Гр.дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2010 года гор. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыбикдоржиевой Т.В.,
при секретаре Шатаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2», Военному комиссариату Республики Бурятия об обязании ликвидировать несанкционированные свалки,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Улан-Удэ об обязании ликвидировать несанкционированные свалки.
Определением суда в качестве третьих лиц привлечено Управление Роспотребнадзора РФ по РБ и Бурприроднадзор.
Определением суда в качестве соответчика привлечено ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2», Военный комиссариат Республики Бурятия.
В судебном заседании помощник прокурора Хаджаева Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и суду пояснила, что требования направлены на защиту прав населения города Улан-Удэ на благоприятную окружающую среду. Уточнила исковые требования и просила обязать ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок по ул. Кирова д.10 и по ул. Свободы,27, а также обязать ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» обеспечить своевременную очистку, вывоз твердых и жидких бытовых отходов с указанных территорий территории. Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» надлежащим образом организовать работу по ликвидации несанкционированных свалок возле здания по ул. Каландаришвили д. 3 и в п. Солдатский.
В судебном заседании представитель Администрации гор. Улан-Удэ Адактуева С.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, при этом пояснив суду, что в полномочия Администрации г.Улан-Удэ не входит вопрос ликвидации свалок. Часть территории закреплено за ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2», которая несет обязанности по уборке мусора. В части мусора возле административного здания ул. Каландаришвили д. 3 просит возложить обязанности по ее ликвидации на Военный комиссариат РБ, т.к. согласно правил по благоустройству граница ответственности организации составляет в переделах 50м от границ участков. В связи, с чем просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в отношении Администрации г.Улан-Удэ.
В судебном заседании представители Военного комиссариата Республики Бурятия по доверенности Рихтер В.Х. и Тимофеев С.Ф. исковые требования не признали и суду пояснили, что свалка, расположенная рядом с административным зданием ул. Каландарашвили д.3 возникла в связи со сносом здания по ул.Каландаришвили 1, при этом согласно правил по благоустройству меры по уборке территорий после сноса возложены за организацию –заказчика, выполняющую работы по сносу. Считают, что поскольку комиссариат не явялется хозяйствующим субъектом, то возложение обязаностей по уборке територии в 50м от границ участвок применяться не может. В связи, с чем просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований в отношении Военного комиссариата РБ.
В суд не явилась представитель ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» Рогова П.К., извещена о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки неизвестны. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии. Ранее Рогова с исковыми требованиями согласилась в части вверенных ей территории и суду пояснила, что работы по уборке этой территории осуществляются.
Представители третьих лиц в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки неизвестны. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии. Ранее в судебном заседании представитель Управление Роспотребнадзора РФ по РБ по доверенности Булдаев Р.В. и представитель Бурприроднадзора по доверенности Посохов А.А. поддержали исковые требования в полном объеме и суду пояснил, что требование прокурора законно и обоснованно, поскольку имеет место нарушения действующего законодательства об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, в связи с чем образовались несанкционированные свалки, захламление территории.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства проведена совместная выездная проверка со специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ по Республике Бурятия (Управление Роспотребнадзора РФ по РБ) и инспектора Республиканской службы по охране, контролю и регулированию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор) территории Советского района г.Улан-Удэ.
Проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на очистку территорий и ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на территории указанной улицы Советского района г.Улан-Удэ. Так, установлено, что на территории Советского района г.Улан-Удэ расположены следующие несанкционированные свалки:
1. свалка бытового мусора во дворе жилого дома №10 по ул. Кирова радом с надворными постройками, площадью 30 квадратных метров, объемом 15 кубометров;
2. свалка бытового мусора во дворе жилых домов №19 по ул. Свободы площадью 12 квадратных метров, объемом 6 кубометров; выгребная яма для ддгдких бытовых отходов полная
3. свалка бытового мусора во дворе жилых домов №21,23 по ул. Свободы, площадью 50 квадратных метров, объемом 40 кубометров; выгребная яма для жидких бытовых отходов полная.
