина Х. После с Г. пошли в магазин за пивом, возвращаясь из магазина, на лестничной площадке встретили М., который побежал вызывать «скорую». Зайдя в квартиру, обнаружили Х. лежащего на диване. Г. стала оказывать ему медицинскую помощь, после приехала «скорая», и увезла Х. После узнала, что когда Х. и Козырина О.С. остались одни на кухне, Х. стал приставать к Козыриной, и она ударила его ножом в грудь.

Свидетель Ц.., показывал, что работает врачом-хирургом, в апреле 2010 года прооперирован Х. с проникающим колото-резанным ранением грудной клетки, с повреждением диафрагмы, печени и желудка, раневой канал проходил в непосредственной близости от сердца. Опасность для жизни имелась, так как повреждение было проникающим, с повреждением внутренних органов.

Кроме того, по ходатайству государственного обвинителя, в порядке ст. 285 УПК РФ, исследованы материалы уголовного дела, а именно:

- рапорт дежурного УВД по г. Улан-Удэ о поступлении сообщения от диспетчера «скорой помощи» о ножевом ранением в грудь у мужчины л.д. 14);

- рапорт дежурного УВД по г. Улан-Удэ о поступлении телефонного сообщения о доставлении в больницу Х. с диагнозом - проникающая колото-резанная рана грудной клетки л.д. 15);

- справка ГК БСМП о госпитализации в хирургическое отделение Х. с диагнозом - проникающая колото-резанная рана грудной клетки слева. л.д. 16);

- протокол осмотра места происшествия, из которого видно, что при осмотре кухни на полу и кухонном столе имеются пятна, похожие на кровь, в углу на полу обнаружен кухонный нож. К протоколу приложена схема и фототаблица л.д. 18-22);

- карта обслуживания вызова Станции скорой медицинской помощи, согласно которой при госпитализации Х. в БСМП с колото-резаной раной грудной клетки, ни сам пострадавший, ни его знакомые не поясняют обстоятельств травмы л.д. 24-25);

- протокол осмотра кухонного ножа, изъятого с места происшествия л.д. 26-27);

- заключение судебно-медицинского эксперта, согласно которому у Х. обнаружено торакоабдоминальное колото-резаное ранение грудной клетки слева с повреждением диафрагмы, сквозным ранением желудка, печени, забрюшинной гематомой, осложненное гемоперитонеумом, геморрагическим шоком 2 степени, расценивающееся как причинившее тяжкий вред здоровью, опасный для жизни.

Вышеуказанное повреждение причинено в результате воздействия колюще-режущего предмета л.д. 34-36);

- заключение экспертизы вещественных доказательств, согласно которой на ноже, изъятом на месте происшествия обнаружена кровь человека Ва группы, что не исключает ее происхождение от потерпевшего Х. л.д. 42-43).

Кроме того, судом исследованы характеризующие личность подсудимой материалы, а именно: паспорт со штампом о регистрации по месту жительства, и со штампом о регистрации брака, л.д.111-112); требования ИЦ МВД по РБ, из которых следует, что подсудимая ранее не судима, к уголовной и административной ответственности не привлекалась л.д. 113-115); запросы в РНД и РПНД, согласно ответам на которые подсудимая на диспансерном учете в указанных медицинских учреждениях не значится л.д. 116-119); справка-характеристика, в соответствии с которой по месту жительства подсудимая характеризуется положительно л.д. 120); свидетельство о заключении брака, л.д. 121).

Исследовав и оценив представленную совокупность доказательств, представленные стороной обвинения, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения уголовного дела и постановления в отношении подсудимой обвинительного приговора.

Суд в основу приговора полагает необходимым положить показания потерпевшего Х., свидетелей Н. и Ц., поскольку они не содержат противоречий, стабильны и устанавливают одни и те же фактические обстоятельства. Оснований не доверять показаниям вышеуказанных лиц у суда не имеется, между подсудимой, потерпевшим и указанными свидетелями неприязненных отношений не было, у последних отсутствуют основания для оговора Козыриной О.С..

Кроме того, суд считает необходимым в основу приговора положить показания подсудимой Козыриной О.С. и свидетелей М. и Г. в той части, в которой они согласуются с исследованными по делу доказательствами, в частности с показаниями потерпевшего, других свидетелей и материалами уголовного дела, исследованными в порядке ст. 285 УПК РФ.

