приговор
именем российской федерации
г. Улан-Удэ 21 декабря 2010 года
Судья Советского районного суда гор. Улан-Удэ Бадашкеев Б.И.
с участием государственных обвинителей - прокурора Советского района г. Улан-Удэ Доржиева А.А., заместителя прокурора Будаевой Ю.В., помощников прокурора Петушковой В.В. и Алиевой И.А.,
подсудимого Панова П.Н.
защитника - адвоката Гавриловой Р.С., представившей удостоверение № 097 и ордер № 1474,
при секретарях Михайловой Г.А., Абашеевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Панова П.Н., ранее судимого:
13 июля 2004 года Верховным судом Республики Бурятия по ст. 105 ч. 2 п. «ж» УК РФ к 8 годам лишения свободы в ИК общего режима. На основании постановления от 16 января 2009 года Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия освобожден условно-досрочно на 2 года 5 месяцев 6 дней.
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ,
установил:
02 марта 2010 года около 19 часов 05 минут Панов П.Н., находясь на веранде дома расположенного по адресу: ул. Судоремонтная, д. ХХ г. Улан-Удэ, в ходе ссоры, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, умышленно нанес Ф. не менее трех ударов в область головы, от чего табурет сломался. Продолжая свои преступные действия, направленные на причинение тяжкого вреда здоровью Ф., Панов П.Н. схватил деревянную ножку от сломавшейся табуретки и нанес Ф. не менее 10 ударов в область головы. После этого, Панов А.В. продолжая свои преступные действия, направленные на причинение тяжкого вреда здоровью нанес Ф. не менее 15 ударов кулаками в область лица, головы, груди, шеи и рук, тем самым причинив Ф. закрытую черепно-мозговую травму: кровоизлияния в кожные лоскуты головы, субдуральная гематома слева в височной области с переходом в среднюю черепную ямку объемом 30-35 мл., субарахноидальные кровоизлияния на конвекситальной поверхности левой лобной доли, на конвекситальной поверхности и с переходом на базальную поверхность левой височной доли и затылочной доли, на конвекситальной поверхности правой теменной доли на границе с медиальной поверхностью, на медиальной поверхности левой лобной доли, в желудочках мозга кровянистый ликвор в обычном количестве - причинена в результате совокупности воздействий твердого тупого предмета, расценивается как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Рвано-ушибленные раны головы причинены в результате не менее 7 воздействий твердого тупого предмета, разрывы слизистой рта причинены в результате не менее 2 воздействий твердого тупого предмета. Рвано-ушибленные раны головы и разрывы слизистой рта, расцениваются как причинившие легкий вред здоровью человека по признаку длительности расстройства здоровья менее 21 дня. Кровоподтеки и ссадины головы, кровоподтеки шеи, груди, верхних конечностей, кровоизлияния слизистой рта, причинены в результате воздействий твердого тупого предмета и расцениваются как не причинившие вред здоровью. После совершения преступления, Панов П.Н. самостоятельно прекратил свои преступные действия и с места преступления скрылся.
Подсудимый Панов П.Н. вину в предъявленном обвинении не признал и в судебном заседании показал, что 02 марта 2010 года зашел в дом по ул. Судоремонтная, ХХ, чтобы рассчитаться с М.Л. за проживание, там уже распивали спиртное М.Л., М.А. и Т., Р., С. и Ф., он присоединился. В ходе распития он напомнил Ф. о долге в 800 рублей, на что Ф. разозлился, стал агрессивным, однако вскоре уснул. Проснувшись около шести часов вечера, Ф. стал опять ссориться, схватил нож, при этом Ф. служил в ВМФ, сильнее и выше Панова. Испугавшись, Панов схватил табуретку и стал ей отмахиваться, при этом ударил табуреткой по голове Ф. Успокоившись, выпили пива. Но Ф. продолжил ссору и предложил выйти на веранду, где повалив на пол, два раза ударил головой об пол. Он же отбиваясь «хлестанул» Ф. головой об раму. Их разнял С.И., и он уехал домой к матери.
По ходатайству государственного обвинителя в порядке ст. 276 УПК РФ, в связи с существенными противоречиями, были оглашены показания Панова П.Н. в качестве подозреваемого и обвиняемого в ходе предварительного следствия.