4. свалка бытового мусора во дворе жилого дома №27 по ул. Свободы за гаражами, площадью 20 квадратных метров, объемом 10 кубометров;
5. свалка бытового мусора во дворе жилого дома №29 по ул. Свободы, площадью 36 квадратных метров, объемом 25 кубометров;
6. свалка бытового и строительного мусора возле административного здания ул. Каландаришвили-3 площадь 500 метров квадратных, объемом 450 кубометров;
7. свалка бытового мусора во дворе жилого дома №8 по ул. Каландаришвили площадью 10 квадратных метров, объемом 5 кубометров, выгребная яма заполнена.
8. свалка бытового мусора в п. Солдатский возле домов №4 по улице Восточная и дом №17 по улице Михалева площадью 700 квадратных метров, объемом 600 кубометров.
9. свалка в п. Солдатский между домами №35,39, ул. Хуторская, и возле дома № 48 ул. Хуторская, площадь земельного участка 1500 метров квадратных замусорена бытовыми отходами.
В рамках рассмотрения дела свалки во дворе жилых домов №19,21,23,29 по ул. Свободы, дома №8 по ул. Каландаришвили ликвидирована (справка от 09 июля 2010года).
Результаты проведенных проверок участниками процесса не оспариваются.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 05 мая 2010года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора на ответчика возложена обязанность по ликвидации свалки рядом с домом №17 по улице Михалева. В связи с уточнением исковых требований представителем истца Хаджаевой названная свалка рассмотрению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и его требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав населения города Улан-Удэ, в частности, на благоприятную окружающую среду. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, п.п.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.13 вышеназванного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 14 июня 2007г. № 642-65 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ (далее - Правила).
В соответствии с п.1.3 Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов. Указанные Правила устанавливают, что координация работ по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Администрация города Улан-Удэ, структурные подразделения Администрации города Улан-Удэ (п.п.1.7, 24.1 Правил).
Согласно требованиям санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988г. N4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Советского района г.Улан-Удэ. Указанное обстоятельство по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность (по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок), не предусмотренная действующим законодательством, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, под которым предполагается осуществление производственных работ в определенной сфере деятельности, а Администрация г.Улан-Удэ, являясь исполнительно-распорядительным органом, не вправе осуществлять хозяйственную деятельность самостоятельно, суд находит не основанными на законе.
Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.
Судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика со ссылкой на нормы Закона РБ 09.03.2010г. №1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» о том, что бытовые отходы (твердые и жидкие) - это отходы потребления, являющиеся следствием жизнедеятельности населения, а не осуществления хозяйственной деятельности органов местного самоуправления; указанный Закон обязывает физических лиц заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством, эта же обязанность предусмотрена Правилами, утвержденными решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 14.06.2007г. №642-65.
Вышеназванный Закон субъекта вступил в силу 24.03.2010г., по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в Официальном вестнике газеты "Бурятия", №41 -13.03.2010г., тогда как проверка проведена 16.03.2010г. Следовательно, по общему правилу, Закон подлежит применению к отношениям, возникшим после введения его в действие, поскольку иное самим Законом не предусмотрено. В связи с чем, ссылку представителя Адактуевой на нормы Закона РБ 09.03.2010г. №1254-IV суд считает несостоятельной. Кроме того, сама по себе ссылка на то, что бытовые отходы относятся к отходам потребления, являющимся следствием жизнедеятельности населения, а не осуществления хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, не свидетельствует об отсутствии обязанности Администрации города принимать меры к организации очистки территорий. Отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими сбор и вывозов отходов, также не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на него. Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а не как вследствие допущения органом местного самоуправления захламления в виде образования несанкционированной свалки бытовыми отходами территории в ходе его хозяйственной и иной деятельности. В связи с чем, доводы стороны ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между наличием несанкционированной свалки бытовых отходов и деятельностью Администрации г.Улан-Удэ, не предоставлении истцом доказательства об эксплуатации указанной свалки Администрацией г.Улан-Удэ и доказательств того, что Администрация осуществляет хозяйственную и иные виды деятельности на территории несанкционированной свалки бытовых отходов, суд находит необоснованными и не имеющими правового значения.