К показаниям подсудимой Козыриной О.С., данным в судебном заседании, согласно которым она вину в совершении преступления признает частично, так как удар ножом наносила защищаясь, и убивать не хотела, суд относится критически и расценивает, как избранный способ защиты.

К показаниям свидетелей М. и Г., данным в судебном заседании, согласно которым Козырина О.С. сразу пояснила, что защищалась от Х., который ее ударил, и что у Козыриной О.С. был синяк на лице, суд относится критически, поскольку они ничем не подтверждены, и расценивает, как желание свидетелей помочь подсудимой избежать уголовной ответственности, и опровергнуты исследованными по делу доказательствами, в частности, показаниями потерпевшего, других свидетелей и материалами уголовного дела, исследованными в порядке ст. 285 УПК РФ.

Судом установлено, что у подсудимой в апреле 2010 года около 05 часов имелся умысел именно на совершение убийства потерпевшего Х., который она реализовала путем нанесения удара ножом в область расположения жизненно-важных органов человека - в грудную клетку. Об умысле подсудимой именно на совершение убийства свидетельствует и то, что ее действия были целенаправленными, осознанными и последовательными. В качестве орудия преступления Козырина О.С.. использовала предмет с высокой поражающей силой - нож большого размера. Кроме того, суд учитывает локализацию и механизм нанесения телесного повреждения, а также нанесение удара ножом в грудь потерпевшего, который не оказывал сопротивления. При этом действия подсудимой не были доведены до конца по независящим от нее обстоятельствам, поскольку были замечены свидетелем Козыриным А.А., и потерпевшему Х. своевременно оказана медицинская помощь.

Суд квалифицирует действия Козыриной О.С. по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ как покушение на убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, не доведенное до конца по независящим от данного лица обстоятельствам.

Решая вопрос о назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновной, ее материальное положение, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи, мнение потерпевшего.

В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает частичное признание вины на предварительном следствии и в суде, способствование раскрытию преступления путем дачи признательных показаний, положительные характеристики по месту жительства и от свидетелей, а также молодой возраст и отсутствие судимости.

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.

С учетом этих обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости назначения Козыриной О.С. наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Иное наказание санкцией уголовного закона не предусмотрено.

Вместе с тем, оценивая в совокупности следующие обстоятельства: Козырина О.С., по месту жительства характеризуется положительно, имеет ребенка, ранее к уголовной ответственности не привлекалась, подсудимая, как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании вину в совершении преступления признала частично, дала показания об обстоятельствах совершенного ей преступления, чем активно способствовала его раскрытию, мнение потерпевшего Х. строго не наказывать Козырину О.С., обстоятельства отягчающие вину подсудимой отсутствуют; суд считает их исключительными, и находит возможным применить в отношении Козыриной О.С. положения ст. 105 УК РФ.

При этом суд, с учетом всех изложенных выше обстоятельств, считает возможным не назначать Козыриной О.С. дополнительного наказания подсудимой в виде ограничения свободы.

Суд не находит и оснований для применения ст. 73 УК РФ.

При решении вопроса о виде исправительного учреждения, суд руководствуется правилами ст. 58 УК РФ.

Гражданский иск по делу не заявлен.

При решении вопроса о вещественных доказательствах суд руководствуется ст. 81 УПК РФ.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Козыриной необходимо оставить прежней до вступления приговора в законную силу.

В соответствии с п. 5 ст. 132 УПК РФ, подлежат взысканию в полном объеме с осужденной Козыриной О.С.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Козырину О.С. виновной в совершении преступления предусмотренного ст. 30 ч. 3 - ст. 64 УК РФ назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок 5 (пять) лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В соответствии со ст. 82 УК РФ, отсрочить Козыриной О.С. реальное отбывание наказания, в виде лишения свободы, до достижения ребенком осужденной четырнадцатилетнего возраста.

Возложить на Козырину О.С. следующие обязанности: встать на учет в специализированный орган, осуществляющий контроль за осужденными, по месту жительства, где ежемесячно проходить регистрацию и отчитываться о своем поведении.

Меру пресечения в отношении Козыриной О.С. - подписку о невыезде и надлежащем поведении по вступлении приговора в законную силу отменить.

Вещественные доказательства - кухонный нож уничтожить.

Взыскать с Козыриной О.С. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 6 265 (шесть тысяч двести шестьдесят пять) рублей 98 копеек.

Приговор может быть обжалован сторонами в кассационном порядке в Верховный суд республики Бурятия в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья Советского районного

суда г. Улан-Удэ Б.И. Бадашкеев