приговорименем российской федерации
Гор. Улан-Удэ 27 сентября 2010 года
Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Сенников Э.С.
С участием
Государственного обвинителя- помощника прокурора Советского района гор. Улан-Удэ Алиевой И.А.
Потерпевшего Помишина А.А.
Подсудимого Федотова А.А.
Защитника- адвоката Лебедева С.В., представившего удостоверение и ордер,
При секретаре Сультимовой И.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Федотова А.А. (личность установлена), судимого:
-16 октября 2009 года Иволгинским районным судом по ст.228ч.2 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев,
-30 июня 2010 года Советским районным судом гор. Улан-Удэ по ст.158ч.3п. «а», ст.158ч.3п. «а», по ст.161ч.2п. «в» УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. Отменено условное осуждение по приговору от 16.10.2009 г., по правилам ст.70 УК РФ назначено наказание в виде 3 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима,
Обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.321ч.2 УК РФ,
установил:23 июня 2010 года около 9 часов 30 минут в помещении комнаты обыска в здании Федерального бюджетного учреждения ИЗ 4\1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, расположенного по улице Р. гор. Улан-Удэ, младший инспектор дежурной службы рядовой внутренней службы П. осуществлял служебную деятельность по обеспечению режима содержания под стражей, а именно проводил перед отправкой за пределы следственного изолятора полный личный обыск обвиняемого в совершении преступлений и содержащегося под стражей Федотова А.А., т.е. выполнял требования:
-ст.34 Федерального Закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,
-ст.23-32 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 года№189.
Во время проведения данного обыска П. обнаружил в ладони Федотова А.А. запрещенный предмет- записку с текстом, потребовал у Федотова А.А. отдать записку и попытался ее изъять. Тогда здесь же и в этот же день около 9 час. 30 мин. Федотов А.А., реализуя умысел, направленный на противодействие данной законной деятельности П. препятствуя изъятию записки, ударил П. кулаком правой руки в лицо. Данными действиями Федотов А.А. причинил П.. физическую боль, отечность и гиперемию левой скуловой области, которые являются не опасными для жизни и здоровья.
Подсудимый Федотов А.А. вину в совершении преступления признал частично и показал, что 23 июня 2010 года около 9 часов сотрудники СИЗО вывели его из камеры. В этот день его должны были этапировать в суд на заседание. С собой из камеры он взял только жалобу, в которой не был указан адресат. Жалоба была написана им в присутствии З. и Н. на одном тетрадном листе в клетку, в ней содержались сведения о незаконных действиях сотрудников СИЗО при проведении обыска. Эту жалобу он взял из камеры, сложил в «трубку» и только ее нес в руке. Это видели З. и Н. Сотрудник СИЗО доставил его в помещение, где перед этапированием производится обыск арестованных. Бывший здесь инспектор П. взял из его рук жалобу, прочитал ее, а затем порвал. После этого П. стал наносить ему удары кулаками по телу- нижней задней части спины в области почек. В ответ на это он в целях самообороны ударил П. кулаком по лицу. После этого его этапировали в суд.
Потерпевший П.. показал, что он работает младшим инспектором дежурной смены ФБУ ИЗ 4\1. 23 июня 2010 года с 8 часов согласно приказу он в форменной одежде заступил на дежурство. Около 9 часов заместитель дежурного Ф. поручил ему проводить личный обыск осужденных. В 9 часов 30 мин. в комнату, где проводится обыск, сотрудник СИЗО завел Федотова. В это время в этой комнате также находился сотрудник СИЗО Б.. В связи с имеющейся информацией о том, что Федотов проносит записки от арестованных, было принято решение о проведении его полного обыска. Сотрудник СИЗО ушел, а он предложил Федотову снять верхнюю одежду. Федотов отдал свою куртку Б.. В это время он заметил, что Федотов в ладони прячет записку - небольшой сверток бумаги. Он потребовал у Федотова отдать эту записку, тот отказался, тогда он попытался сам достать из ладони Федотова записку. В ответ на это Федотов вырвал руку и ударил его кулаком правой руки в левую часть лица. Затем Федотов положил записку в рот и проглотил. Он и Б. после этого схватили Федотова за руки. В связи с тем, что нельзя было задерживать этапирование арестованных, Федотов сразу был передан сотрудникам конвойной службы в автомашину. Затем он обратился в медицинскую часть. Те телесные повреждения, которые были обнаружены врачом, образовались у него от удара Федотова. До этого у него повреждений не имелось. Жалобы у Федотова с собой до этапирования не было, арестованные с собой на судебные заседания носят документы, они никогда не изымаются, жалобы арестованными подаются через сотрудников СИЗО, дежурящих на этажах.