Так на предварительном следствии Панов П.Н., допрошенный в качестве подозреваемого и обвиняемого, показал, что 02 марта 2010 года распивал спиртное в доме по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Судоремонтная, ХХ. Кроме него были М.Л., М.А., М.Т., С.И., Р. и Ф. В течение дня у него с Ф. сложились неприязненные отношения. Около 19 часов между ними снова возникла ссора, и он решил избить Ф. С целью избиения Ф., он предложил Ф. выйти на веранду, по пути взяв табуретку. На веранде он и Ф. стали драться, в ходе драки Ф. нанес ему 3 удара по голове руками, он же 3-4 раза деревянной табуреткой по голове, когда табуретка сломалась, схватил ножку от табуретки и нанес ножкой около 10 ударов по голове Ф. У Ф. потекла сильно кровь из головы. После этого он схватился с Ф., и стали бороться. В процессе борьбы упали на пол, где он нанес Ф. руками удары в область лица, головы, груди, шей и рук, в общей сложности не менее 15 ударов. После этого он успокоился, убивать Ф. не хотел, деревянную ножку от табуретки выбросил на улице. Всю драку видел С.И. На что, подсудимый Панов П.Н. пояснил, что настаивает на показаниях, данных в судебном заседании, подписался под неверными показания на предварительном следствии, так как на него оказывалось давление со стороны сотрудников милиции. Позже, выступая в судебных прениях, Панов П.Н. пояснил, что признает себя виновным в причинении тяжкого вреда Ф.
Свидетель С.И. в судебном заседании показал, что 02 марта 2010 года в доме М.А. распивали спиртное он, его жена – Р., Панов П., М.Т., М.А., М.Л., Ф. и П. Вечером между Пановым и Ф. произошла ссора, в ходе которой Панов и Ф. начали драться, при этом Панов нанес Ф. 2-3 удара табуретом по голове, от чего табурет сломался, С.И. стал разнимать дерущихся, тогда те вышли на веранду, где пробыли минут 10-20. Когда они вернулись, у Ф. лицо было в крови. Подробностей произошедшего не помнит.
По ходатайству государственного обвинителя в порядке ст. 281 УПК РФ, в связи с существенными противоречиями, были оглашены показания С.И. в качестве свидетеля в ходе предварительного следствия.
Так допрошенный в качестве свидетеля 03 марта 2010 года, 30 сентября 2010 года С.И. показывал, что около 19 часов 02 марта 2010 года между Ф. и Пановым началась ссора, в ходе которой они предложили друг другу выйти на веранду. В это время Панов схватил табуретку, выйдя с Ф. на веранду, нанес последнему 3-4 удара табуреткой по голове, от чего табуретка сломалась. Тогда Панов схватил деревянную ножку от этой табуретки, и нанес Ф. не менее 10 ударов этой ножкой по голове. У Ф. потекла кровь, они схватились и стали бороться, нанося друг другу удары кулаками. Панов нанес многочисленные удары Ф. по различным частям тела. После этого они успокоились, зашли домой, вместе выпили. Оглашенные показания свидетель С.И. подтвердил в полном объеме, кроме того пояснил, что в ходе ссоры ножа у Ф. в руках не видел.
Свидетель Р. в судебном заседании показала, что 02 марта 2010 года в доме М.А. распивали спиртное она, ее сожитель – С.И., Панов П., М.Т., М.А., М.Л., Ф. и П. Вечером между Пановым и Ф. произошла ссора, в ходе которой Панов и Ф. вышли на веранду. Подробностей произошедшего не помнит, поскольку была «выпившая».
По ходатайству государственного обвинителя в порядке ст. 281 УПК РФ, в связи с существенными противоречиями, были оглашены показания Р. в качестве свидетеля в ходе предварительного следствия.
Так допрошенная в качестве свидетеля 30 сентября 2010 года Р. показывала, что 02 марта 2010 года около 19-20 часов между Ф. и Пановым произошла ссора, в ходе ссоры они вышли на веранду, при этом Панов схватил деревянную табуретку. Она же осталась в доме, слышала грохот, какие-то удары, звон разбитого стекла, поняла, что Панов и Ф. дерутся, по ее мнению С.И. видел весь процесс драки. После этого все успокоились, Панов и Ф. зашли в дом, Ф. был весь в крови, из его головы текла кровь. Оглашенные показания свидетель Р. подтвердила в полном объеме.
Свидетель Д.Ж. в судебном заседании показал, что работает следователем в УВД по г. Улан-Удэ, уголовное дело по обвинению Панова П.Н. находилось в его производстве, при допросе в качестве подозреваемого и обвиняемого Панов П.Н. показания давал добровольно, без оказания на него какого-либо давления, замечания к протоколу не поступали, на состояние здоровья обвиняемый не жаловался.
По ходатайству государственного обвинителя в порядке ст. 281 УПК РФ с согласия сторон были оглашены показания неявившихся в судебное заседание представителя потерпевшего Ф.В. и свидетелей М.А. и М.Т. данные ими в ходе предварительного следствия.