В связи с чем, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора в части обязания органа местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» надлежащим образом организовать работу по ликвидации несанкционированных свалок возле здания по ул. Каландарашвили д. 3 и в п. Солдатский.
Судом обсужден довод представителя Адактуевой о том, что Военный комиссариат РБ явялется надлежащим ответчиком в части вопроса по ликвидации свалки возле здания по ул. Каландаришвили д. 3. Суд принимает во внимание, что свалка образована в связи со сносом дома №1 по ул.Каландарашвили, которое располагалось в пределах 50 метров от здания Военного комиссариата. При этом, данная свалка расположена на площади 500метров. Кроме того, суд учитывает, что снос данного дома был предусмотрен Муниципальной целевой программой «Жилище» муниципального образования «город Улан-Удэ» на 2005-2010года, утв. Постановлением Администрации г.Улан-Удэ №247 от 20 июня 2006года ( с изменениями и дополнениями).
Согласно ч. 14 и ч. 15 п.4.4 Правил ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается: за уборку и содержание территорий хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним территории общего пользования (улицы, переулки и т.д.), подъездов к ним - на хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, пользовании которых находятся указанные территории. Границы ответственности хозяйствующих субъектов устанавливаются по бордюрному камню проезжей части или путем деления расстояния между границами соседних земельных участков пополам (в случаях деления территории во дворах жилых домов, на площадях и т.д.), но не более 50-ти метров от границ участков, ограждений, зданий; за уборку и содержание длительное время не используемых и не осваиваемых территорий, территорий после сноса строений - на организацию-заказчика, которой отведена данная территория или подрядные организации, выполняющие работы по сносу строений.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, довод представителя Адактуевой о том, что Военный комиссариат является надлежащим ответчиком, принят быть не может.
Довод представителей Военного комиссариата в части того, что на них не распространяются Правила по благоустройству ( ч.14 п.4.4 Правил), судом принято быть не может, поскольку в п. 2 Правил указано, что для настоящих Правилах используются понятие хозяйствующий субъект как организация, предприятие, учреждение, индивидуальный предприниматель. Таким образом, обязанности предусмотренные в данных Правилах в отношении хозяйствующих субъектов распространяется и на Военный комиссариат.
Наряду с возложением обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ», в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд считает необходимым возложить обязанности по ликвидации несанкционированной свалки также на управляющую организацию - ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2», обслуживающей указанную территорию – ул.Кирова 19 и Свободы 27.
Пунктом 3.12 Правил по благоустройству предусмотрено, что организация сбора мусора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, содержание в исправном состоянии контейнеров, контроль за выполнением графика вывоза отходов возлагаются по жилищному фонду – на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России 27 сентября 2003 г. N 170, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Поскольку управляющей организацией названных домов является ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2», то обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов по ул.Кирова 19 и Свободы 27должна быть возложена на названную организацию.
Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно:
свалки бытового мусора во дворе жилого дома №10 по ул. Кирова радом с надворными постройками, площадью 30 квадратных метров, объемом 1,5 кубометров;
свалки бытового мусора во дворе жилого дома №27 по ул. Свободы за гаражами, площадью 20 квадратных метров, объемом 10 кубометров;
Обязать ООО «Управляющая компания ЖЭУ №2» обеспечить своевременную очистку, вывоз твердых и жидких бытовых отходов с указанных территорий территории
Обязать органы местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» надлежащим образом организовать работу по ликвидации несанкционированных свалок, а именно:
свалки бытового и строительного мусора возле административного здания ул. Каландирашвили-3 площадь 500 метров квадратных, объемом 450 кубометров,
свалки бытового мусора в п. Солдатский возле домов №4 по улице Восточная.
свалки в п. Солдатский между домами №35,39, ул. Хуторская, и возле дома № 48 ул. Хуторская, площадь земельного участка 1500 метров квадратных замусорена бытовыми отходами.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья: Т.В.Цыбикдоржиева