Дело №РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
13 октября 2010 года Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе:
судьи Гончиковой И.Ч.,
при секретаре Дамбаеве О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Будаева Владимира Чимит-Цыреновича к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Республике Бурятия о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Будаев В.Ч-Ц., действуя также в интересах опекаемой Будаевой А.Ч-Ц. обратился в Кабанский районный суд с иском к Отделению Пенсионного Фонда РФ по РБ о взыскании денежной суммы в размере 10 тыс. руб. в качестве компенсации санаторно-курортного лечения за 2005 год.
Определением Кабанского районного суда от 6 сентября 2010 г. произведена замена ответчика на ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования и дело направлено для рассмотрения по подсудности в Советский районный суд г. Улан-Удэ.
В судебном заседании Будаев В.Ч-Ц. и его представитель адвокат Жаровцев А.П., действующий на основании ордера, иск поддержали суду пояснили, что требования вызваны непредоставлением Будаеву В.Ч-Ц. и его сестре денежного эквивалента набора социальных услуг в течение 2005 г. Будаев В.Ч-Ц. и его сестра Будаева А.В-Ц. являются инвалидами второй группы, имеют право на предоставление санаторно-курортного лечения, либо денежного эквивалента набора социальных услуг. В 2005 г. им компенсация – денежный эквивалент набора социальных услуг не предоставлялся, санаторно-курортное лечение также не было предоставлено. С 2006 г. по 2010 г. каждый год они получают в качестве денежного эквивалента по 500 руб. в месяц, таким образом, в среднем получается по 5000 руб. за год на одного человека. В связи с этим, просили взыскать с ГУ РО ФСС по РБ 10 тыс. руб. в связи с невыплатой компенсации и непредоставлением в натуре санаторно-курортного лечения.
Представитель ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия Овчинникова Н.В. требования не признала и суду пояснила, что порядок предоставления набора социальных услуг, в том числе бесплатного санаторно-курортного лечения при наличии медицинских показаний, установлен и утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 29 декабря 2004 г. При этом, предусмотрен порядок отказа граждан от набора социальных услуг и получения в связи с этим ежемесячной денежной выплаты. Предусмотрено, что с заявлением об отказе от набора социальных услуг гражданин может обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ до 1 октября текущего года, что повлечет прекращение предоставления набора социальных услуг в натуре и ежемесячную выплату денежной суммы с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления. Поскольку такой порядок был утвержден в декабре 2004 г., что исключало возможность обращения граждан с заявлением об отказе от набора социальных услуг, 2005 год был единственным годом, когда социальные услуги предоставлялись всем, имеющим право на их предоставление, в натуре, выплаты никому не производились. Будаев В.Ч-Ц. и его сестра при наличии медицинских показаний могли обратиться за предоставлением бесплатного санаторно-курортного лечения, с таким заявлением в ГУ РО ФСС РФ по РБ не обращались. При указанных обстоятельствах, на сегодняшний день оснований для взыскания в пользу истцов денежной суммы в связи с непредоставлением им санаторно-курортного лечения в 2005 г. не имеется. Просила в иске отказать.
Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, Отделения Пенсионного фонда РФ по РБ Аханаев Т.Б. исковые требования не признал. По существу дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя ГУ РО ФСС по РБ, при этом суду пояснил, что при отказе от набора социальных услуг ежемесячная денежная сумма выплачивается Отделением Пенсионного фонда РФ.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации провозглашает о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который определяет меры социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.
Конкретные объемы, способы и порядок предоставления социальной защиты, гарантированной Конституцией РФ, тем или иным категориям граждан, устанавливаются специальными законами.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, в том числе инвалидам, предусмотрены Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом, согласно части 3 и части 4 статьи 6.3 вышеуказанного федерального закона имеется возможность выбора – получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости.
Частью 4 ст. 6.3 (глава 2, введена в действие 22 августа 2004 г. ФЗ-122) ФЗ-178 предусмотрен порядок отказа от набора социальных услуг, при этом предусмотрено, что гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
При этом частью 5 ст. 6.3 ФЗ-178 предусмотрено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Такой порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан установлен и утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, пунктом 1.5.1 предусмотрен аналогичный указанному в ст. 6.3 ФЗ-178 порядок отказа от набора социальных услуг, то есть путем подачи заявления до 1 октября текущего года.
Установление такого порядка в декабре 2004 г. само по себе исключало возможность отказа от набора социальных услуг на 2005 г., что предполагает предоставление таких социальных услуг в 2005 году в натуре.
Указанное нормативное положение, устанавливающее правовой механизм реализации права граждан на выбор мер социальной поддержки, направлено на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, и обусловлено необходимостью планирования мероприятий, связанных с предоставлением государственной социальной помощи.
Судом не установлено нарушение прав истца Будаева В.Ч-Ц. и представляемой им Будаевой А.В.Ч-Ц., поскольку невозможность получения денежной компенсации в 2005 году не ограничивала их право на получение социальных услуг, то есть государственной социальной помощи, в натуре.
Иной порядок предоставления социальных услуг и отказа от получения набора социальных услуг, предоставляемых государством в целях реализации гарантированного Конституцией РФ права на социальную защиту, законом не предусмотрен.
При указанных обстоятельствах, оснований для возложения на ответчиков обязанности по выплате компенсации за набор социальных услуг в 2005 году, у суда не имеется. В связи с чем в удовлетворении исковых требования должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Будаева Владимира Чимит-Цыреновича отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Бурятия через Советский районный суд г. Улан-Удэ путем подачи кассационной жалобы.
Судья: Гончикова И.Ч.