Свидетель Б. показал, что он работает младшим инспектором дежурной смены ФБУ ИЗ 4\1. 23 июня 2010 года с 8 часов он заступил на дежурство. Около 9 часов заместитель дежурного СИЗО поручил ему и П. проводить личный обыск осужденных. Он и П. были в форменной одежде. В 9 часов 30 мин. в комнату, где он и инспектор П. проводили обыск, сотрудник СИЗО завел арестованного Федотова. Последнего должны были этапировать в суд на заседание. П. предложил Федотову снять верхнюю одежду. Федотов отдал ему свою куртку. Он стал ее осматривать и услышал словесную перепалку между Федотовым и П.. Затем он увидел, что Федотов ударил П. кулаком в левую часть лица. Затем Федотов быстро положил в рот и проглотил записку (небольшой клочок бумаги), которая до этого была у него в руке. После этого, чтобы не задерживать этапирование, он и П. взяли Федотова за руки и передали сотрудникам конвойной службы. П. Федотова не избивал, ударов не наносил, жалоб либо каких-то листов бумаги у Федотова (кроме записки, которую тот проглотил) не было.
Свидетель Ф. показал, что он работает дежурным помощником начальника СИЗО. 23 июня 2010 года в 8 часов он заступил на дежурство. В это же время при прохождении медосмотра он видел, что на лице у П. отсутствовали повреждения. Утром во время дежурства он постоянно находился в помещении дежурной части. Около 10 часов ему заместитель доложил, что при проведении личного обыска арестованный Федотов ударил по лицу П.. Затем он встретился с П. На левой части лица П. он заместил покраснение и припухлость. Этих повреждений ранее у П. не было. П. ему пояснил, что он проводил личный обыск Федотова, последний прятал в ладони записку, а когда он попытался ее забрать, Федотов ударил его кулаком по лицу.
Свидетель Ж. показал, что он работает заместителем дежурного помощника начальника СИЗО. В 8 часов 23 июня 2010 года он заступил на дежурство. Около 9 часов он дал поручение инспекторам П. и Б. провести личный обыск лиц, которые будут этапироваться в судебные заседания, сказал, что по Федотову есть информация, что тот переносит записки. У П. телесных повреждений на лице не было. После этого П. и Б. прошли в комнату, где проводился обыск, а он находился в помещении расположенной рядом дежурной части. Около 9 час. 30 мин. он услышал щелчок из того помещения, где проводился обыск. Он зашел туда и увидел, что П. держится рукой за левую часть лица, а Б. схватил за руки арестованного Федотова. После этого Федотова передали сотрудникам конвойной службы. П. ему пояснил, что он проводил личный обыск арестованного Федотова перед отправкой на судебное заседание, заметил у того в ладони записку и стал отбирать, в ответ на это Федотов ударил его кулаком по лицу и проглотил записку. После этого П. ушел в медчасть.
Свидетель С. показала, что она проживает совместно с П.. 23 июня 2010 года в восьмом часу утра П. ушел на работу. Телесных повреждений у него на лице не было. Вечером П. пришел работы, у него на левой щеке был «синяк». П. сказал, что его ударил арестованный.
Свидетель Н. показал, что в июне 2010 года он содержался в одной камере следственного изолятора с Федотовым. В конце июня 2010 года Федотов написал на тетрадном листе жалобу о том, что сотрудники СИЗО незаконно отбирают у арестованных личные вещи и посуду. Что конкретно было в этой жалобе, ему не известно, Федотов писал ее без его участия. Выносил ли ее Федотов из камеры, он не знает. Утром Федотов вышел из камеры только с папкой, а вечером вернулся в камеру и сказал, что его избили сотрудники СИЗО. После этого Федотова перевели в другую камеру.
Свидетель З. показал, что в июне 2010 года он содержался в одной камере следственного изолятора с Федотовым. В конце июня 2010 года Федотов в его присутствии написал на тетрадном листе жалобу на действия сотрудников СИЗО, которые изъяли в их камере личные вещи и посуду арестованных. Жалобу Федотов написал на имя прокурора и в двух экземплярах (на 2 разных листах). Каждый из этих экземпляров на следующее утро Федотов сложил в «трубки», взял их, в другой руке Федотов держал несколько листов других своих записей, связанных с проведением судебного заседания. Так Федотова вывели из камеры. Больше в камеру Федотов не возвращался, вечером сотрудники СИЗО забрали из камеры вещи Федотова.