Так, представитель потерпевшего Ф.В. показывал, что Ф. его сын, которого убили в марте 2010 года, убийцу осудили. Сына характеризует удовлетворительно, на учете не состоял, служил в ВМФ, не судим.
Свидетель М.Т. в ходе предварительного следствия показала, что 02 марта 2010 года в их доме по адресу: г. Улан-Удэ ул. Судоремонтная, ХХ, распивали спиртное она, ее сын М.А. с сожительницей М.Л., племянник С.И. с сожительницей Р. Кроме того, в течение дня к ним присоединились Панов, П. и Ф. В ходе распития между Пановым и Ф. произошла ссора, они стали друг друга нецензурно обзывать, в этот момент она уснула и драку между ними не видела. От С.И. узнала, что Панов нанес Ф. удары табуреткой. Свидетель М.А. в ходе предварительного следствия дал аналогичные показаниям свидетеля М.Т. показания
Кроме того, государственным обвинителем представлены и судом исследованы в порядке ст. 285 УПК РФ письменные доказательства, содержащимися в материалах уголовного дела.
Кроме того, государственным обвинителем представлены и судом исследованы в порядке ст. 285 УПК РФ письменные доказательства, содержащимися в материалах уголовного дела.
1. Рапорт об обнаружении признаков преступления, из которого следует, что в ходе расследования уголовного дела по ч. 1 ст. 105 УК РФ, установлено, что неустановленным лицом Ф. была причинена закрытая черепно-мозговая травма, причинившая тяжкий вред здоровью.
2. протокол осмотра места происшествия – жилого дома № ХХ по улице Судоремонтная г. Улан-Удэ, в ходе которого обнаружен труп Ф. с признаками насильственной смерти, в ходе осмотра изъяты 2 осколка стекла, ножка от табуретки, колун, нож, к протоколу приложена фототаблица
3. заключение эксперта № 456 от 03 марта 2010 года, согласно которого 1) смерть Ф. наступила от острой кровопотери, развившейся в результате проникающего колото-резанного ранения грудной клетки с повреждением сердца (…) 2) У Ф. обнаружены следующие повреждения: Проникающее колото-резаное ранение грудной клетки с повреждением сердца причинено в результате одного воздействия острого колюще-режущего орудия, незадолго до смерти, расценивается как повреждение причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека. Закрытая черепно-мозговая травма: кровоизлияния в кожные лоскуты головы, субдуральная гематома слева в височной области с переходом в среднюю черепную ямку объемом 30-35 мл., субарахноидальные кровоизлияния на конвекситальной поверхности левой лобной доли, на конвекситальной поверхности и с переходом на базальную поверхность левой височной доли и затылочной доли, на конвекситальной поверхности правой теменной доли на границе с медиальной поверхностью, на медиальной поверхности левой лобной доли, в желудочках мозга кровянистый ликвор в обычном количестве - причинена в результате совокупности воздействий твердого тупого предмета (-ов), расценивается как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Рвано-ушибленные раны головы причинены в результате не менее 7 воздействий твердого тупого предмета, незадолго до смерти, разрывы слизистой рта причинены в результате не менее 2 воздействий твердого тупого предмета, незадолго до смерти. Рвано-ушибленные раны головы и разрывы слизистой рта, расцениваются как причинившие легкий вред здоровью человека по признаку длительности расстройства здоровья менее 21 дня. Кровоподтеки и ссадины головы, кровоподтеки шеи, груди, верхних конечностей, кровоизлияния слизистой рта, причинены в результате воздействий твердого тупого предмета и расцениваются как не причинившие вред здоровью. 3) Между проникающим колото-резанным ранением груди с повреждением сердца и смертью потерпевшего имеется прямая причинная связь. (…) 5) Проникающее колото-резаное ранение грудной клетки с повреждением сердца причинено в результате одного воздействия острого колюще-режущего орудия. Кровоподтеки в области головы образовались в результате не менее 11 воздействий твердого тупого предмета, ссадины лица образовались в результате не менее 2 воздействий твердого тупого предмета, кровоподтеки шеи от не менее чем 6 воздействий твердого тупого предмета, на верхних конечностях не менее чем от 7 воздействий твердого тупого предмета. Рвано-ушибленные раны головы причинены в результате не менее 7 воздействий твердого тупого предмета. Разрывы и кровоизлияния слизистой рта причинены в результате не менее 2 воздействий твердого тупого предмета.