В порядке ст.281 УПК РФ оглашены показания свидетелей, допрошенных на предварительном следствии:
Свидетель Д. показала, что она работает врачом ФБУ ИЗ 4\1. 23 июня 2010 года около 11 часов в медчасть обратился инспектор П. Она осмотрела последнего. У П. на левой скуле были ярко выражены болезненность, отечность и гиперемия (т.е. покраснение). П. пояснил, что его ударил Федотов. л.д.99-102)
Свидетель В. показала, что она проживает в одной квартире с П. и С. Утром 23 июня 2010 года П. ушел на работу. На его лице телесных повреждений не было. Вечером она с П. не общалась. л.д.106-109)
Свидетель М.. показала, что со слов С. ей известно, что П. ударил арестованный. л.д.112-114)
Свидетель К. показал, что он работает заместителем начальника оперативного отдела СИЗО. 25 июня 2010 года у Федотова были изъяты две записки, в которых тот сообщал, что он ранее ударил сотрудника и проглотил записку. л.д.115-117)
В порядке ст.285 УПК РФ исследованы доказательства, полученные на предварительном следствии:
1)рапорт младшего инспектора дежурной службы рядового внутренней службы П. от 23 июня 2010 года, в котором указано, что 23.06.2010 года при проведении и личного обыска в комнате Федотов А.А. нанес ему один удар кулаком в левую скулу. л.д.8)
2)медицинская справка врача медицинской части СИЗО-1 Ж. от 23.06.2010 года, из которой следует, что при осмотре у П. в левой скуловой области обнаружены гиперемия, отечность и болезненность. л.д.14)
3)копия приказа и.о. начальника СИЗО-1 Д. от 25.09.2009 г. №435-лс, из которого следует, что П. назначен на должность младшего инспектора дежурной службы по контракту сроком на 3 года. л.д.31)
4)копия приказа и.о. начальника СИЗО-1 Д. от 18.12.2009 г. №588-лс, из которого следует, что П. присвоено специальное звание «рядовой внутренней службы». л.д.32)
5)копия приказа начальника СИЗО-1 Д. от 22.06.2010 г. №162, из которого следует, что П. с 8 час. до 20 час. 23.06.2010 года распределен на внутренний пост. №17. л.д.38-39)
6)протокол осмотра места происшествия от 2 августа 2010 года, из которого следует, что осмотрена комната обыска в помещении дежурной части ФБУ ИЗ 4\1 УФСИ России по РБ. Комната представляет помещение размером 2х4 м. Здесь имеются два стола, ящик, урна и металлоискатель. л.д.47-49)
7)заключение эксперта №2843-10 от 27.07.2010 года, из которого следует, что у П. имели место, согласно представленной справке, болезненность, отечность и гиперемия левой скуловой области. л.д.55)
8)копия личного дела Федотова А.А., из которой следует, что у Федотова 23.06.2010 г. в 15 час. 10 мин. были обнаружены ссадины на лопаточной области и плече, множественные раны левого предплечья (членовредительство). л.д.42-44)
9)протокол личного обыска от 23.06.2010 г., из которого следует, что у Федотова каких-либо предметов при досмотре не изымалось. Протокол подписан Федотовым, сотрудниками СИЗО П., Б. и Ж.. л.д.164)
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что вина Федотова А.А. в совершении преступления доказана. Суд квалифицирует действия Федотова А.А. по ст.321ч.2 УК РФ как применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, совершенное в отношении сотрудника места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности.
Показания, данные потерпевшим П. суд считает правдивыми и отражающими действительные обстоятельства преступления, совершенного Федотовым А.А. Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что показания потерпевшего объективно подтверждаются показаниями свидетелей Б. Ж. Ф., С. Данные показания свидетельствуют о том, что у П. до того, как он начал проводить личный обыск Федотова, телесные повреждения отсутствовали, а образовались они вследствие удара, нанесенного Федотовым. Показания потерпевшего и свидетелей согласуются другу с другом и являются непротиворечивыми, а также подтверждаются медицинской справкой и заключением медицинской экспертизы. У потерпевшего П. отсутствуют основания для оговора подсудимого. Ранее подсудимый и потерпевший знакомы не были, отношения не поддерживали.