4. протокол осмотра предмета – деревянной ножки от табурета
Исследовав и оценив представленную совокупность доказательств, представленные стороной обвинения, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности достаточными для признания Панова П.Н. виновным в умышленном причинении Ф. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Суд в основу приговора полагает необходимым положить показания представителя потерпевшего Ф.В. и свидетелей С.И., Р., М.А., М.Т. поскольку они не содержат противоречий, стабильны и устанавливают одни и те же фактические обстоятельства. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку ранее между подсудимым и свидетелями неприязненных отношений не было, у последних отсутствуют основания для оговора Панова П.Н.
Кроме того, суд считает необходимым в основу приговора положить признательные показания Панова П.Н., данные им на предварительном следствии, т.к. они согласуются с исследованными по делу доказательствами, в частности с показаниями свидетелей и материалами уголовного дела, исследованными в порядке ст. 285 УПК РФ.
К показаниям подсудимого Панова П.Н., данным в судебном заседании, согласно которым он вину в совершении преступления не признает, суд относится критически и расценивает, как избранный способ защиты.
Суд учитывает, что в ходе ссоры подсудимому Панову П.Н. потерпевшим Ф. наносились удары, однако расценивает их, как способ защитится от нападения.
Доводы подсудимого Панова П.Н. о том, что он оборонялся от физически более развитого Ф., который нападал на него с ножом, опровергнуты показаниями свидетелей С.И. и Р., которые пояснили, что ножа в руках Ф. не видели, Панов стал первым наносить удары Ф.
Доводы подсудимого о том, что в отношении него со стороны следователя и оперативных сотрудников милиции оказывалось давление, вследствие чего ему пришлось дать признательные показания, суд признает несостоятельными, поскольку они опровергнуты показаниями свидетеля Д.Ж., что давление на Панова П.Н. не оказывалось, давал показания добровольно, оснований не доверять свидетелю у суда нет.
В судебном разбирательстве установлено, что Панов П.Н. на почве личных неприязненных отношений, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, умышленно нанес потерпевшему Ф. сначала не менее трех ударов деревянным табуретом, 10 ударов деревянной ножкой от табурета, в область расположения жизненно-важных органов - голову, и не менее 15 ударов кулаками причинив телесные повреждения, опасные для жизни человека.
Учитывая тяжесть телесных повреждений, их локализацию, то, что удары были нанесен с достаточной силой деревянным табуретом и деревянной ножкой от табурета в область расположения жизненно-важных органов, суд приходит к выводу о наличии у Панова П.Н. прямого умысла на причинение тяжкого вреда здоровью.
Суд квалифицирует действия Панова П.Н. по ст. 111 ч. 1 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
При назначении наказания Панову П.Н. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, совершение преступления в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, личность подсудимого, ранее судимого за умышленное особо тяжкое преступление, положительно характеризующегося по месту жительства, работы и администрацией исправительного учреждения, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи, его материальное и социальное положение, а так же смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
Смягчающими наказание обстоятельствами суд на основании ст. 61 УК РФ признает признание вины на предварительном следствии, молодой возраст, положительные характеристики, неудовлетворительное состояние здоровья его матери.
Обстоятельств отягчающих наказание Панову П.Н. суд, не усматривает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости назначения Панову П.Н. наказания в виде реального лишения свободы на определённый срок. Суд также учитывает, что преступление совершено в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания по приговору Верховного суда Республики Бурятия от 13 июля 2004 года. Окончательное наказание необходимо назначить по правилам ст. 70 УК РФ.
Оснований для применения ст. 64 и 73 УК РФ и освобождения Панова П.Н. от уголовной ответственности и наказания суд не усматривает.
При решении вопроса о виде исправительного учреждения суд руководствуется ст. 58 УК РФ.
Гражданский иск не заявлен.
При решении вопроса о вещественных доказательствах суд руководствуется ст. 81 УПК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 132 УПК РФ, подлежат взысканию в полном объеме с осужденного Панова П.Н.
Руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
приговорил:
Признать Панова П.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет лишения свободы.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к наказанию по настоящему приговору неотбытой части наказания по приговору Верховного суда Республики Бурятия от 13 июля 2004 года окончательное наказание Панову П.Н. определить в виде лишения свободы на срок 3 (три) года 6 (шесть) месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения в отношении Панова П.Н. изменить на содержание под стражей, которую отметить по вступлению приговора в законную силу. Взять под стражу в зале суда.
Срок отбытия наказания исчислять с 21 декабря 2010 года.
Вещественное доказательство - деревянную ножку от табуретки уничтожить.
Взыскать с Панова П.Н. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме 4028 (Четыре тысячи двадцать восемь) рублей 13 копеек.
Приговор может быть обжалован в течение 10 суток со дня провозглашения в Верховный суд Республики Бурятия. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья Б.И.Бадашкеев