При этом суд считает, что действия П. по личному обыску Федотова А.А. перед отправкой за пределы следственного изолятора носили правомерный характер и полностью соответствовали требованиям ст.34 Федерального Закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также ст.23-32 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 года№189.
Доводы подсудимого Федотова А.А. о том, что он из камеры 23.06.2010 года вынес жалобу, П.. незаконно препятствовал подаче жалобы на действия сотрудников УФСИН, нанес ему в связи с этим удары по телу, являются необоснованными. Данные доводы Федотова А.А. не подтверждаются доказательствами. Показания свидетелей защиты З. и Н. не согласуются, существенно противоречат как друг другу, так и показаниям подсудимого Федотова А.А. Доказательствами, исследованными в судебном заседании, показания этих свидетелей не подтверждаются. При таких обстоятельствах суд не считает их правдивыми. Кроме того, доводы подсудимого о том, что П. нанес ему множество ударов в нижнюю часть спины, опровергаются копией медицинской карты Федотова А.А., из которой следует, что в этой части тела какие-либо повреждения отсутствуют.
При назначении Федотову А.А. вида и размера наказания суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, его обстоятельства, данные как положительно, так и отрицательно характеризующие его личность, в также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого.
Суд в качестве смягчающего наказание Федотова А.А. обстоятельства учитывает частичное признание вины.
Отягчающих наказание обстоятельств не имеется.
Суд не усматривает в действиях Федотова А.А. признаков рецидива преступлений, К моменту совершения преступления, за которое он осуждается к наказанию по настоящему приговору, Федотов А.А. был осужден к условной мере наказания, которая в порядке, установленном ст.74ч.5 УК РФ, не отменялась.
С учетом изложенного, данных о личности подсудимого, суд считает, что Федотову А.А. необходимо назначить наказание в виде лишения свободы на определенный срок. Кроме того, суд принимает во внимание, что Федотов А.А. к моменту данного преступления был судим, преступление совершил в период испытательного срока, что отрицательно характеризует его личность и дает суду основания для вывода о том, что исправление Федотова А.А. и достижение целей наказания невозможно без реального лишения свободы.
Оснований для освобождения Федотова А.А. от уголовной ответственности и от наказания, оснований для применения правил ст.64 УК РФ суд не усматривает.
Гражданский иск по делу не заявлен, вещественных доказательств не имеется.
Суду представлено постановление об оплате труда защитника Нимаева Ю.В., в ходе предварительного следствия, в сумме 1790 рублей 28 коп. Кроме того, судом вынесено постановление об оплате услуг защитника Лебедева С.В. в ходе судебного разбирательства в сумме 895 руб. 14 коп. В соответствии с ч.2 ст.132 УПК РФ суд считает необходимым процессуальные издержки, связанные с оплатой участия защитника (на предварительном следствии и в ходе судебного заседания), в сумме 2685рублей 42 копейкивзыскать с подсудимогоФедотова А.А. Оснований для освобождения Федотова А.А. от взыскания процессуальных издержек не имеется.
Руководствуясь ст.307, 308, 309 УПК РФ,
приговорил:Признать Федотова А.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.321ч.2 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 1 (одного) года 6 месяцев лишения свободы.
На основании ст.69ч.5 УК РФ путем частичного сложения наказаний по настоящему приговору и приговору от 30 июня 2010 года окончательно назначить Федотову А.А. наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания Федотову А.А. исчислять с 27 сентября 2010 года.
Зачесть Федотову А.А. в срок отбытия наказания, назначенного настоящим приговором, срок наказания, отбытый по приговору суда от 30.06.2010 г.: с 25 апреля по 26 сентября 2010 года.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения в отношении Федотова А.А.- подписку о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу. По вступлению приговора в законную силу данную меру пресечения в отношении Федотова А.А. отменить. Взять Федотова А.А. под стражу в зале суда.
Взыскать с Федотова А.А. процессуальные издержки в доход федерального бюджета в размере 2685 рублей 42 копейки.
Приговор может быть обжалован в течение 10 суток со дня провозглашения в Верховный суд Республики Бурятия, а осужденнымФедотовым А.А. в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья Советского районного суда
гор. Улан-Удэ Сенников Э.С.